ПрокурОрский надзор трудовое законодательство
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор трудовое законодательство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2024 N 88-14983/2024 (УИД 57RS0023-01-2023-000306-44)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт сокращения должности, замещаемой гражданином, в результате проведенных организационно-штатных мероприятий подтвержден, процедура увольнения была соблюдена, гражданину были предложены все вакантные должности с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований, при этом гражданин не выразил согласия на занятие какой-либо из предложенных должностей.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы Ф. относительно того, что фактического сокращения штатной численности прокуратуры Орловской области не произошло, являются не обоснованными и опровергаются материалами дела, подтверждающими реальное сокращении штата, направленное на оптимизацию организационной структуры, введение должности старшего помощника прокурора области по особым поручениям за счет высвободившейся должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, занимаемой истцом, не свидетельствует об отсутствии фактического сокращения штата, поскольку право определять численность и штат работников принадлежит работодателю, в силу положений действующего трудового законодательства и положений специальных норм, регулирующих организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, издание приказа о сокращении работников и проведение соответствующих мероприятий по сокращению штата работников относится к компетенции работодателя.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Факт сокращения должности, замещаемой гражданином, в результате проведенных организационно-штатных мероприятий подтвержден, процедура увольнения была соблюдена, гражданину были предложены все вакантные должности с учетом предъявляемых к ним квалификационных требований, при этом гражданин не выразил согласия на занятие какой-либо из предложенных должностей.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы Ф. относительно того, что фактического сокращения штатной численности прокуратуры Орловской области не произошло, являются не обоснованными и опровергаются материалами дела, подтверждающими реальное сокращении штата, направленное на оптимизацию организационной структуры, введение должности старшего помощника прокурора области по особым поручениям за счет высвободившейся должности старшего помощника прокурора области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, занимаемой истцом, не свидетельствует об отсутствии фактического сокращения штата, поскольку право определять численность и штат работников принадлежит работодателю, в силу положений действующего трудового законодательства и положений специальных норм, регулирующих организацию и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации, издание приказа о сокращении работников и проведение соответствующих мероприятий по сокращению штата работников относится к компетенции работодателя.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)"...в прокуратуру... поступило задание... в котором указано, что в связи с поручением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации... прокуратурой края анализируется состояние законности в сфере оплаты труда на предприятиях, находящихся в той или иной стадии банкротства; в этой связи... необходимо представить сведения о предприятиях, находящихся в процедуре банкротства, с описанием проводимых по ним надзорных мероприятий и их результатов.
(КонсультантПлюс, 2025)"...в прокуратуру... поступило задание... в котором указано, что в связи с поручением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации... прокуратурой края анализируется состояние законности в сфере оплаты труда на предприятиях, находящихся в той или иной стадии банкротства; в этой связи... необходимо представить сведения о предприятиях, находящихся в процедуре банкротства, с описанием проводимых по ним надзорных мероприятий и их результатов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Ключевые слова: труд, занятость, защита трудовых прав, прокурорский надзор, трудовое законодательство, неформальная занятость.
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)Ключевые слова: труд, занятость, защита трудовых прав, прокурорский надзор, трудовое законодательство, неформальная занятость.
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)К сведению. Генпрокуратура России в Приказе от 05.02.2024 N 98 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" расставила приоритеты в вопросах надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства. Особое внимание сейчас стоит обратить на уклон в зарплатные вопросы, в т.ч. проверки выполнения работодателями требований об индексации оплаты труда.
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)К сведению. Генпрокуратура России в Приказе от 05.02.2024 N 98 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан" расставила приоритеты в вопросах надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства. Особое внимание сейчас стоит обратить на уклон в зарплатные вопросы, в т.ч. проверки выполнения работодателями требований об индексации оплаты труда.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Данным приказом прокурорам предписано принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства, обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Данным приказом прокурорам предписано принять дополнительные меры к усилению надзора за соблюдением трудового законодательства, обеспечить надлежащую организацию надзора за исполнением положений ТК РФ, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Кассационным определением кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд указал, что проверка соблюдения установленного порядка учета и расследования несчастного случая на производстве не относится к мероприятиям по контролю и надзору за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организация которых до 1 июля 2021 г. регламентировалась статьей 360 ТК РФ. Кроме того, решение заместителя прокурора субъекта Российской Федерации не ограничивает государственного инспектора труда в проведении дополнительного расследования несчастного случая, которое возможно не только по результатам проверки, но и во всех случаях получения сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка учета и расследования несчастного случая на производстве.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Кассационным определением кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе. Суд указал, что проверка соблюдения установленного порядка учета и расследования несчастного случая на производстве не относится к мероприятиям по контролю и надзору за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организация которых до 1 июля 2021 г. регламентировалась статьей 360 ТК РФ. Кроме того, решение заместителя прокурора субъекта Российской Федерации не ограничивает государственного инспектора труда в проведении дополнительного расследования несчастного случая, которое возможно не только по результатам проверки, но и во всех случаях получения сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка учета и расследования несчастного случая на производстве.
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ был принят Приказ Генпрокуратуры России от 14 января 2021 г. N 6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок" <13>. Прокурорам субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы России, Федеральной антимонопольной службы России, Федерального казначейства, Министерства внутренних дел России и Федеральной службы безопасности России предписано выявлять среди организаций подрядчиков, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирмы-однодневки и фирмы-посредники; принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками (организаторами) торгов, предложений преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; неправомерных закупок у единственного поставщика; заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию; завышения цен и незаконного изменения условий контрактов; поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг); нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, а также тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных государственных контрактов.
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ был принят Приказ Генпрокуратуры России от 14 января 2021 г. N 6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок" <13>. Прокурорам субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы России, Федеральной антимонопольной службы России, Федерального казначейства, Министерства внутренних дел России и Федеральной службы безопасности России предписано выявлять среди организаций подрядчиков, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирмы-однодневки и фирмы-посредники; принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками (организаторами) торгов, предложений преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; неправомерных закупок у единственного поставщика; заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию; завышения цен и незаконного изменения условий контрактов; поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг); нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, а также тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных государственных контрактов.
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)5. Карлин А.Б. Прокурорский надзор в контексте развития конституционного законодательства // Правовое регулирование прокурорской деятельности: история и новации (Сухаревские чтения): сб. матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7 окт. 2022 г.) / под общ. ред. Р.В. Журбина. М., 2023.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)5. Карлин А.Б. Прокурорский надзор в контексте развития конституционного законодательства // Правовое регулирование прокурорской деятельности: история и новации (Сухаревские чтения): сб. матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 7 окт. 2022 г.) / под общ. ред. Р.В. Журбина. М., 2023.
Статья: Прокурорский надзор в сфере незаконной миграции: теория и практика
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Приоритет нарушений законодательства в сфере миграции для прокурорского надзора имеет свое рациональное объяснение - мигранты входят в категорию социально незащищенных лиц, особенно в части правонарушений, связанных с организацией трудовой деятельности. Зачастую такие правонарушения отличаются глубокой степенью латентности, в связи с чем органам прокуратуры необходимо проявлять особенное внимание к соблюдению работодателями положений трудового и налогового законодательства в отношении своих работников, являющихся гражданами иностранных государств. При наличии оснований материалы прокурорских проверок в отношении работодателей следует оперативно направлять в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
(Хода В.Д.)
("Миграционное право", 2021, N 2)Приоритет нарушений законодательства в сфере миграции для прокурорского надзора имеет свое рациональное объяснение - мигранты входят в категорию социально незащищенных лиц, особенно в части правонарушений, связанных с организацией трудовой деятельности. Зачастую такие правонарушения отличаются глубокой степенью латентности, в связи с чем органам прокуратуры необходимо проявлять особенное внимание к соблюдению работодателями положений трудового и налогового законодательства в отношении своих работников, являющихся гражданами иностранных государств. При наличии оснований материалы прокурорских проверок в отношении работодателей следует оперативно направлять в следственные органы для возбуждения уголовных дел.
Статья: Защита прав и законных интересов работников как задача трудового законодательства
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Согласно ст. 359 ТК РФ государственные инспекторы труда находятся под защитой государства, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону. Заметим, что это положение аналогично требованию закона о независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации") и о независимости органов прокуратуры (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом независимость судей и прокуратуры обеспечена в том числе их организационной независимостью от органов государственной исполнительной власти, что способствует предупреждению возможного давления на судей и прокуроров со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, позволяет им более эффективно осуществлять возложенные на них функции по защите прав и законных интересов граждан. Однако Роструд не имеет даже статуса самостоятельного федерального министерства, а подчинен Министерству труда и социальной защиты РФ. Такое положение объективно препятствует независимости государственных инспекторов труда при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и защите трудовых прав и свобод граждан, не позволяет эффективно реализовывать цели и задачи трудового законодательства.
(Буянова М.О.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Согласно ст. 359 ТК РФ государственные инспекторы труда находятся под защитой государства, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону. Заметим, что это положение аналогично требованию закона о независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации") и о независимости органов прокуратуры (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"). При этом независимость судей и прокуратуры обеспечена в том числе их организационной независимостью от органов государственной исполнительной власти, что способствует предупреждению возможного давления на судей и прокуроров со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, позволяет им более эффективно осуществлять возложенные на них функции по защите прав и законных интересов граждан. Однако Роструд не имеет даже статуса самостоятельного федерального министерства, а подчинен Министерству труда и социальной защиты РФ. Такое положение объективно препятствует независимости государственных инспекторов труда при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и защите трудовых прав и свобод граждан, не позволяет эффективно реализовывать цели и задачи трудового законодательства.
Статья: Защита трудовых прав в современной России: процессуальные коллизии
(Михайлова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)Очевидно, что трудовые правоотношения не подпадают под сформулированные Пленумом ВС РФ признаки публично-правовых отношений. Даже с учетом того, что трудовое законодательство закрепляет ряд гарантий соблюдения прав и интересов работников, меры контроля и надзора (как прокурорского, так и государственной трудовой инспекцией), они все равно имеют "горизонтальный характер", так как трудовой договор всегда есть продукт согласования воль работника и работодателя, а сам работодатель публично-правовыми полномочиями по отношению к работнику не обладает. Таким образом, трудовые правоотношения являются частноправовыми и обоснованно отнесены к гражданскому судопроизводству. Все их особенности связаны с отдельными условиями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений и не оказывают влияния на их сущность.
(Михайлова Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 1)Очевидно, что трудовые правоотношения не подпадают под сформулированные Пленумом ВС РФ признаки публично-правовых отношений. Даже с учетом того, что трудовое законодательство закрепляет ряд гарантий соблюдения прав и интересов работников, меры контроля и надзора (как прокурорского, так и государственной трудовой инспекцией), они все равно имеют "горизонтальный характер", так как трудовой договор всегда есть продукт согласования воль работника и работодателя, а сам работодатель публично-правовыми полномочиями по отношению к работнику не обладает. Таким образом, трудовые правоотношения являются частноправовыми и обоснованно отнесены к гражданскому судопроизводству. Все их особенности связаны с отдельными условиями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений и не оказывают влияния на их сущность.
Статья: Деятельность частных домов социального обслуживания инвалидов и престарелых - прокурорская забота
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Практика прокурорского надзора свидетельствует о допускаемых системных нарушениях прав инвалидов и престарелых, пребывающих в частных домах социального обслуживания.
(Торговченков В.И.)
("Законность", 2025, N 9)Практика прокурорского надзора свидетельствует о допускаемых системных нарушениях прав инвалидов и престарелых, пребывающих в частных домах социального обслуживания.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Применительно к отдельным категориям лиц некоторые гарантии установлены Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", в котором, в частности, сказано, что "к лицу, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии".
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Применительно к отдельным категориям лиц некоторые гарантии установлены Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", в котором, в частности, сказано, что "к лицу, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии".
Статья: Проблемы предупреждения преступности мигрантов-иностранцев
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В настоящее время назрела необходимость в оптимизации взаимодействия прокуратуры, органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов для оперативного обмена информацией о состоянии законности в сфере миграции, требуется усиление и прокурорского надзора за исполнением законодательства, устанавливающего требования к специальным учреждениям для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению или депортации. Также следует продолжить координацию работы контролирующих и правоохранительных органов по пресечению каналов незаконной миграции, устранению последствий незаконной трудовой деятельности нелегальных мигрантов.
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)В настоящее время назрела необходимость в оптимизации взаимодействия прокуратуры, органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов для оперативного обмена информацией о состоянии законности в сфере миграции, требуется усиление и прокурорского надзора за исполнением законодательства, устанавливающего требования к специальным учреждениям для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению или депортации. Также следует продолжить координацию работы контролирующих и правоохранительных органов по пресечению каналов незаконной миграции, устранению последствий незаконной трудовой деятельности нелегальных мигрантов.
Статья: Государственный контроль (надзор) в области обеспечения авиационной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Надзор и контроль рассматриваются как разные понятия <6>. В этом случае административный надзор является самостоятельной формой контроля. Четкое разграничение проводил профессор В.И. Рохлин. Он называл органами надзора только органы прокурорского надзора, а все остальные органы, осуществляющие надзорные функции, относил к органам государственного контроля <7>.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Надзор и контроль рассматриваются как разные понятия <6>. В этом случае административный надзор является самостоятельной формой контроля. Четкое разграничение проводил профессор В.И. Рохлин. Он называл органами надзора только органы прокурорского надзора, а все остальные органы, осуществляющие надзорные функции, относил к органам государственного контроля <7>.
Статья: Применение прокурором механизма судебной защиты прав уволенных лиц
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)<27> См.: Обзор практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере занятости населения в Уральском федеральном округе за 2020 год, направлен Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 33-09-2021; Обзор практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о занятости населения, направлен Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 41-10-19.
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)<27> См.: Обзор практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере занятости населения в Уральском федеральном округе за 2020 год, направлен Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 33-09-2021; Обзор практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о занятости населения, направлен Письмом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 41-10-19.