Прокуратура нормативные правовые акты
Подборка наиболее важных документов по запросу Прокуратура нормативные правовые акты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Состояние законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и работа прокуроров
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)Интерес представляют и сведения <5> о результатах оценки органами прокуратуры нормативных правовых актов в сфере ЖКХ на коррупциогенность, где основные показатели работы за 2022 г. ниже зарегистрированных за пятилетний период максимумов (см. таблицу 3).
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)Интерес представляют и сведения <5> о результатах оценки органами прокуратуры нормативных правовых актов в сфере ЖКХ на коррупциогенность, где основные показатели работы за 2022 г. ниже зарегистрированных за пятилетний период максимумов (см. таблицу 3).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"б) обобщение результатов работы органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе по рассмотрению заключений, выданных по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"б) обобщение результатов работы органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе по рассмотрению заключений, выданных по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Ситуация: Как составить заявление (жалобу) в прокуратуру?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что нормативно-правовыми актами предусмотрено создание мобильных и временных приемных органов прокуратуры. В частности, в органах прокуратуры г. Москвы создана мобильная приемная для выездного личного приема граждан в органах и организациях, в том числе в социальных и лечебных учреждениях (Приказ Генпрокуратуры России от 04.10.2021 N 575; п. 1 Распоряжения Прокуратуры г. Москвы от 07.02.2020 N 20/45р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что нормативно-правовыми актами предусмотрено создание мобильных и временных приемных органов прокуратуры. В частности, в органах прокуратуры г. Москвы создана мобильная приемная для выездного личного приема граждан в органах и организациях, в том числе в социальных и лечебных учреждениях (Приказ Генпрокуратуры России от 04.10.2021 N 575; п. 1 Распоряжения Прокуратуры г. Москвы от 07.02.2020 N 20/45р).
Статья: Формы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления: проблемы нормативно-правового регулирования
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Так, некоторые исследователи утверждают, что инициативная разработка проектов НПА и их внесение прокурорами в порядке нормотворческой инициативы в представительные органы власти подразумевают в качестве средства устранения нарушений закона нормотворчество, а не реализацию надзорной компетенции <23>. При этом, анализируя иные аспекты правотворческой деятельности органов прокуратуры, делается вывод, что создание органами прокуратуры проектов НПА вместо государственных и муниципальных органов может рассматриваться в качестве чрезмерного вмешательства в их деятельность и подмены полномочий компетентных органов публичной власти <24>.
(Надин А.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Так, некоторые исследователи утверждают, что инициативная разработка проектов НПА и их внесение прокурорами в порядке нормотворческой инициативы в представительные органы власти подразумевают в качестве средства устранения нарушений закона нормотворчество, а не реализацию надзорной компетенции <23>. При этом, анализируя иные аспекты правотворческой деятельности органов прокуратуры, делается вывод, что создание органами прокуратуры проектов НПА вместо государственных и муниципальных органов может рассматриваться в качестве чрезмерного вмешательства в их деятельность и подмены полномочий компетентных органов публичной власти <24>.
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что нормативно-правовыми актами предусмотрено создание мобильных и временных приемных органов прокуратуры. В частности, в органах прокуратуры г. Москвы создана мобильная приемная для выездного личного приема граждан в органах и организациях, в том числе в социальных и лечебных учреждениях (Приказ Генпрокуратуры России от 04.10.2021 N 575; п. 1 Распоряжения Прокуратуры г. Москвы от 07.02.2020 N 20/45р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительно отметим, что нормативно-правовыми актами предусмотрено создание мобильных и временных приемных органов прокуратуры. В частности, в органах прокуратуры г. Москвы создана мобильная приемная для выездного личного приема граждан в органах и организациях, в том числе в социальных и лечебных учреждениях (Приказ Генпрокуратуры России от 04.10.2021 N 575; п. 1 Распоряжения Прокуратуры г. Москвы от 07.02.2020 N 20/45р).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Значимую ступень в иерархии нормативных актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности занимают так называемые ведомственные нормативные правовые акты. Они издаются Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, другими правоохранительными органами (см., например: Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел").
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Значимую ступень в иерархии нормативных актов о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности занимают так называемые ведомственные нормативные правовые акты. Они издаются Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, другими правоохранительными органами (см., например: Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел").
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В 2021 г. органами прокуратуры проанализировано 1 830 044 нормативных правовых акта и выявлено 74 324 документа, содержащих в общей сложности 96 780 коррупциогенных факторов.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)В 2021 г. органами прокуратуры проанализировано 1 830 044 нормативных правовых акта и выявлено 74 324 документа, содержащих в общей сложности 96 780 коррупциогенных факторов.
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Приоритетными формами взаимодействия в рассматриваемой сфере, исходя из анализа практической деятельности прокуратуры, являются прежде всего проведение межведомственных совещаний, рабочих групп, семинаров по правовым вопросам; участие в заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта; внесение предложений в планы работы органов местного самоуправления по подготовке нормативных правовых актов; принятие муниципальных нормативных правовых актов, определяющих порядок направления в органы прокуратуры нормативных правовых актов для проведения правовой ревизии; информирование органов местного самоуправления о несоответствии проекта нормативного правового акта требованиям федерального и регионального законодательства; подготовка информационных писем об изменениях законодательства; реализация прокурорами права нормотворческой инициативы; разработка модельных правовых актов.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Наибольший объем полномочий по оспариванию нормативных правовых актов принадлежит органам прокуратуры, которые осуществляют надзор за состоянием законности в государстве, в том числе и в области нормотворчества. Анализ положений ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ показывает, что прокурор вправе оспорить нормативные правовые акты в суде общей юрисдикции по любому основанию, позволяющему считать их незаконными.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Наибольший объем полномочий по оспариванию нормативных правовых актов принадлежит органам прокуратуры, которые осуществляют надзор за состоянием законности в государстве, в том числе и в области нормотворчества. Анализ положений ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ показывает, что прокурор вправе оспорить нормативные правовые акты в суде общей юрисдикции по любому основанию, позволяющему считать их незаконными.