Прохождение муниципальной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Прохождение муниципальной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная служба: обязанности, ограничения
(КонсультантПлюс, 2025)...отклоняя доводы... А.С.ЕА. о том, что приговором суда ему назначено наказание в виде лишения права занимать должности государственной службы, тогда как должность, с которой истец был уволен, относится к должности муниципальной службы, суд... указал, что для увольнения по пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ достаточно лишь самого факта осуждения муниципального служащего. При этом взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...отклоняя доводы... А.С.ЕА. о том, что приговором суда ему назначено наказание в виде лишения права занимать должности государственной службы, тогда как должность, с которой истец был уволен, относится к должности муниципальной службы, суд... указал, что для увольнения по пункту 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ достаточно лишь самого факта осуждения муниципального служащего. При этом взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ)..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Классные чины муниципальной службы
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... указал на отсутствие у нанимателя безусловной обязанности по присвоению очередного классного чина, исходя лишь из продолжительности нахождения на муниципальной службе, без фактической оценки работодателем уровня профессиональной подготовки, с учетом продолжительности прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине..."
(КонсультантПлюс, 2025)...суд... указал на отсутствие у нанимателя безусловной обязанности по присвоению очередного классного чина, исходя лишь из продолжительности нахождения на муниципальной службе, без фактической оценки работодателем уровня профессиональной подготовки, с учетом продолжительности прохождения муниципальной службы в предыдущем классном чине..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
Статья: Муниципальная должность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 31 Закона о местном самоуправлении установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 31 Закона о местном самоуправлении установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 4. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ,
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Глава 4. ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ,
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу
(ред. от 28.12.2024)
"О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)Статья 46. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую службу или муниципальную службу
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 984н утверждены: Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими; Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению; форма заключения медицинского учреждения.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 984н утверждены: Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими; Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению; форма заключения медицинского учреждения.
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Этим законодатель обращает особое внимание на необходимость организации безопасных условий работы муниципальных властей, объективного, профессионального, непредвзятого процесса прохождения муниципальной службы, формирования убедительной, конструктивной, гражданской позиции, отвечающей высокому уровню правосознания, правовой культуры, нравственности, патриотизма лиц, замещающих муниципальные должности. Данный аспект особо важен в условиях действия Указа Президента РФ N 809 от 9 ноября 2022 г. в части сохранения духовной самобытности, не допуская рисков идеологического и психологического воздействия на граждан РФ чуждой системы идей и ценностей.
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Этим законодатель обращает особое внимание на необходимость организации безопасных условий работы муниципальных властей, объективного, профессионального, непредвзятого процесса прохождения муниципальной службы, формирования убедительной, конструктивной, гражданской позиции, отвечающей высокому уровню правосознания, правовой культуры, нравственности, патриотизма лиц, замещающих муниципальные должности. Данный аспект особо важен в условиях действия Указа Президента РФ N 809 от 9 ноября 2022 г. в части сохранения духовной самобытности, не допуская рисков идеологического и психологического воздействия на граждан РФ чуждой системы идей и ценностей.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)7. Часть 8 комментируемой статьи определяет особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения. Такие особенности определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)7. Часть 8 комментируемой статьи определяет особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения. Такие особенности определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) и, соответственно, особое правовое регулирование.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) и, соответственно, особое правовое регулирование.
Статья: Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Порядок прохождения подобных обязательных диспансеризаций регулируется отдельными документами. В частности, Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечнем заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Порядок прохождения подобных обязательных диспансеризаций регулируется отдельными документами. В частности, Порядком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечнем заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.
Статья: Взыскание с работника расходов на обучение: сложности и риски
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)К сведению. Обратите внимание: с 03.04.2024 вступил в силу Закон, согласно которому право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы теперь имеют граждане, владеющие русским языком, получающие профессиональное образование соответствующего уровня впервые и не имеющие обязательств по ученическому или иному договору, влекущему возникновение трудовых отношений после окончания обучения (Федеральный закон от 23.03.2024 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 28.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)К сведению. Обратите внимание: с 03.04.2024 вступил в силу Закон, согласно которому право участвовать в конкурсе на заключение договора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной службы теперь имеют граждане, владеющие русским языком, получающие профессиональное образование соответствующего уровня впервые и не имеющие обязательств по ученическому или иному договору, влекущему возникновение трудовых отношений после окончания обучения (Федеральный закон от 23.03.2024 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 28.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Особое положение муниципальной службы и ее правового регулирования в своих решениях подчеркивал Конституционный Суд РФ, отмечая, что "специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус служащих, который обусловлен содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми к квалификационным требованиям, а также ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы" <4>. В контексте формирования законодательных основ единой системы публичной власти, а также тематики настоящей статьи уместно вспомнить и еще одну позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П: "Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти" <5>. Несмотря на то что представленная позиция была посвящена вопросам избирательного законодательства, полагаем, что она в равной степени может быть отнесена и к вопросам ограничений и запретов на муниципальной службе, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Особое положение муниципальной службы и ее правового регулирования в своих решениях подчеркивал Конституционный Суд РФ, отмечая, что "специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус служащих, который обусловлен содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми к квалификационным требованиям, а также ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы" <4>. В контексте формирования законодательных основ единой системы публичной власти, а также тематики настоящей статьи уместно вспомнить и еще одну позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П: "Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти" <5>. Несмотря на то что представленная позиция была посвящена вопросам избирательного законодательства, полагаем, что она в равной степени может быть отнесена и к вопросам ограничений и запретов на муниципальной службе, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений.
Статья: Прием на работу бывшего служащего: главные правила и опасные детали, которые нередко пропускают
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке и (или) сведениях о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за период прохождения государственной или муниципальной службы);
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 9)в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке и (или) сведениях о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за период прохождения государственной или муниципальной службы);