ПрокурОрский надзор бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 18.03.2024 по делу N 3а-24/2024 (УИД 19OS0000-01-2024-000024-93)
О признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Ширинский район" от 27.12.2023 N 81 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Ширинский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".Доводы представителя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов не свидетельствуют о законности оспариваемого прокурором решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.
О признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования "Ширинский район" от 27.12.2023 N 81 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Ширинский район" на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".Доводы представителя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия о формировании расходной части бюджета муниципального образования с учетом требований законодательства и исполнения предписаний надзорных органов не свидетельствуют о законности оспариваемого прокурором решения, поскольку дефицит бюджета утвержден со значительным превышением установленного бюджетным законодательством норматива при отсутствии реальных источников его финансирования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Место прокуратуры Российской Федерации в системе финансовых правоотношений
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)В сфере ЖКХ регулирование осуществляется Приказом Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 N 140 <5>. Прокуроры обязаны осуществлять надзор непосредственно за освоением средств бюджета на обеспечение реализации мероприятий ЖКХ, включая выполнение мероприятий в рамках госпрограмм и муниципальных программ, грантов на осуществление переданных госполномочий.
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)В сфере ЖКХ регулирование осуществляется Приказом Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 N 140 <5>. Прокуроры обязаны осуществлять надзор непосредственно за освоением средств бюджета на обеспечение реализации мероприятий ЖКХ, включая выполнение мероприятий в рамках госпрограмм и муниципальных программ, грантов на осуществление переданных госполномочий.
Статья: Практика применения судами общей юрисдикции норм об оспаривании нормативных правовых актов
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)<21> Лупарев Е.Б. Поддержание баланса личных и публичных интересов в сфере государственного управления в свете Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 49 - 52; Колесникова О.В. Защита публичного интереса как направление прокурорского надзора за исполнением законов при администрировании неналоговых доходов региональных и местных бюджетов // Российский судья. 2019. N 12. С. 18 - 22; и др.
(Павлова М.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 9)<21> Лупарев Е.Б. Поддержание баланса личных и публичных интересов в сфере государственного управления в свете Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 49 - 52; Колесникова О.В. Защита публичного интереса как направление прокурорского надзора за исполнением законов при администрировании неналоговых доходов региональных и местных бюджетов // Российский судья. 2019. N 12. С. 18 - 22; и др.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"Данное определение также может быть направлено прокурору, осуществлявшему (осуществляющему) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия по делу, по которому допущено превышение разумных сроков (часть 1 статьи 37 УПК РФ).
(ред. от 29.06.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"Данное определение также может быть направлено прокурору, осуществлявшему (осуществляющему) надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия по делу, по которому допущено превышение разумных сроков (часть 1 статьи 37 УПК РФ).
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П
"По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан"1. Согласно подпункту "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428) органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан"1. Согласно подпункту "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1428) органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о таможенной экспертизе
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Анализ надзорной деятельности транспортных прокуратур в указанной сфере показал, что транспортные прокуроры выявляют многочисленные существенные нарушения закона, которые зачастую влекут признание действий и (или) решений таможенных органов незаконными, а результатов экспертиз - недопустимыми доказательствами, при этом создаются предпосылки нарушения прав добросовестных участников ВЭД, интересов общества и государства.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)Анализ надзорной деятельности транспортных прокуратур в указанной сфере показал, что транспортные прокуроры выявляют многочисленные существенные нарушения закона, которые зачастую влекут признание действий и (или) решений таможенных органов незаконными, а результатов экспертиз - недопустимыми доказательствами, при этом создаются предпосылки нарушения прав добросовестных участников ВЭД, интересов общества и государства.
Статья: Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческих организаций в Российской Федерации: правовое регулирование и практика организации
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Помимо перечисленных структур также общий надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе и в области их финансово-хозяйственной деятельности осуществляет прокуратура Российской Федерации. Так, в решении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. указано, что "в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению". При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что, "осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы" <15>.
(Лагутин И.Б.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Помимо перечисленных структур также общий надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе и в области их финансово-хозяйственной деятельности осуществляет прокуратура Российской Федерации. Так, в решении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. указано, что "в рамках надзора за исполнением законов некоммерческими организациями проводятся проверки, в ходе которых требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению". При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что, "осуществляя надзор за исполнением законов некоммерческими организациями, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы" <15>.
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Транспортные прокуроры, осуществляя надзор за исполнением законов в сфере экспорта леса, с одной стороны, обеспечивают соблюдение прав и интересов государства, в том числе предупреждение запрещенного экспорта леса и экспорта леса с нарушением установленных правил, поступление таможенных платежей от экспорта в бюджет страны, привлечение виновных к ответственности и принятие мер предупреждения нарушений, а с другой стороны - являются гарантом соблюдения прав экспортеров, что чрезвычайно важно в условиях антироссийских санкций, направленных на нанесение ущерба российской ВЭД.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Транспортные прокуроры, осуществляя надзор за исполнением законов в сфере экспорта леса, с одной стороны, обеспечивают соблюдение прав и интересов государства, в том числе предупреждение запрещенного экспорта леса и экспорта леса с нарушением установленных правил, поступление таможенных платежей от экспорта в бюджет страны, привлечение виновных к ответственности и принятие мер предупреждения нарушений, а с другой стороны - являются гарантом соблюдения прав экспортеров, что чрезвычайно важно в условиях антироссийских санкций, направленных на нанесение ущерба российской ВЭД.
Статья: "В интересах законности": парадоксы производства в суде надзорной инстанции
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)В качестве примера масштабности надзорной работы следует привести дело, возбужденное по представлению заместителя Генерального прокурора РФ об отмене определения суда о выплате адвокату из средств федерального бюджета вознаграждения в размере 2 359 руб. <20> Конечно, неосновательное обогащение адвоката, да еще и почти на 2,5 тысячи - факт сам по себе настолько вопиющий, что требует вмешательства целого Президиума. Однако если на рассмотрение этого дела высшему судебному органу понадобился, положим, час, а прокурорам и судьям, готовившим и изучавшим представление, не менее одного дня, то на оплату их труда государство израсходовало гораздо больше (от 50 до 100 тыс. рублей), чем переплатило адвокату. Трудно здесь не согласиться с В.А. Давыдовым, что "в уголовном процессе мы потеряли что-то очень важное: возможно, сам смысл уголовно-процессуальной деятельности" <21>.
(Цветков Ю.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)В качестве примера масштабности надзорной работы следует привести дело, возбужденное по представлению заместителя Генерального прокурора РФ об отмене определения суда о выплате адвокату из средств федерального бюджета вознаграждения в размере 2 359 руб. <20> Конечно, неосновательное обогащение адвоката, да еще и почти на 2,5 тысячи - факт сам по себе настолько вопиющий, что требует вмешательства целого Президиума. Однако если на рассмотрение этого дела высшему судебному органу понадобился, положим, час, а прокурорам и судьям, готовившим и изучавшим представление, не менее одного дня, то на оплату их труда государство израсходовало гораздо больше (от 50 до 100 тыс. рублей), чем переплатило адвокату. Трудно здесь не согласиться с В.А. Давыдовым, что "в уголовном процессе мы потеряли что-то очень важное: возможно, сам смысл уголовно-процессуальной деятельности" <21>.
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Так, прокурорами заявляются иски по основаниям нарушения положений законодательства об инвестиционной деятельности (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2021 г. по делу N А83-8019/2020), Федерального закона N 44-ФЗ, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 9 ст. 32, ст. 47 Федерального закона N 44-ФЗ), определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2021 г. по делу N А52-3202/2020), нарушения оценки заявок, завышения сметной стоимости работ (см. Обзор состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, а также о дорогах и дорожной деятельности от 30 ноября 2020 г. N 32-15-2020), установленного порядка перечисления средств бюджета (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г. N А06-5001/2021).
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Так, прокурорами заявляются иски по основаниям нарушения положений законодательства об инвестиционной деятельности (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2021 г. по делу N А83-8019/2020), Федерального закона N 44-ФЗ, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 9 ст. 32, ст. 47 Федерального закона N 44-ФЗ), определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2021 г. по делу N А52-3202/2020), нарушения оценки заявок, завышения сметной стоимости работ (см. Обзор состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, а также о дорогах и дорожной деятельности от 30 ноября 2020 г. N 32-15-2020), установленного порядка перечисления средств бюджета (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 г. N А06-5001/2021).
Статья: Мобильность системы полномочий специализированных муниципалитетов
(Петряев П.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Наше исследование показывает, что мобильность системы полномочий также обусловлена воздействием на нее комплекса государственно-правовых механизмов, среди которых важнейшим является прокурорский надзор как наиболее оперативное и эффективное средство восстановления нарушенного права.
(Петряев П.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Наше исследование показывает, что мобильность системы полномочий также обусловлена воздействием на нее комплекса государственно-правовых механизмов, среди которых важнейшим является прокурорский надзор как наиболее оперативное и эффективное средство восстановления нарушенного права.
Статья: Соблюдение законодательства при исполнении наказания в виде исправительных работ
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)С целью оптимизации работы прокурора и осуществления дополнительного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции целесообразно не только проводить выездные проверки по месту работы осужденных, но и проверять личные дела и акты контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденного и перечислением удержанных сумм в размере, установленном приговором суда, в соответствующий бюджет.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2021, N 7)С целью оптимизации работы прокурора и осуществления дополнительного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции целесообразно не только проводить выездные проверки по месту работы осужденных, но и проверять личные дела и акты контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденного и перечислением удержанных сумм в размере, установленном приговором суда, в соответствующий бюджет.
Статья: Обеспечение прокурором прав семей участников специальной военной операции
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан, имеющих детей, на получение государственной социальной помощи и выплат: Науч.-практ. пособие / (Рук. авт. коллектива Д.И. Ережипалиев и др.), Ген. прокуратура Рос. Федерации; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2023. 121 с.
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан, имеющих детей, на получение государственной социальной помощи и выплат: Науч.-практ. пособие / (Рук. авт. коллектива Д.И. Ережипалиев и др.), Ген. прокуратура Рос. Федерации; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2023. 121 с.
Статья: Обжалование решений о возмещении процессуальных издержек, вынесенных в порядке ч. 3 ст. 131 УПК РФ
(Зеленин С.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Но, как уже было сказано, в правоотношении по возмещению процессуальных издержек участвуют два субъекта: лицо, понесшее расходы в связи с привлечением его к производству по уголовному делу, и государство в лице субъектов, уполномоченных на производство по данному делу и, в силу этого, на распоряжение средствами бюджета, выделенными на указанные цели. Следовательно, законодателю необходимо определить, кто из участников уголовного судопроизводства вправе участвовать в заседании суда от имени государства. Общепризнано, что в интересах бюджета и казны выступает прокурор, наделенный уголовно-процессуальным законом соответствующими правами, например правом предъявления иска в защиту интересов Российской Федерации (ч. 3 ст. 44 УПК РФ), правом обжалования судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Нет оснований подвергать сомнению его полномочия и в рассматриваемой ситуации.
(Зеленин С.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Но, как уже было сказано, в правоотношении по возмещению процессуальных издержек участвуют два субъекта: лицо, понесшее расходы в связи с привлечением его к производству по уголовному делу, и государство в лице субъектов, уполномоченных на производство по данному делу и, в силу этого, на распоряжение средствами бюджета, выделенными на указанные цели. Следовательно, законодателю необходимо определить, кто из участников уголовного судопроизводства вправе участвовать в заседании суда от имени государства. Общепризнано, что в интересах бюджета и казны выступает прокурор, наделенный уголовно-процессуальным законом соответствующими правами, например правом предъявления иска в защиту интересов Российской Федерации (ч. 3 ст. 44 УПК РФ), правом обжалования судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Нет оснований подвергать сомнению его полномочия и в рассматриваемой ситуации.