Производственный контроль санитарные нормы
Подборка наиболее важных документов по запросу Производственный контроль санитарные нормы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32 "Производственный контроль" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Роспотребнадзор, реализуя возложенные на него нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, дискреционные полномочия, при разработке Санитарных правил в соответствии с приведенными нормами федерального законодательства включил в них требования к организации и осуществлению субъектами, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, производственного контроля качества питьевой и горячей воды в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека. Вывод суда о том, что предписания пункта 77 Санитарных правил и пункта 1 Приложения N 4 к Санитарным правилам основаны на требованиях действующего законодательства и прав административного истца не нарушают, является верным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общие обязанности организаций по обеспечению безопасности сотрудников от воздействия опасных биологических факторов
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
(Филатова А.О., Сапельченко Н.Е.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)В постэпидемический период важнейшим документом для реализации указанных требований санитарно-эпидемиологического законодательства должен стать приказ работодателя об утверждении программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Целью приказа является обеспечение постоянного мониторинга и контроля за соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства на предприятии, что позволит своевременно выявлять и устранять возможные нарушения, предотвращая риски для здоровья работников и окружающей среды. Данный приказ должен содержать меры: по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм (СанПиН); регулярной проверке условий труда и безопасности работников, а также санитарного состояния рабочих мест; внедрению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний. В рамках этого приказа на основании санитарных правил и норм, а также практики правоприменения должны быть включены пункты, касающиеся мер предосторожности в условиях повышенной готовности, например: обязательная вакцинация сотрудников в случае угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний, ношение масок и использование других средств индивидуальной защиты в периоды эпидемий, соблюдение социальной дистанции на рабочих местах и в зонах общего пользования. Положительным примером локального регулирования данных вопросов являются Приказы институтов (филиалов) Всероссийского государственного университета юстиции "Об утверждении Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в которых определяются обязанности должностных лиц в области проведения производственного контроля, в том числе и отдельные мероприятия в период ухудшения эпидемической ситуации [11].
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Указанное выше накладывает на ОАО "ТО "Красная Звезда" в силу ст. ст. 11, 24 и 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ обязанность по соблюдению требований и норм санитарно-эпидемиологической безопасности в отношении указанного выше объекта недвижимости. Их ненадлежащее исполнение ОАО "ТО "Красная Звезда", выразившееся в неполном принятии мер к организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на 2017 г., обоснованно квалифицировано должностными лицами и судебными инстанциями по ст. 6.4 КоАП РФ".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Указанное выше накладывает на ОАО "ТО "Красная Звезда" в силу ст. ст. 11, 24 и 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ обязанность по соблюдению требований и норм санитарно-эпидемиологической безопасности в отношении указанного выше объекта недвижимости. Их ненадлежащее исполнение ОАО "ТО "Красная Звезда", выразившееся в неполном принятии мер к организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на 2017 г., обоснованно квалифицировано должностными лицами и судебными инстанциями по ст. 6.4 КоАП РФ".
Нормативные акты
Постановление Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80
"О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2001 N 2862)6.6.2. При выполнении строительно - монтажных работ на территории организации или в производственных цехах помимо контроля за вредными производственными факторами, обусловленными строительным производством, необходимо организовать контроль за соблюдением санитарно - гигиенических норм в установленном порядке.
"О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2001 N 2862)6.6.2. При выполнении строительно - монтажных работ на территории организации или в производственных цехах помимо контроля за вредными производственными факторами, обусловленными строительным производством, необходимо организовать контроль за соблюдением санитарно - гигиенических норм в установленном порядке.
Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ
(ред. от 18.03.2023)
"О радиационной безопасности населения"3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.
(ред. от 18.03.2023)
"О радиационной безопасности населения"3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- приостановление деятельности объектов и отдельных подразделений (цехов), связанное с выявлением нарушения санитарных норм и правил.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- приостановление деятельности объектов и отдельных подразделений (цехов), связанное с выявлением нарушения санитарных норм и правил.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Общие требования санитарных норм. Предприятия общественного питания обязаны проводить производственный контроль, основанный на принципах HACCP (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points) (п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Общие требования санитарных норм. Предприятия общественного питания обязаны проводить производственный контроль, основанный на принципах HACCP (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points) (п. 2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Вопрос: Как организовать проведение производственного контроля по охране труда в организации?
(Консультация эксперта, 2025)Программа производственного контроля по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, разрабатывается с учетом специфики вида деятельности объектов, для каждого из которых имеются свои "критические точки контроля": для объектов, связанных с выделением загрязняющих веществ, - лабораторные исследования качества атмосферного воздуха, для салонов красоты - оценка качества обработки инструментария, для объектов торговли - наличие и достоверность документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, и так далее. Кроме того, объектом производственного контроля для всех перечисленных видов объектов будет являться контроль за сроками прохождения медицинских осмотров, профилактической вакцинации и гигиенической аттестации, визуальный контроль за соблюдением требований санитарных правил и норм на объекте, в том числе на предмет заселенности объекта населенными и грызунами. Перечень "критических точек контроля" этим не ограничивается и полностью зависит от характеристик объекта и осуществляемого вида деятельности (п. 2.2.4 МР 2.1.0247-21).
(Консультация эксперта, 2025)Программа производственного контроля по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, разрабатывается с учетом специфики вида деятельности объектов, для каждого из которых имеются свои "критические точки контроля": для объектов, связанных с выделением загрязняющих веществ, - лабораторные исследования качества атмосферного воздуха, для салонов красоты - оценка качества обработки инструментария, для объектов торговли - наличие и достоверность документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, и так далее. Кроме того, объектом производственного контроля для всех перечисленных видов объектов будет являться контроль за сроками прохождения медицинских осмотров, профилактической вакцинации и гигиенической аттестации, визуальный контроль за соблюдением требований санитарных правил и норм на объекте, в том числе на предмет заселенности объекта населенными и грызунами. Перечень "критических точек контроля" этим не ограничивается и полностью зависит от характеристик объекта и осуществляемого вида деятельности (п. 2.2.4 МР 2.1.0247-21).
Вопрос: Имеются ли основания для отказа от осуществления производственного контроля на основании проведенной ранее специальной оценки условий труда?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судами акцентируется внимание на том, что специальная оценка условий труда не тождественна производственному контролю; оценка условий труда является мероприятием, проводимым в области охраны труда на производстве, и лишь частично затрагивает санитарные нормы производственной деятельности (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 N 15АП-434/2019 по делу N А53-29523/2017 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.07.2019 N Ф08-5954/2019 данное Постановление оставлено без изменения), Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 N 18АП-10478/2018 по делу N А76-3505/2018).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судами акцентируется внимание на том, что специальная оценка условий труда не тождественна производственному контролю; оценка условий труда является мероприятием, проводимым в области охраны труда на производстве, и лишь частично затрагивает санитарные нормы производственной деятельности (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2019 N 15АП-434/2019 по делу N А53-29523/2017 (Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.07.2019 N Ф08-5954/2019 данное Постановление оставлено без изменения), Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 N 18АП-10478/2018 по делу N А76-3505/2018).
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР отражаются расходы на осуществление мероприятий в рамках производственного контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Производственный контроль - это проверка соблюдения учреждением гигиенических норм, санитарных правил и регулярного выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий в целях создания безопасных условий труда работникам (п. 1 ст. 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, п. 2.1 МР 2.2.0244-21).
(КонсультантПлюс, 2025)Производственный контроль - это проверка соблюдения учреждением гигиенических норм, санитарных правил и регулярного выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий в целях создания безопасных условий труда работникам (п. 1 ст. 32 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, п. 2.1 МР 2.2.0244-21).