Программа сохранение лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа сохранение лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Участие Руанды в международных программах по защите лесов привело к началу изменения подхода к сохранению лесов на территории государства. За последние годы в стране были приняты Стратегия зеленого роста и устойчивости к изменению климата (2011 г.), Национальная лесная политика (2010 г., обновлена в 2018 г.) и Стратегический план преобразования сельского хозяйства в Руанде, этапы III и IV (2013, 2018 гг.) <37>.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Участие Руанды в международных программах по защите лесов привело к началу изменения подхода к сохранению лесов на территории государства. За последние годы в стране были приняты Стратегия зеленого роста и устойчивости к изменению климата (2011 г.), Национальная лесная политика (2010 г., обновлена в 2018 г.) и Стратегический план преобразования сельского хозяйства в Руанде, этапы III и IV (2013, 2018 гг.) <37>.
Статья: "Углеродный рынок": эколого-правовые аспекты
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В качестве иных мер по сохранению лесов в рамках правового регулирования можно выделить государственный лесопатологический мониторинг и государственный мониторинг воспроизводства лесов, охрану и защиту лесов, борьбу с незаконной рубкой, программы по лесовосстановлению и лесовозобновлению, а также лесоразведение.
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В качестве иных мер по сохранению лесов в рамках правового регулирования можно выделить государственный лесопатологический мониторинг и государственный мониторинг воспроизводства лесов, охрану и защиту лесов, борьбу с незаконной рубкой, программы по лесовосстановлению и лесовозобновлению, а также лесоразведение.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что результаты мероприятий по сохранению лесов, в том числе результаты выполнения работ по охране (за исключением работ по тушению лесных пожаров), защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, подлежат фотофиксации с использованием специального программного обеспечения, позволяющего в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы установить координаты места и время осуществления мероприятий.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что результаты мероприятий по сохранению лесов, в том числе результаты выполнения работ по охране (за исключением работ по тушению лесных пожаров), защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, подлежат фотофиксации с использованием специального программного обеспечения, позволяющего в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы установить координаты места и время осуществления мероприятий.
Статья: Понятие и правовые основы "зеленой" (низкоуглеродной) экономики
(Закупень Т.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Предусмотрены к реализации такие федеральные проекты, как: "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности", "Чистый воздух", "Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал", "Сохранение уникальных водных объектов", "Сохранение лесов", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Внедрение наилучших доступных технологий". Утверждены планы мероприятий, определены сроки реализации, исполнители, бюджет, а также ответственные министерства и ведомства.
(Закупень Т.В.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Предусмотрены к реализации такие федеральные проекты, как: "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности", "Чистый воздух", "Чистая вода", "Оздоровление Волги", "Сохранение озера Байкал", "Сохранение уникальных водных объектов", "Сохранение лесов", "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма", "Внедрение наилучших доступных технологий". Утверждены планы мероприятий, определены сроки реализации, исполнители, бюджет, а также ответственные министерства и ведомства.
Статья: Инвентаризация лесов. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Лахтионов А., Никонова О., Колесниченко М., Юдин В.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 12)Контрольно-счетной палатой Сахалинской области в 2023 году проводились проверки использования средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области" (включая исполнение регионального проекта "Сохранение лесов Сахалинской области"), за 2021, 2022 годы и истекший период 2023 года.
(Лахтионов А., Никонова О., Колесниченко М., Юдин В.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 12)Контрольно-счетной палатой Сахалинской области в 2023 году проводились проверки использования средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Сахалинской области "Развитие лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий Сахалинской области" (включая исполнение регионального проекта "Сохранение лесов Сахалинской области"), за 2021, 2022 годы и истекший период 2023 года.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Аудит системы мониторинга и учета лесных ресурсов Российской Федерации, а также охраны лесов от пожаров за 2020 - 2021 годы и истекший период 2022 года"
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)Так, существует риск недостижения целевого показателя "Поглощение лесами углерода", предусмотренного Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года <114> на 2024 год в размере 1 100 млн т CO2-экв., что в 1,8 раза больше, чем запланировано Стратегией развития лесного комплекса до 2030 года <115> по стратегическому сценарию, паспортом государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" <116> и федеральным проектом "Сохранение лесов", а на 2030 год - 2 500 млн т CO2-экв., или в 4 раза больше значения, запланированного Стратегией развития лесного комплекса до 2030 года и федеральным проектом "Сохранение лесов". С 2010 года баланс парниковых газов сокращается <117>.
(Мамедов С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 4)Так, существует риск недостижения целевого показателя "Поглощение лесами углерода", предусмотренного Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года <114> на 2024 год в размере 1 100 млн т CO2-экв., что в 1,8 раза больше, чем запланировано Стратегией развития лесного комплекса до 2030 года <115> по стратегическому сценарию, паспортом государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" <116> и федеральным проектом "Сохранение лесов", а на 2030 год - 2 500 млн т CO2-экв., или в 4 раза больше значения, запланированного Стратегией развития лесного комплекса до 2030 года и федеральным проектом "Сохранение лесов". С 2010 года баланс парниковых газов сокращается <117>.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)2. Республика Дагестан. Как и в других регионах страны, в Республике Дагестан органы местного самоуправления осуществляют разработку муниципальных природоохранных программ, направленных на улучшение экологической ситуации (ее отдельных аспектов) на территории конкретного муниципалитета. Так, в муниципальной программе, утвержденной администрацией сельского поселения "Село Мугарты" (Дербентский район), от 24 декабря 2019 г. "Охрана окружающей среды на территории муниципального образования сельского поселения "село Мугарты" на 2020 - 2022 год" предусматривалось три варианта участия поселения в реализации полномочий республиканских органов власти в сфере обращения с отходами: устройство, содержание и ремонт площадок для сбора ТКО; выявление и ликвидация несанкционированных свалок; развитие и совершенствование системы обращения с отходами. Общий объем финансирования программы составлял 6 миллионов рублей.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)2. Республика Дагестан. Как и в других регионах страны, в Республике Дагестан органы местного самоуправления осуществляют разработку муниципальных природоохранных программ, направленных на улучшение экологической ситуации (ее отдельных аспектов) на территории конкретного муниципалитета. Так, в муниципальной программе, утвержденной администрацией сельского поселения "Село Мугарты" (Дербентский район), от 24 декабря 2019 г. "Охрана окружающей среды на территории муниципального образования сельского поселения "село Мугарты" на 2020 - 2022 год" предусматривалось три варианта участия поселения в реализации полномочий республиканских органов власти в сфере обращения с отходами: устройство, содержание и ремонт площадок для сбора ТКО; выявление и ликвидация несанкционированных свалок; развитие и совершенствование системы обращения с отходами. Общий объем финансирования программы составлял 6 миллионов рублей.
Статья: Генезис прав и обязанностей граждан при использовании лесов для собственных нужд
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)В области использования лесов были установлены обязанности граждан по сохранению лесов от пожаров, потрав, нападения насекомых и др. и принятию мер по заботливому отношению к общенародному благу и к возможно бережному расходованию полученных лесных материалов (ст. 40 Декрета).
(Шуплецова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)В области использования лесов были установлены обязанности граждан по сохранению лесов от пожаров, потрав, нападения насекомых и др. и принятию мер по заботливому отношению к общенародному благу и к возможно бережному расходованию полученных лесных материалов (ст. 40 Декрета).
Статья: О значении особоохраняемых природных территорий в достижении целей зеленой экономики: правовой аспект
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)В статье отмечается, что развитие системы ООПТ в России не является "магистральной линией" перехода страны на стандарты зеленой экономики, однако уточнение правового режима ООПТ способно внести ощутимый вклад как в развитие и сохранение лесного фонда как главного поглотителя парниковых газов, так и в создание системы стимулов для развития экологического туризма на ООПТ. Это поможет гарантировать недопущение сокращения площади ООПТ под влиянием экономических целей, а также регулировать этот процесс с учетом положений концепции устойчивого развития, предполагающей поиск баланса экономических, экологических и социальных интересов.
(Рыженков А.Я.)
("Юрист", 2022, N 10)В статье отмечается, что развитие системы ООПТ в России не является "магистральной линией" перехода страны на стандарты зеленой экономики, однако уточнение правового режима ООПТ способно внести ощутимый вклад как в развитие и сохранение лесного фонда как главного поглотителя парниковых газов, так и в создание системы стимулов для развития экологического туризма на ООПТ. Это поможет гарантировать недопущение сокращения площади ООПТ под влиянием экономических целей, а также регулировать этот процесс с учетом положений концепции устойчивого развития, предполагающей поиск баланса экономических, экологических и социальных интересов.
"Правовое обеспечение экологической безопасности Российской Федерации: состояние и перспективы развития: монография"
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Конференцией ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат-III), призванной содействовать вышеназванной цели в области устойчивого развития, была разработана Новая программа развития городов <90>, в которой дополнительно закреплено в качестве отдельного самостоятельного направления - экологически устойчивое и стабильное городское развитие, призванное обеспечить устойчивость регулирования ресурсов, включающих в себя землю, воду, энергию, материалы, леса и продовольствие при минимизации всех отходов, опасных химических веществ, включая загрязнители воздуха, парниковые газы и шум, в целях сохранения, воспроизводства, восстановления и устойчивости экосистемы города. В документе обращается внимание на необходимость следования подходу "умный город" с присущими ему цифровизацией, экологически чистой энергией и технологиями, а также инновационными транспортными технологиями.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Юстицинформ", 2022)Конференцией ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат-III), призванной содействовать вышеназванной цели в области устойчивого развития, была разработана Новая программа развития городов <90>, в которой дополнительно закреплено в качестве отдельного самостоятельного направления - экологически устойчивое и стабильное городское развитие, призванное обеспечить устойчивость регулирования ресурсов, включающих в себя землю, воду, энергию, материалы, леса и продовольствие при минимизации всех отходов, опасных химических веществ, включая загрязнители воздуха, парниковые газы и шум, в целях сохранения, воспроизводства, восстановления и устойчивости экосистемы города. В документе обращается внимание на необходимость следования подходу "умный город" с присущими ему цифровизацией, экологически чистой энергией и технологиями, а также инновационными транспортными технологиями.