Программа жилье и городская среда
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа жилье и городская среда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.10.2024 N 16-5686/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка заключения, изменения контракта.
Решение: Удовлетворено.Изложенное повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, определенной социальной значимостью объекта, выразившегося в том, что неисполнение конкретных обязательств по выполнению работ по строительству объекта "Улица Орловских Партизан на участке от улицы Московское шоссе до улицы Космонавтов в городе Орле" повлекло негативное влияние на общие показатели реализации мероприятий в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" по мероприятию "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъекта Российской Федерации".
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка заключения, изменения контракта.
Решение: Удовлетворено.Изложенное повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, определенной социальной значимостью объекта, выразившегося в том, что неисполнение конкретных обязательств по выполнению работ по строительству объекта "Улица Орловских Партизан на участке от улицы Московское шоссе до улицы Космонавтов в городе Орле" повлекло негативное влияние на общие показатели реализации мероприятий в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" по мероприятию "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъекта Российской Федерации".
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.10.2023 N 88а-19078/2023 (УИД 47RS0004-01-2022-006952-68)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов и лиц: Об обязании принять решение о восстановлении срока на расселение дома, оспаривании действий по исключению дома из программы.
Обстоятельства: В целях недопущения срыва срока на реализацию региональной программы, что повлекло бы срыв срока реализации национального проекта, ответчик вынужденно принял решение о перераспределении бюджетных средств в рамках имеющихся лимитов. Ответчика незаконных действий и бездействия не допущено.
Решение: Отказано.При установленных по делу обстоятельствах, приведенном правовом регулировании, ссылка административного истца на протокол от 6 марта 2020 г. заседания комиссии комитета по строительству Ленинградской области по проведению конкурсного отбора муниципальных образований Ленинградской области для предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации основного мероприятия "Ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области" подпрограммы "Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области от 14 ноября 2013 г. N 407 (далее-Протокол), не свидетельствует о незаконности постановленных судебных актов.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования уполномоченных органов и лиц: Об обязании принять решение о восстановлении срока на расселение дома, оспаривании действий по исключению дома из программы.
Обстоятельства: В целях недопущения срыва срока на реализацию региональной программы, что повлекло бы срыв срока реализации национального проекта, ответчик вынужденно принял решение о перераспределении бюджетных средств в рамках имеющихся лимитов. Ответчика незаконных действий и бездействия не допущено.
Решение: Отказано.При установленных по делу обстоятельствах, приведенном правовом регулировании, ссылка административного истца на протокол от 6 марта 2020 г. заседания комиссии комитета по строительству Ленинградской области по проведению конкурсного отбора муниципальных образований Ленинградской области для предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации основного мероприятия "Ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области" подпрограммы "Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области от 14 ноября 2013 г. N 407 (далее-Протокол), не свидетельствует о незаконности постановленных судебных актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в условиях пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Наибольшую обеспокоенность вызывает динамика преступлений, связанных с гособоронзаказом и реализацией приоритетных национальных проектов. За указанный период в перечисленных сферах было выявлено 823 и 806 преступлений, соответственно. В большей степени от действий коррупционеров пострадали такие федеральные проекты (программы), как "Демография", "Жилье и городская среда", "Образование", "Здравоохранение" и "Безопасные и качественные автодороги" <7>.
(Куракин А.В., Сухаренко А.Н.)
("Российская юстиция", 2021, N 1)Наибольшую обеспокоенность вызывает динамика преступлений, связанных с гособоронзаказом и реализацией приоритетных национальных проектов. За указанный период в перечисленных сферах было выявлено 823 и 806 преступлений, соответственно. В большей степени от действий коррупционеров пострадали такие федеральные проекты (программы), как "Демография", "Жилье и городская среда", "Образование", "Здравоохранение" и "Безопасные и качественные автодороги" <7>.
Статья: Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)На наш взгляд, необходимо дополнить Проект "Умный город", реализуемый в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика", и принять к апробации в Российской Федерации Проект "Умное село" или "Умный муниципалитет", сделав акцент именно на развитии самоорганизации и публичного муниципального управления: инновационных форм участия граждан в делах местного сообщества, цифровых каналов связи органов местного самоуправления с жителями, а также IQ-агросектора.
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)На наш взгляд, необходимо дополнить Проект "Умный город", реализуемый в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика", и принять к апробации в Российской Федерации Проект "Умное село" или "Умный муниципалитет", сделав акцент именно на развитии самоорганизации и публичного муниципального управления: инновационных форм участия граждан в делах местного сообщества, цифровых каналов связи органов местного самоуправления с жителями, а также IQ-агросектора.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"5.2. В настоящее время существенные средства бюджетов всех уровней направляются на реализацию программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", входящим в состав национального проекта "Жилье и городская среда". Эти программы обычно предусматривают для собственника только возможность компенсации изъятого у него жилого помещения (в виде другого жилого помещения либо в форме денежного выкупа), т.е. фактически по нормам статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а для нанимателя - право на заключение нового договора найма без возможности увеличить площадь предоставляемого жилья, т.е. по нормам статьи 89 данного Кодекса. Само по себе это в противоречие с конституционно значимыми целями не вступает.
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"5.2. В настоящее время существенные средства бюджетов всех уровней направляются на реализацию программ переселения из аварийного жилищного фонда в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", входящим в состав национального проекта "Жилье и городская среда". Эти программы обычно предусматривают для собственника только возможность компенсации изъятого у него жилого помещения (в виде другого жилого помещения либо в форме денежного выкупа), т.е. фактически по нормам статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а для нанимателя - право на заключение нового договора найма без возможности увеличить площадь предоставляемого жилья, т.е. по нормам статьи 89 данного Кодекса. Само по себе это в противоречие с конституционно значимыми целями не вступает.
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по предоставлению субсидий бюджетам на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)По данному направлению расходов отражаются расходы федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по предоставлению субсидий бюджетам на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)М. Хуснуллин: Еще один приоритет нашей работы, Владимир Владимирович, - это расселение из аварийного жилья. В прошлом году завершили федеральный проект расселения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда".
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)М. Хуснуллин: Еще один приоритет нашей работы, Владимир Владимирович, - это расселение из аварийного жилья. В прошлом году завершили федеральный проект расселения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда".
Статья: К вопросу совершенствования правового обеспечения качества городской среды в Российской Федерации
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)В настоящее время в Российской Федерации ведется активная деятельность по формированию комфортной городской среды. С целью правового регулирования данного процесса на федеральном уровне приняты национальные и федеральные проекты, акты ведомств и иные нормативные акты. Например, федеральный проект "Формирование комфортной городской среды", действующий в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", призван устранить негативные тенденции в благоустройстве территорий, построить взаимодействие территорий и административных структур, сформировать доверие к органам власти <1>. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 марта 2019 г. N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", ежегодно при планировании федерального бюджета закладываются денежные средства на формирование комфортной городской среды <2>.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2024, N 9)В настоящее время в Российской Федерации ведется активная деятельность по формированию комфортной городской среды. С целью правового регулирования данного процесса на федеральном уровне приняты национальные и федеральные проекты, акты ведомств и иные нормативные акты. Например, федеральный проект "Формирование комфортной городской среды", действующий в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", призван устранить негативные тенденции в благоустройстве территорий, построить взаимодействие территорий и административных структур, сформировать доверие к органам власти <1>. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 марта 2019 г. N 162/пр утверждены Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", ежегодно при планировании федерального бюджета закладываются денежные средства на формирование комфортной городской среды <2>.
Статья: Цели и задачи оценки эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)С этой задачей тесно связана другая задача - мониторинг качества и эффективности реализации мероприятий национальных проектов, федеральных проектов и программ. В соответствии с национальными целями утверждены 13 национальных проектов, в их числе: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги и другие <11>. В рамках национальных целей также реализуются: комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры <12> и комплексная программа "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации" <13>. Принципиально важное значение, особенно в контексте реализации национальных целей развития, имеет адаптация к ним базовых показателей, критериев и индикаторов оценки. По этим причинам к выработке критериев должны быть привлечены не только органы публичной власти федерального уровня, но и субъекты Российской Федерации.
(Ульянов А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)С этой задачей тесно связана другая задача - мониторинг качества и эффективности реализации мероприятий национальных проектов, федеральных проектов и программ. В соответствии с национальными целями утверждены 13 национальных проектов, в их числе: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда; экология; безопасные и качественные автомобильные дороги и другие <11>. В рамках национальных целей также реализуются: комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры <12> и комплексная программа "Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации" <13>. Принципиально важное значение, особенно в контексте реализации национальных целей развития, имеет адаптация к ним базовых показателей, критериев и индикаторов оценки. По этим причинам к выработке критериев должны быть привлечены не только органы публичной власти федерального уровня, но и субъекты Российской Федерации.
Статья: "Коронавирусная" экономическая преступность в России: состояние, тенденции и меры борьбы
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Особую тревогу вызывают участившиеся преступные посягательства на бюджетные средства, выделяемые на реализацию гособоронзаказа и 12 приоритетных национальных проектов (программ): за 2020 г. в указанных сферах было выявлено 1,8 тыс. преступлений. Большинство совершенных хищений касались таких дорогостоящих нацпроектов, как "Демография", "Жилье и городская среда", "Образование", "Здравоохранение", а также "Безопасные и качественные автодороги" <7>.
(Сухаренко А.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Особую тревогу вызывают участившиеся преступные посягательства на бюджетные средства, выделяемые на реализацию гособоронзаказа и 12 приоритетных национальных проектов (программ): за 2020 г. в указанных сферах было выявлено 1,8 тыс. преступлений. Большинство совершенных хищений касались таких дорогостоящих нацпроектов, как "Демография", "Жилье и городская среда", "Образование", "Здравоохранение", а также "Безопасные и качественные автодороги" <7>.
Статья: Повышение комфортности городской среды как задача органов местного самоуправления
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется повышенным вниманием со стороны государственных структур к проблеме качества городской среды, что нашло отражение в целом ряде недавних выступлений и посланий Президента России В.В. Путина, в национальных проектах и программах. Так, с 2018 года начал действие проект, направленный на формирование удобных условий жизни в городах и селах. Согласно проекту "Жилье и городская среда" главная цель - поэтапное благоустройство дворов и общественных пространств: парки, скверы, набережные, площади и др. (рис. 1).
(Храмцов А.Б.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 11)Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется повышенным вниманием со стороны государственных структур к проблеме качества городской среды, что нашло отражение в целом ряде недавних выступлений и посланий Президента России В.В. Путина, в национальных проектах и программах. Так, с 2018 года начал действие проект, направленный на формирование удобных условий жизни в городах и селах. Согласно проекту "Жилье и городская среда" главная цель - поэтапное благоустройство дворов и общественных пространств: парки, скверы, набережные, площади и др. (рис. 1).
Статья: Некоторые аспекты реализации жилищной политики в рамках программы комплексного развития территории жилой застройки
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Преимущество внесенных законодательных изменений объясняется тем, что в центре городов налажена инфраструктура, развитие которой на окраинах городов приводит к увеличению стоимости жилья, а также созданию комфортной и благоприятной среды для проживания. Данная программа лишь предоставляет субъектам РФ право, а не обязанность по ее реализации <4>.
(Прощалыгин Р.А., Игошкина М.Е.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Преимущество внесенных законодательных изменений объясняется тем, что в центре городов налажена инфраструктура, развитие которой на окраинах городов приводит к увеличению стоимости жилья, а также созданию комфортной и благоприятной среды для проживания. Данная программа лишь предоставляет субъектам РФ право, а не обязанность по ее реализации <4>.
Статья: Вопросы противодействия экономической преступности в сфере дорожного хозяйства в субъектах Сибирского федерального округа России
(Надейкина О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)За счет Дорожного фонда России в СФО выделяются денежные средства на развитие четырех государственных программ, из них наибольший объем распределяется на реализацию Государственной программы "Развитие транспортной системы" <3>, остальная часть - на региональные проекты "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Жилье и городская среда", "Безопасный город", в рамках которых приобретаются дорожная техника и оборудование, предоставляются субсидии местным бюджетам на проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание дорог местного значения, создание базовой и коммуникационной инфраструктуры аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город", обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к остановочным комплексам и пешеходным переходам на маршрутах общественного транспорта, а также на реализацию инфраструктурных проектов по строительству жилищного фонда региона (подъездные маршруты к жилым домам, установление остановочных комплексов, парковок и т.д.).
(Надейкина О.А.)
("Российский следователь", 2025, N 1)За счет Дорожного фонда России в СФО выделяются денежные средства на развитие четырех государственных программ, из них наибольший объем распределяется на реализацию Государственной программы "Развитие транспортной системы" <3>, остальная часть - на региональные проекты "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Жилье и городская среда", "Безопасный город", в рамках которых приобретаются дорожная техника и оборудование, предоставляются субсидии местным бюджетам на проектирование, строительство, капитальный ремонт и содержание дорог местного значения, создание базовой и коммуникационной инфраструктуры аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город", обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к остановочным комплексам и пешеходным переходам на маршрутах общественного транспорта, а также на реализацию инфраструктурных проектов по строительству жилищного фонда региона (подъездные маршруты к жилым домам, установление остановочных комплексов, парковок и т.д.).
Статья: Право на город и его юридическое содержание
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Значимость городской среды для социально-экономического развития отражена в ряде стратегических документов. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" называет в числе национальных целей создание "комфортной и безопасной среды для жизни", а к показателям, характеризующим достижение цели, относит "улучшение качества городской среды в полтора раза" (п. 2). В Государственной программе РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710) подчеркивается связь комфортной городской среды с реализацией права на жилище: "Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды" <9>. Последнее названо в документе приоритетом государства в жилищно-коммунальной сфере.
(Кожевников О.А., Мочалов А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)Значимость городской среды для социально-экономического развития отражена в ряде стратегических документов. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" называет в числе национальных целей создание "комфортной и безопасной среды для жизни", а к показателям, характеризующим достижение цели, относит "улучшение качества городской среды в полтора раза" (п. 2). В Государственной программе РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710) подчеркивается связь комфортной городской среды с реализацией права на жилище: "Улучшение жилищных условий граждан подразумевает не только обеспечение доступным и комфортным жильем, но и создание комфортной городской среды" <9>. Последнее названо в документе приоритетом государства в жилищно-коммунальной сфере.
Статья: Сложность оценки стоимости залога в массовой ипотеке на индивидуальное жилищное строительство
(Горулев А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)E - Estimated (расчетное значение, основанное на данных по заключенным контрактам, программам и т.д.);
(Горулев А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)E - Estimated (расчетное значение, основанное на данных по заключенным контрактам, программам и т.д.);