Программно-целевой бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Программно-целевой бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Межбюджетные отношения и программно-целевое бюджетное планирование в России: вопросы теории и практики
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)В современный период наблюдаются тенденции расширения оснований и возможностей реализации программно-целевого метода бюджетного планирования как на общегосударственном уровне Российской Федерации (далее также - РФ), так и на уровне входящих в ее состав субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований. Данные тенденции, в свою очередь, ознаменовали попытки предложить научно обоснованные способы совершенствования планирования применительно к финансовым правоотношениям различных видов, развивающимся в связи с функционированием бюджетной системы государства. Реализация программно-целевого метода бюджетного планирования затронула и финансово-правовой механизм упорядочивания межбюджетных отношений - бюджетное регулирование, поскольку распределяемые в связи с формированием финансовых правоотношений данной разновидности бюджетные ресурсы выступают источниками финансирования целевых программ на территориальных уровнях. Программно-целевое планирование в области бюджета в значительной степени основано именно на составлении и выполнении целевых программ, имеющих статус правовых актов планового характера в финансовом праве.
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)В современный период наблюдаются тенденции расширения оснований и возможностей реализации программно-целевого метода бюджетного планирования как на общегосударственном уровне Российской Федерации (далее также - РФ), так и на уровне входящих в ее состав субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований. Данные тенденции, в свою очередь, ознаменовали попытки предложить научно обоснованные способы совершенствования планирования применительно к финансовым правоотношениям различных видов, развивающимся в связи с функционированием бюджетной системы государства. Реализация программно-целевого метода бюджетного планирования затронула и финансово-правовой механизм упорядочивания межбюджетных отношений - бюджетное регулирование, поскольку распределяемые в связи с формированием финансовых правоотношений данной разновидности бюджетные ресурсы выступают источниками финансирования целевых программ на территориальных уровнях. Программно-целевое планирование в области бюджета в значительной степени основано именно на составлении и выполнении целевых программ, имеющих статус правовых актов планового характера в финансовом праве.
Статья: Государство как инвестор: бюджетно-правовой аспект
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Как указывается в научной литературе, планирование бюджетных инвестиций в объекты публичной собственности интегрировано в бюджетный процесс <23>. Бюджетные инвестиции могут быть упомянуты либо непосредственно в бюджете как отдельное приложение к закону (решению) о бюджете, где указываются адресаты, объем и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ), либо в адресных или целевых программах, где принцип соблюдается примерно тот же, а именно сохранение адресного, целевого и срочного характера таких государственных вложений. В адресных инвестиционных программах указываются бюджетные инвестиции капитального характера, а в целевых программах могут быть также установлены целевые индикаторы, показатели и затраты по мероприятиям с учетом соответствующего распределения средств <24>. Концепция бюджетного планирования инвестиций на основе программно-целевого метода формирования и исполнения бюджетов может быть реализована только для недотационных субъектов РФ и муниципалитетов, имеющих бюджеты развития <25>.
(Анисимов Н.И.)
("Право и бизнес", 2025, N 4)Как указывается в научной литературе, планирование бюджетных инвестиций в объекты публичной собственности интегрировано в бюджетный процесс <23>. Бюджетные инвестиции могут быть упомянуты либо непосредственно в бюджете как отдельное приложение к закону (решению) о бюджете, где указываются адресаты, объем и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (ст. 80 Бюджетного кодекса РФ), либо в адресных или целевых программах, где принцип соблюдается примерно тот же, а именно сохранение адресного, целевого и срочного характера таких государственных вложений. В адресных инвестиционных программах указываются бюджетные инвестиции капитального характера, а в целевых программах могут быть также установлены целевые индикаторы, показатели и затраты по мероприятиям с учетом соответствующего распределения средств <24>. Концепция бюджетного планирования инвестиций на основе программно-целевого метода формирования и исполнения бюджетов может быть реализована только для недотационных субъектов РФ и муниципалитетов, имеющих бюджеты развития <25>.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
(ред. от 31.07.2025)2. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Статья: Муниципальные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные программы и сроки их реализации утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 февраля текущего финансового года (п. п. 1 и 2 ст. 179 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.06.2025 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ (в редакции указанного Федерального закона) в части муниципальных программ применяются с 01.01.2027. В прежней редакции абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ было указано, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 апреля текущего финансового года.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Муниципальные программы и сроки их реализации утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с перечнем и структурой государственных (муниципальных) программ, определенными Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 февраля текущего финансового года (п. п. 1 и 2 ст. 179 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 24.06.2025 N 158-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ (в редакции указанного Федерального закона) в части муниципальных программ применяются с 01.01.2027. В прежней редакции абз. 5 п. 2 ст. 179 БК РФ было указано, что муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 1 апреля текущего финансового года.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.