Прокуратура не осуществляет надзор за судом
Подборка наиболее важных документов по запросу Прокуратура не осуществляет надзор за судом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки органов местного самоуправления
(КонсультантПлюс, 2025)...судами установлено, что руководителем соответствующего органа государственного контроля (надзора) решение о проведении проверки не принималось, согласование с прокуратурой субъекта Российской Федерации не проводилось.
(КонсультантПлюс, 2025)...судами установлено, что руководителем соответствующего органа государственного контроля (надзора) решение о проведении проверки не принималось, согласование с прокуратурой субъекта Российской Федерации не проводилось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт участия прокурора в административных делах в судах: от имперского периода до современности
(Левский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Советское государство уделяло особое внимание полномочиям прокурора в судах по гражданским делам и старалось обеспечить полный и всесторонний надзор. Так, Приказом Прокурора СССР от 07.04.1936 "О работе прокуратуры по гражданским делам" <13> были четко изложены задачи в этой сфере. Верховный Суд СССР в 1941 г. разъяснил, что прокурор "не является стороной в процессе, но участвует в процессе как представитель органа государства - прокуратуры" <14>. По данному поводу М.С. Строгович писал, что "прокуратура не осуществляет надзор за судом, а лишь участвует в его деятельности в установленных законом формах" <15>.
(Левский В.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Советское государство уделяло особое внимание полномочиям прокурора в судах по гражданским делам и старалось обеспечить полный и всесторонний надзор. Так, Приказом Прокурора СССР от 07.04.1936 "О работе прокуратуры по гражданским делам" <13> были четко изложены задачи в этой сфере. Верховный Суд СССР в 1941 г. разъяснил, что прокурор "не является стороной в процессе, но участвует в процессе как представитель органа государства - прокуратуры" <14>. По данному поводу М.С. Строгович писал, что "прокуратура не осуществляет надзор за судом, а лишь участвует в его деятельности в установленных законом формах" <15>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Рассмотрим ряд законов более детально. Так, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон "О прокуратуре Российской Федерации") закреплено, что органы прокуратуры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами и опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1), в соответствии со своими полномочиями разрешают заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10). В соответствии с п. 3 ст. 1, ст. ст. 3, 10, 35 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не осуществляют надзор за деятельностью судов и их должностных лиц, не разъясняют принятые ими решения и не дают консультаций по применению действующего законодательства, а рассматривают обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Рассмотрим ряд законов более детально. Так, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон "О прокуратуре Российской Федерации") закреплено, что органы прокуратуры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами и опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1), в соответствии со своими полномочиями разрешают заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ст. 10). В соответствии с п. 3 ст. 1, ст. ст. 3, 10, 35 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры не осуществляют надзор за деятельностью судов и их должностных лиц, не разъясняют принятые ими решения и не дают консультаций по применению действующего законодательства, а рассматривают обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"П.Н. Лакин оспорил действия (бездействие) органов прокуратуры по его обращению в порядке административного судопроизводства. Решением Щербинского районного суда города Москвы от 29 июня 2021 года отказано в удовлетворении требований П.Н. Лакина о признании незаконным бездействия прокуратуры и обязании ее рассмотреть заявление истца в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях. Данное решение оставлено без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 ноября 2021 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2022 года П.Н. Лакину отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, с чем согласился заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (письмо от 21 июля 2022 года). Суды мотивировали свое решение тем, что орган прокуратуры вправе возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов (часть 1 статьи 28.4 КоАП Российской Федерации), однако такой надзор не осуществляется в отношении физических лиц (статья 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"П.Н. Лакин оспорил действия (бездействие) органов прокуратуры по его обращению в порядке административного судопроизводства. Решением Щербинского районного суда города Москвы от 29 июня 2021 года отказано в удовлетворении требований П.Н. Лакина о признании незаконным бездействия прокуратуры и обязании ее рассмотреть заявление истца в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях. Данное решение оставлено без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 23 ноября 2021 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 февраля 2022 года. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2022 года П.Н. Лакину отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, с чем согласился заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (письмо от 21 июля 2022 года). Суды мотивировали свое решение тем, что орган прокуратуры вправе возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов (часть 1 статьи 28.4 КоАП Российской Федерации), однако такой надзор не осуществляется в отношении физических лиц (статья 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2024 N АКПИ24-220
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6.4 Методических рекомендаций по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество, утв. ФССП России 08.12.2015 N 0014/14>Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Данная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации (пункты 1, 8 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6.4 Методических рекомендаций по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество, утв. ФССП России 08.12.2015 N 0014/14>Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Данная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации (пункты 1, 8 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316).
Статья: Разделение власти: к вопросу о юридическом содержании принципа
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Например, в своей деятельности органы исполнительной власти используют общераспространенные методы управления общественными процессами: контроль, надзор, координация, принуждение, убеждение. Но эти же методы используются и органами, составляющими систему законодательных органов, судебных органов. Широкий круг самостоятельных надзорных и контрольных органов, входящих в систему органов исполнительной власти, не дает оснований выделить их в отдельную ветвь органов государственной власти. Счетная палата создана для осуществления финансового контроля, реализуют контрольную функцию налоговые органы. Центральная избирательная комиссия также осуществляет контроль за соблюдением избирательного законодательства. Помимо органов прокуратуры надзор в различных сферах деятельности субъектов права осуществляют и иные надзорные ведомства.
(Малый А.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Например, в своей деятельности органы исполнительной власти используют общераспространенные методы управления общественными процессами: контроль, надзор, координация, принуждение, убеждение. Но эти же методы используются и органами, составляющими систему законодательных органов, судебных органов. Широкий круг самостоятельных надзорных и контрольных органов, входящих в систему органов исполнительной власти, не дает оснований выделить их в отдельную ветвь органов государственной власти. Счетная палата создана для осуществления финансового контроля, реализуют контрольную функцию налоговые органы. Центральная избирательная комиссия также осуществляет контроль за соблюдением избирательного законодательства. Помимо органов прокуратуры надзор в различных сферах деятельности субъектов права осуществляют и иные надзорные ведомства.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Государственное обвинение продолжает существовать и в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, но деятельность по его поддержанию государственным обвинителем не осуществляется. В этой стадии процесса участвует прокурор, целью деятельности которого является скорее надзор за подготовкой дела к судебному рассмотрению <17>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Государственное обвинение продолжает существовать и в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, но деятельность по его поддержанию государственным обвинителем не осуществляется. В этой стадии процесса участвует прокурор, целью деятельности которого является скорее надзор за подготовкой дела к судебному рассмотрению <17>.
Статья: Особенности реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь организациям и органам публичной власти
(Долидзе Т.Ю.)
("Нотариус", 2020, N 8)Кроме проблемы реализации принципа разделения властей, юридическая помощь органам государственной власти и местного самоуправления необходима вследствие особенностей российского института прокуратуры. В большинстве зарубежных стран прокурорские функции ограничиваются поддержкой обвинения по уголовным делам в судах, прокуроры не осуществляют надзор за соблюдением закона властными учреждениями. В России, напротив, прокуратура традиционно наделена надзорными полномочиями, причем надзорная функция является даже основной по сравнению с поддержкой обвинения в судах по уголовным делам <14>. Не отрицая необходимость эффективного прокурорского надзора в правовом государстве (это способствует укреплению законности и правопорядка в стране), подчеркнем, что данное обстоятельство вынуждает законодателя к дополнительным гарантиям юридической защиты прав и законных интересов органов власти (главным образом субъектов РФ, муниципальных образований). Акты прокурорского реагирования могут быть юридически ошибочными, органы власти должны иметь возможность высказывать возражения, отклонять протесты прокуроров, отстаивать свои права и законные интересы в судах. Для этого требуется квалифицированная юридическая помощь по смыслу ч. 1 ст. 48 Конституции РФ.
(Долидзе Т.Ю.)
("Нотариус", 2020, N 8)Кроме проблемы реализации принципа разделения властей, юридическая помощь органам государственной власти и местного самоуправления необходима вследствие особенностей российского института прокуратуры. В большинстве зарубежных стран прокурорские функции ограничиваются поддержкой обвинения по уголовным делам в судах, прокуроры не осуществляют надзор за соблюдением закона властными учреждениями. В России, напротив, прокуратура традиционно наделена надзорными полномочиями, причем надзорная функция является даже основной по сравнению с поддержкой обвинения в судах по уголовным делам <14>. Не отрицая необходимость эффективного прокурорского надзора в правовом государстве (это способствует укреплению законности и правопорядка в стране), подчеркнем, что данное обстоятельство вынуждает законодателя к дополнительным гарантиям юридической защиты прав и законных интересов органов власти (главным образом субъектов РФ, муниципальных образований). Акты прокурорского реагирования могут быть юридически ошибочными, органы власти должны иметь возможность высказывать возражения, отклонять протесты прокуроров, отстаивать свои права и законные интересы в судах. Для этого требуется квалифицированная юридическая помощь по смыслу ч. 1 ст. 48 Конституции РФ.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В статье анализируются основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере с учетом Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 2023 г. N 736 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере". Автор также отмечает, что соблюдение требований нормативных правовых актов в налоговой сфере обеспечивается не только осуществлением прокурорского надзора за деятельностью налоговых органов (их должностных лиц), но и активным взаимодействием в различных формах налоговых органов и органов прокуратуры (обмен информацией, возможность совместного участия в судебных спорах, реализация мероприятий по противодействию коррупции и т.д.).
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)В статье анализируются основные направления прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере с учетом Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 2023 г. N 736 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере". Автор также отмечает, что соблюдение требований нормативных правовых актов в налоговой сфере обеспечивается не только осуществлением прокурорского надзора за деятельностью налоговых органов (их должностных лиц), но и активным взаимодействием в различных формах налоговых органов и органов прокуратуры (обмен информацией, возможность совместного участия в судебных спорах, реализация мероприятий по противодействию коррупции и т.д.).
Статья: Прокурор как субъект гражданских процессуальных правоотношений и формы его участия в гражданском судопроизводстве
(Сайфудинова А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)В рамках настоящей статьи уже было отмечено, что инициативная форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве характеризуется чрезвычайно высокой степенью своей важности и значимости с точки зрения защиты индивидуальных, а также общественных и государственных интересов. Несмотря на тот факт, что прокуратура не может осуществлять надзор за деятельностью судов, стоит особо отметить, что в современных условиях судебные органы достаточно часто допускают судебные ошибки, выносят неправосудные решения, которые впоследствии отменяются вышестоящими судебными инстанциями. Доверие населения к органам судебной власти, к сожалению, в современных условиях является достаточно невысоким, права и законные интересы граждан зачастую не получают достаточной защиты даже при реализации судами своих полномочий по отправлению правосудия. При указанных обстоятельствах вполне рациональным видится расширение полномочий прокурора, однако с учетом необходимости обеспечения принципа не зависимости судей и запрета стороннего вмешательства в их деятельность. Такое расширение полномочий, как представляется, вполне может быть реализовано посредством предоставления прокурорам возможности обжаловать вынесенные по делу судебные акты по наиболее социально важным категориям гражданских дел даже вне зависимости от факта участия конкретного прокурора при рассмотрении и разрешении судом такого дела.
(Сайфудинова А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)В рамках настоящей статьи уже было отмечено, что инициативная форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве характеризуется чрезвычайно высокой степенью своей важности и значимости с точки зрения защиты индивидуальных, а также общественных и государственных интересов. Несмотря на тот факт, что прокуратура не может осуществлять надзор за деятельностью судов, стоит особо отметить, что в современных условиях судебные органы достаточно часто допускают судебные ошибки, выносят неправосудные решения, которые впоследствии отменяются вышестоящими судебными инстанциями. Доверие населения к органам судебной власти, к сожалению, в современных условиях является достаточно невысоким, права и законные интересы граждан зачастую не получают достаточной защиты даже при реализации судами своих полномочий по отправлению правосудия. При указанных обстоятельствах вполне рациональным видится расширение полномочий прокурора, однако с учетом необходимости обеспечения принципа не зависимости судей и запрета стороннего вмешательства в их деятельность. Такое расширение полномочий, как представляется, вполне может быть реализовано посредством предоставления прокурорам возможности обжаловать вынесенные по делу судебные акты по наиболее социально важным категориям гражданских дел даже вне зависимости от факта участия конкретного прокурора при рассмотрении и разрешении судом такого дела.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Только по инициативе прокуратуры города комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебном порядке инициировал вопрос о досрочном расторжении договора аренды земельного участка с одним из инвесторов, не осуществляющим в рамках инвестиционных соглашений строительство здания детского сада и школы при одновременном возведении многоквартирных жилых домов.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Только по инициативе прокуратуры города комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебном порядке инициировал вопрос о досрочном расторжении договора аренды земельного участка с одним из инвесторов, не осуществляющим в рамках инвестиционных соглашений строительство здания детского сада и школы при одновременном возведении многоквартирных жилых домов.