Прокуратура городов и районов
Подборка наиболее важных документов по запросу Прокуратура городов и районов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 220 "Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" КАС РФ"При оставлении административного искового заявления без движения, судья исходила из того, что заявителями при подаче административного иска не соблюдены требования статей 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемые к его форме и содержанию, а именно: в административном исковом заявлении не указаны сведения о правах, свободах и законных интересах, которые нарушаются оспариваемым ответом прокуратуры Ленинского района города Кирова, сведения об обжаловании данного ответа в порядке подчиненности, а также не сформулирована обращенная к суду просьба относительного оспариваемого ответа; не приложена копия данного административного искового заявления для направления судом ответчику, при этом отсутствуют сведения о направлении ответчику копии административного искового заявления."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39 "Участие прокурора в административном деле" КАС РФ"Исходя из изложенного, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 КАС РФ, части 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку по факту выявленных нарушений 31 мая 2022 года прокуратурой Адлерского района города Сочи в отношении администрации города Сочи внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Личностный фактор в трудовом праве
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<9> Приказ Генпрокуратуры России от 31 марта 2023 г. N 227 "Об утверждении квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратуры города, района, приравненной к ним прокуратуры" (в ред. от 26.03.2025) // СПС "КонсультантПлюс".
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<9> Приказ Генпрокуратуры России от 31 марта 2023 г. N 227 "Об утверждении квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратуры города, района, приравненной к ним прокуратуры" (в ред. от 26.03.2025) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Прокурорский надзор как средство преодоления пассивного противодействия досудебному уголовному судопроизводству
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)Последнее обстоятельство указывает, к сожалению, и на то, что противодействию расследованию в виде пассивности следователя, дознавателя, оперативных работников может способствовать и слабый прокурорский надзор. Формальное отношение прокурора к его осуществлению, несвоевременное и поверхностное изучение материалов проверки сообщений о событиях с признаками преступлений, ненадлежащая оценка их результатов оставляют без реагирования очевидную бездеятельность тех, кто должен исчерпывающе выполнять служебные задачи по установлению и изобличению совершивших преступления лиц. Профессор Е. Центров обоснованно подчеркивает, что в самом начале расследования, когда исходной информации крайне мало, велика роль профессиональных знаний, воображения следователя, его умения анализировать, сопоставлять имеющиеся фактические данные, выявлять противоречия между ними и в то же время видеть связи между отдельными фактами и обстоятельствами <10>. Эти профессиональные качества обязан вырабатывать у себя и прокурор, осуществляющий надзор в досудебном производстве. В то же время недостатки прокурорского надзора в рассматриваемой сфере обусловлены и отсутствием должной внутрисистемной организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, контроля со стороны руководителей прокуратур городов, районов за качеством работы подчиненных сотрудников.
(Исаенко В.Н.)
("Законность", 2025, N 7)Последнее обстоятельство указывает, к сожалению, и на то, что противодействию расследованию в виде пассивности следователя, дознавателя, оперативных работников может способствовать и слабый прокурорский надзор. Формальное отношение прокурора к его осуществлению, несвоевременное и поверхностное изучение материалов проверки сообщений о событиях с признаками преступлений, ненадлежащая оценка их результатов оставляют без реагирования очевидную бездеятельность тех, кто должен исчерпывающе выполнять служебные задачи по установлению и изобличению совершивших преступления лиц. Профессор Е. Центров обоснованно подчеркивает, что в самом начале расследования, когда исходной информации крайне мало, велика роль профессиональных знаний, воображения следователя, его умения анализировать, сопоставлять имеющиеся фактические данные, выявлять противоречия между ними и в то же время видеть связи между отдельными фактами и обстоятельствами <10>. Эти профессиональные качества обязан вырабатывать у себя и прокурор, осуществляющий надзор в досудебном производстве. В то же время недостатки прокурорского надзора в рассматриваемой сфере обусловлены и отсутствием должной внутрисистемной организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, контроля со стороны руководителей прокуратур городов, районов за качеством работы подчиненных сотрудников.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"3. Прокуратуры городов и районов, другие территориальные и приравненные к ним специализированные прокуратуры
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"3. Прокуратуры городов и районов, другие территориальные и приравненные к ним специализированные прокуратуры
Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574
(ред. от 05.11.2025)
"О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"Подраздел 3. В прокуратуре города (района)
(ред. от 05.11.2025)
"О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"Подраздел 3. В прокуратуре города (района)
Статья: О проблемах правового регулирования и реализации требования прокурора о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, предусмотренного ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(Ергашев Е.Р.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, подробно прописан в Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 N 596 (далее - Инструкция). Предварительное рассмотрение уведомлений, поступивших в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов, иные территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, осуществляется этими прокуратурами (п. 3.3 Инструкции).
(Ергашев Е.Р.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, подробно прописан в Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 N 596 (далее - Инструкция). Предварительное рассмотрение уведомлений, поступивших в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов, районов, иные территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, осуществляется этими прокуратурами (п. 3.3 Инструкции).
Статья: Экологический паспорт поднадзорной территории как один из способов обобщения сведений о состоянии законности
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)<2> См., напр.: Информационно-аналитическая деятельность прокуратуры города (района): Методическое пособие / НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, рук. авт. колл. К.И. Амирбеков. М., 2013; Аналитическая работа прокуратуры субъекта Российской Федерации: Монография / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, рук. авт. кол. А.Н. Ларьков. М., 2016.
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)<2> См., напр.: Информационно-аналитическая деятельность прокуратуры города (района): Методическое пособие / НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, рук. авт. колл. К.И. Амирбеков. М., 2013; Аналитическая работа прокуратуры субъекта Российской Федерации: Монография / Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, рук. авт. кол. А.Н. Ларьков. М., 2016.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- прокуратуры городов и районов (около 3 000) - основное звено.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- прокуратуры городов и районов (около 3 000) - основное звено.
Статья: Порядок заключения под стражу по УПК РСФСР (в редакции 27 октября 1960 г.): есть ли возможность имплементации в современный уголовный процесс
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2023, N 9)<6> Зеленый П.Г. Организация надзора за дознанием и следствием в прокуратуре города (района) // Там же. С. 44.
(Цоколова О.И.)
("Российский следователь", 2023, N 9)<6> Зеленый П.Г. Организация надзора за дознанием и следствием в прокуратуре города (района) // Там же. С. 44.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)г) информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ в любой форме. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры либо их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур проводят проверку наличия в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, размещенной с нарушением закона, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы вместе с заключением о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации по системе АИК "Надзор-WEB", военные прокуроры - в Главную военную прокуратуру. К материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)г) информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ в любой форме. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные прокуроры либо их заместители при поступлении материалов из прокуратур городов, районов и приравненных к ним специализированных прокуратур проводят проверку наличия в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, размещенной с нарушением закона, и в случае ее неудаления незамедлительно либо не позднее одного рабочего дня с момента поступления уведомления направляют материалы вместе с заключением о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генеральной прокуратуры Российской Федерации по системе АИК "Надзор-WEB", военные прокуроры - в Главную военную прокуратуру. К материалам также прилагается проект требования о принятии мер по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам.
Статья: Привлечение судьи в качестве обвиняемого: процессуальные риски и проблемы
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Во-вторых, если при возбуждении уголовного дела выносится один документ - собственно, само постановление о ВУД, и это нетрудно сделать самому Председателю СК РФ, то предъявление обвинения - более сложная процессуальная форма, предполагающая, помимо формирования и вынесения соответствующего постановления, его предъявление и последующий незамедлительный допрос обвиняемого в присутствии защитника (ст. 171 - 174 УПК РФ). Она не содержит оговорок в отношении спецсубъектов, и, как правило, эти последующие действия совершает уже не сам Председатель СК РФ, а следователь, в чьем производстве находится данное уголовное дело. Кроме того, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, в отличие от постановления о возбуждении уголовного дела, не предполагает ни его самостоятельного обжалования участниками уголовного судопроизводства, ни его отмены прокурором, а сам механизм прокурорского надзора за их законностью также осуществляется на разных уровнях (на уровне Генеральной прокуратуры РФ - при возбуждении уголовного дела, на уровне прокуратуры соответствующего города, района либо субъекта РФ - при привлечении в качестве обвиняемого).
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Во-вторых, если при возбуждении уголовного дела выносится один документ - собственно, само постановление о ВУД, и это нетрудно сделать самому Председателю СК РФ, то предъявление обвинения - более сложная процессуальная форма, предполагающая, помимо формирования и вынесения соответствующего постановления, его предъявление и последующий незамедлительный допрос обвиняемого в присутствии защитника (ст. 171 - 174 УПК РФ). Она не содержит оговорок в отношении спецсубъектов, и, как правило, эти последующие действия совершает уже не сам Председатель СК РФ, а следователь, в чьем производстве находится данное уголовное дело. Кроме того, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, в отличие от постановления о возбуждении уголовного дела, не предполагает ни его самостоятельного обжалования участниками уголовного судопроизводства, ни его отмены прокурором, а сам механизм прокурорского надзора за их законностью также осуществляется на разных уровнях (на уровне Генеральной прокуратуры РФ - при возбуждении уголовного дела, на уровне прокуратуры соответствующего города, района либо субъекта РФ - при привлечении в качестве обвиняемого).
Статья: Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации
(Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Для этого в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов Российской Федерации, крупных прокуратурах городов, районов следовало бы создать соответствующие подразделения, а в остальных прокуратурах обеспечить специализацию сотрудников по линии организационно-методического обеспечения координации правовоспитательной работы с передачей им части функций подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также взаимодействия со СМИ и общественностью.
(Рябцев В.П., Алексеев А.И., Бессарабов В.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 3)Для этого в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов Российской Федерации, крупных прокуратурах городов, районов следовало бы создать соответствующие подразделения, а в остальных прокуратурах обеспечить специализацию сотрудников по линии организационно-методического обеспечения координации правовоспитательной работы с передачей им части функций подразделений по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также взаимодействия со СМИ и общественностью.
Готовое решение: Проводит ли прокуратура плановые проверки
(КонсультантПлюс, 2025)прокуратур городов и районов, иных территориальных и специализированных прокуратур. На этом уровне формируются планы проверок конкретных организаций на основании плановых задач, в том числе поставленных вышестоящими прокуратурами.
(КонсультантПлюс, 2025)прокуратур городов и районов, иных территориальных и специализированных прокуратур. На этом уровне формируются планы проверок конкретных организаций на основании плановых задач, в том числе поставленных вышестоящими прокуратурами.
Статья: Сравнительно-правовое исследование цифровой трансформации органов прокуратуры в странах ЕАЭС
(Отческая Т.И., Афанасьева Т.И., Жукова П.Д., Мишакова Н.В., Дашиева А.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)<46> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.03.2023 N 227 "Об утверждении квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратуры города, района, приравненной к ним прокуратуры" // СПС "КонсультантПлюс".
(Отческая Т.И., Афанасьева Т.И., Жукова П.Д., Мишакова Н.В., Дашиева А.Д.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)<46> Приказ Генерального прокурора РФ от 31.03.2023 N 227 "Об утверждении квалификационных требований к должностям прокурорских работников прокуратуры города, района, приравненной к ним прокуратуры" // СПС "КонсультантПлюс".
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример 2. Прокуратура Волжского района города Саратова провела проверку исполнения законодательства о закупках товаров, работ, услуг.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Пример 2. Прокуратура Волжского района города Саратова провела проверку исполнения законодательства о закупках товаров, работ, услуг.