ПрокурОрский надзор отходы
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор отходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за нарушения в области обращения с отходами производства и потребления
(Рагимов Р.А.)
("Законность", 2022, N 11)Ключевые слова: прокурор, надзор, окружающая среда, отходы производства и потребления, ответственность.
(Рагимов Р.А.)
("Законность", 2022, N 11)Ключевые слова: прокурор, надзор, окружающая среда, отходы производства и потребления, ответственность.
Статья: Типология правовых моделей уголовно-процессуального управления в досудебном производстве России и государств - участников Содружества Независимых Государств
(Макаренко М.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Следственная функция перестает быть судебной, в рамках прокурорской системы прокурор по отношению к подчиненным следователям становится субъектом как процессуального, так и административного управления. Можно сказать, что он возводится в ранг полноправного "хозяина" в досудебном уголовном судопроизводстве, поскольку наделяется широчайшими надзорными полномочиями по отношению ко всем другим органам предварительного расследования, позволяющими осуществлять активное процессуальное руководство их деятельностью. В целом происходят, во-первых, отход от классической модели прокурорского надзора, во-вторых, его интеграция с системой уголовно-процессуального управления и, в-третьих, наделение прокурора функцией уголовного преследования. И дело здесь не только в составе полномочий прокурора, существенное значение имели характер их практической реализации, его нацеленность на противодействие преступности с привнесением впоследствии также и возможностей координирующего воздействия.
(Макаренко М.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Следственная функция перестает быть судебной, в рамках прокурорской системы прокурор по отношению к подчиненным следователям становится субъектом как процессуального, так и административного управления. Можно сказать, что он возводится в ранг полноправного "хозяина" в досудебном уголовном судопроизводстве, поскольку наделяется широчайшими надзорными полномочиями по отношению ко всем другим органам предварительного расследования, позволяющими осуществлять активное процессуальное руководство их деятельностью. В целом происходят, во-первых, отход от классической модели прокурорского надзора, во-вторых, его интеграция с системой уголовно-процессуального управления и, в-третьих, наделение прокурора функцией уголовного преследования. И дело здесь не только в составе полномочий прокурора, существенное значение имели характер их практической реализации, его нацеленность на противодействие преступности с привнесением впоследствии также и возможностей координирующего воздействия.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В ходе проведения помощником прокурора при участии Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) проверки исполнения требований законодательства о безопасности обращения с отходами I и II классов опасности установлено, что на двух участках площадью 802,5 кв. м и 46,8 кв. м осуществляется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), доступ к указанным местам не ограничен. По результатам лабораторных исследований было установлено негативное изменение состояния почвы в местах несанкционированного размещения отходов, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В ходе проведения помощником прокурора при участии Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) проверки исполнения требований законодательства о безопасности обращения с отходами I и II классов опасности установлено, что на двух участках площадью 802,5 кв. м и 46,8 кв. м осуществляется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), доступ к указанным местам не ограничен. По результатам лабораторных исследований было установлено негативное изменение состояния почвы в местах несанкционированного размещения отходов, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)На территории муниципального образования установлено наличие несанкционированной свалки отходов. По результатам проверки зафиксировано, что свалка образовалась вследствие невыполнения органом местного самоуправления обязанности по организации соответствующего места накопления отходов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)На территории муниципального образования установлено наличие несанкционированной свалки отходов. По результатам проверки зафиксировано, что свалка образовалась вследствие невыполнения органом местного самоуправления обязанности по организации соответствующего места накопления отходов.
Статья: Особенности предоставления права пользования участком недр, в границах которого образованы отходы недропользования, для добычи полезных ископаемых
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Вместе с тем правовые предписания, закрепляющие возможность хозяйствующего субъекта по получению разрешения на право пользования участком недр и лицензии на добычу ПИ и полезных компонентов из отходов недропользования, имеют ряд противоречий и пробелов, что не позволяет в полной мере вовлечь данные объекты в легальный экономический оборот. В юридической литературе указывается на многочисленные нарушения в этой сфере, выявленные при осуществлении прокурорского надзора в части "игнорирования федерального законодательства при лицензировании добычи полезных ископаемых, предоставлении (прекращении) прав пользования недрами" <3>. С учетом этого следует обратить внимание на особенности получения разрешения в отношении участков недр, сформированных в результате образования отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Вместе с тем правовые предписания, закрепляющие возможность хозяйствующего субъекта по получению разрешения на право пользования участком недр и лицензии на добычу ПИ и полезных компонентов из отходов недропользования, имеют ряд противоречий и пробелов, что не позволяет в полной мере вовлечь данные объекты в легальный экономический оборот. В юридической литературе указывается на многочисленные нарушения в этой сфере, выявленные при осуществлении прокурорского надзора в части "игнорирования федерального законодательства при лицензировании добычи полезных ископаемых, предоставлении (прекращении) прав пользования недрами" <3>. С учетом этого следует обратить внимание на особенности получения разрешения в отношении участков недр, сформированных в результате образования отходов недропользования.
Статья: О некоторых реализуемых в Российской Федерации мерах по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, в рамках международной экологической повестки
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Работа прокуроров, в том числе природоохранных, по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, строится в рамках надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании в тесном взаимодействии с территориальными, транспортными и иными специализированными прокурорами, контрольно-надзорными и правоохранительными органами.
(Добрецов Д.Г.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Работа прокуроров, в том числе природоохранных, по предупреждению и пресечению преступлений, оказывающих воздействие на окружающую среду, строится в рамках надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании в тесном взаимодействии с территориальными, транспортными и иными специализированными прокурорами, контрольно-надзорными и правоохранительными органами.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако количество отмененных прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела в России в последние годы сокращается: 2008 г. - 66 804; в 2009 г. - 49 392 (-26,1%); в 2010 г. - 41 048 (-16,9%); в 2011 г. - 35 733 (-12,9%); в 2012 г. - 31 250 (-12,5%); в 2013 г. - 23 692 (-24,2%); в 2014 г. - 19 294 (-18,6%); в 2015 г. - 19 256 (-0,2%); в 2016 г. - 19 359 (+0,5%); в 2017 г. - 17 205 (-11,1%); в 2018 г. - 14 868 (-13,6%); в 2019 г. - 14 022 (-5,7%); в 2020 г. - 11 870 (-15,3%) <3>. Такая тенденция, возможно, указывает на постепенный отход прокуроров от практической проблемы неправильного соотношения институтов возбуждения и прекращения уголовного дела.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Однако количество отмененных прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела в России в последние годы сокращается: 2008 г. - 66 804; в 2009 г. - 49 392 (-26,1%); в 2010 г. - 41 048 (-16,9%); в 2011 г. - 35 733 (-12,9%); в 2012 г. - 31 250 (-12,5%); в 2013 г. - 23 692 (-24,2%); в 2014 г. - 19 294 (-18,6%); в 2015 г. - 19 256 (-0,2%); в 2016 г. - 19 359 (+0,5%); в 2017 г. - 17 205 (-11,1%); в 2018 г. - 14 868 (-13,6%); в 2019 г. - 14 022 (-5,7%); в 2020 г. - 11 870 (-15,3%) <3>. Такая тенденция, возможно, указывает на постепенный отход прокуроров от практической проблемы неправильного соотношения институтов возбуждения и прекращения уголовного дела.
Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<6> Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 N 843 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N 1191" (СЗ РФ. 08.07.2019. N 27. Ст. 3594) с 1 февраля 2020 г. размер платы за проезд большегрузов по федеральным трассам составит 2,2 руб/км. Вводятся новые правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами. Создана новая методика расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами; 9 февраля 2021 г. принят Государственной Думой в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части регулирования порядка транспортирования отходов производства и потребления) N 1063011-7 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1063011-7 (дата обращения: 26.04.2021).
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<6> Постановлением Правительства РФ от 29.06.2019 N 843 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 N 1191" (СЗ РФ. 08.07.2019. N 27. Ст. 3594) с 1 февраля 2020 г. размер платы за проезд большегрузов по федеральным трассам составит 2,2 руб/км. Вводятся новые правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами. Создана новая методика расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами; 9 февраля 2021 г. принят Государственной Думой в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (в части регулирования порядка транспортирования отходов производства и потребления) N 1063011-7 // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1063011-7 (дата обращения: 26.04.2021).
Статья: Международный контроль в сфере противодействия коррупции: вчера, сегодня, завтра
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Мурашкин Игорь Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент; кафедра прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел; Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации.
(Спиридонов А.П., Мурашкин И.Ю.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 2)Мурашкин Игорь Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент; кафедра прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел; Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Природоохранные прокуратуры в системе публичной власти
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)Так, "пределы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства подразделяются: а) по кругу субъектов, на которые распространяются полномочия прокуроров; б) по кругу правовых актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор; в) по кругу органов, принимающих и издающих правовые акты, надзор за законностью которых осуществляют прокуроры; г) по кругу правовых предписаний законов и других нормативных актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор" <11>.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)Так, "пределы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства подразделяются: а) по кругу субъектов, на которые распространяются полномочия прокуроров; б) по кругу правовых актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор; в) по кругу органов, принимающих и издающих правовые акты, надзор за законностью которых осуществляют прокуроры; г) по кругу правовых предписаний законов и других нормативных актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор" <11>.
Статья: Защита прокурором в судебном порядке публичных интересов в сфере собственности
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Институт собственности при подобных обстоятельствах весьма тесно связан с лесным законодательством, поскольку лесной фонд выступает своего рода симбиозом таких объектов собственности, как земля и природные ресурсы. При организации надзора прокурору следует исходить не только из требований законодательства о лесопользовании, но и из общих положений законодательства о собственности.
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Институт собственности при подобных обстоятельствах весьма тесно связан с лесным законодательством, поскольку лесной фонд выступает своего рода симбиозом таких объектов собственности, как земля и природные ресурсы. При организации надзора прокурору следует исходить не только из требований законодательства о лесопользовании, но и из общих положений законодательства о собственности.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<39> См.: Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Утв. Генеральной прокуратурой Российской Федерации 28 декабря 2018 г. N 74/3-34-2018. Пункт 6 // СПС "КонсультантПлюс".
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)<39> См.: Методические рекомендации по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Утв. Генеральной прокуратурой Российской Федерации 28 декабря 2018 г. N 74/3-34-2018. Пункт 6 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ключевые слова: прокурорский надзор, экологическое законодательство, прокурор, акты прокурорского реагирования, прокурорская проверка, полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), земельная и коррупционная составляющие.
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ключевые слова: прокурорский надзор, экологическое законодательство, прокурор, акты прокурорского реагирования, прокурорская проверка, полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), земельная и коррупционная составляющие.
Статья: Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В соответствии с новой Морской доктриной одним из приоритетов морской деятельности, помимо сохранения человеческой жизни на море, является обеспечение экологической безопасности морской среды, сохранение и восстановление морских экосистем, для чего предусмотрены развитие инфраструктуры отечественного атомного флота, системы надзора за его безопасной эксплуатацией, совершенствование технологии утилизации судов с атомными энергетическими установками и ядерных отходов.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В соответствии с новой Морской доктриной одним из приоритетов морской деятельности, помимо сохранения человеческой жизни на море, является обеспечение экологической безопасности морской среды, сохранение и восстановление морских экосистем, для чего предусмотрены развитие инфраструктуры отечественного атомного флота, системы надзора за его безопасной эксплуатацией, совершенствование технологии утилизации судов с атомными энергетическими установками и ядерных отходов.