Программа содействия занятости
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа содействия занятости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование содействия занятости молодежи как одного из ключевых направлений государственной политики занятости в Российской Федерации
(Антонова Н.В., Павловская О.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)<3> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2021. N 51. Ст. 8941.
(Антонова Н.В., Павловская О.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)<3> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 3581-р "Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2021. N 51. Ст. 8941.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<33> См. Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<33> См. Долгосрочную программу содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 3581-р.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В соответствии с Законом о занятости и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" в субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов. С 2022 г. программа вошла в федеральный проект "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В соответствии с Законом о занятости и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" в субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов. С 2022 г. программа вошла в федеральный проект "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Одной из основных целей Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" <1> являются создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение этой цели предполагает внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Одной из основных целей Государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" <1> являются создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Достижение этой цели предполагает внедрение управления профессиональными рисками в систему охраны труда для всех работодателей.
Статья: Подготовка квалифицированных кадров как важнейшее условие обеспечения технологического суверенитета в Российской Федерации: правовые механизмы и стратегия развития высшего образования
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)3. Институциональные механизмы: разработка прогнозов баланса трудовых ресурсов; государственная программа "Содействие занятости населения"; региональные программы повышения мобильности (в г. Москве с 2020 г. действует Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, в том числе прогноза потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2020 N 1512-ПП <25>).
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)3. Институциональные механизмы: разработка прогнозов баланса трудовых ресурсов; государственная программа "Содействие занятости населения"; региональные программы повышения мобильности (в г. Москве с 2020 г. действует Порядок разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, в том числе прогноза потребности в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2020 N 1512-ПП <25>).
Статья: Наставникам хотят установить надбавки
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 12)Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В перечне поручений Президента РФ от 25.07.2023 N Пр-1470 обозначена необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе трудовое, в части регулирования трудовых отношений, связанных с наставничеством в различных сферах деятельности. Также в перечне поручений Президента РФ от 12.02.2024 N Пр-251ГС указано на внесение в трудовое законодательство РФ изменений, предусматривающих возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства РФ в части организации наставничества определена п. 24 Плана мероприятий по реализации долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 12)Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В перечне поручений Президента РФ от 25.07.2023 N Пр-1470 обозначена необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе трудовое, в части регулирования трудовых отношений, связанных с наставничеством в различных сферах деятельности. Также в перечне поручений Президента РФ от 12.02.2024 N Пр-251ГС указано на внесение в трудовое законодательство РФ изменений, предусматривающих возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства РФ в части организации наставничества определена п. 24 Плана мероприятий по реализации долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В целях создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 3581-р утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)В целях создания условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. N 3581-р утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года.
Статья: Наставничество: новые нормы ТК РФ
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В пп. "б" п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 25.07.2023 N Пр-1470 обозначена необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе трудовое, в части регулирования трудовых отношений, связанных с наставничеством в различных сферах деятельности. Также в пп. "б" п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 12.02.2024 N Пр-251ГС указано на внесение в трудовое законодательство РФ изменений, предусматривающих возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства РФ в части организации наставничества определена в п. 9 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р.
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в Указе Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В пп. "б" п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 25.07.2023 N Пр-1470 обозначена необходимость внесения изменений в законодательство, в том числе трудовое, в части регулирования трудовых отношений, связанных с наставничеством в различных сферах деятельности. Также в пп. "б" п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 12.02.2024 N Пр-251ГС указано на внесение в трудовое законодательство РФ изменений, предусматривающих возможность материального стимулирования работников в связи с осуществлением наставничества. Кроме того, необходимость совершенствования законодательства РФ в части организации наставничества определена в п. 9 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р.
Статья: Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)К сведению. Письмом от 22.05.2025 N 14-6/10/В-8758 Минтруд России направил для учета в работе Методические рекомендации исполнительным органам субъектов РФ и работодателям по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Они разработаны во исполнение п. 4 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р).
(Славинская А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 7)К сведению. Письмом от 22.05.2025 N 14-6/10/В-8758 Минтруд России направил для учета в работе Методические рекомендации исполнительным органам субъектов РФ и работодателям по организации трудовой деятельности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Они разработаны во исполнение п. 4 Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Дополнительные гарантии обеспечиваются гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Дополнительные гарантии обеспечиваются гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.
Статья: Направления дифференциации законодательства о труде и занятости населения: в фокусе внимания молодежь и молодые специалисты
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Вышеизложенное в совокупности позволяет сделать вывод, что углубление дифференциации в отношении молодежи и молодых специалистов необходимо проводить в рамках законодательства о занятости населения. Именно в таком случае может быть обеспечен комплексный подход к воплощению в жизнь упомянутого ранее динамического подхода, что в последнее время ярко демонстрируется Российским государством. Налицо формирование тенденции, когда государство все более активно начинает подключаться к регулированию вопросов содействия занятости и трудоустройству молодежи, в том числе молодых специалистов. Усиление государственного способа установления прав и обязанностей показывает возрастающий интерес в текущих условиях к решению данных вопросов. Это означает, что такая проблематика все более начинает переходить с уровня частных интересов в категорию публичных интересов. Так, в 2020 г. был повышен возраст молодежи и молодых специалистов до 35 лет <24>, в 2021 г. утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года <25>, в 2022 г. трудоустройство отдельных категорий молодежи в возрасте до 30 лет стало основанием для получения работодателями государственной поддержки <26>, в 2023 г. в новой версии Закона о занятости населения предложено урегулировать ряд вопросов относительно молодежи и молодых специалистов <27>.
(Серова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Вышеизложенное в совокупности позволяет сделать вывод, что углубление дифференциации в отношении молодежи и молодых специалистов необходимо проводить в рамках законодательства о занятости населения. Именно в таком случае может быть обеспечен комплексный подход к воплощению в жизнь упомянутого ранее динамического подхода, что в последнее время ярко демонстрируется Российским государством. Налицо формирование тенденции, когда государство все более активно начинает подключаться к регулированию вопросов содействия занятости и трудоустройству молодежи, в том числе молодых специалистов. Усиление государственного способа установления прав и обязанностей показывает возрастающий интерес в текущих условиях к решению данных вопросов. Это означает, что такая проблематика все более начинает переходить с уровня частных интересов в категорию публичных интересов. Так, в 2020 г. был повышен возраст молодежи и молодых специалистов до 35 лет <24>, в 2021 г. утверждена Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года <25>, в 2022 г. трудоустройство отдельных категорий молодежи в возрасте до 30 лет стало основанием для получения работодателями государственной поддержки <26>, в 2023 г. в новой версии Закона о занятости населения предложено урегулировать ряд вопросов относительно молодежи и молодых специалистов <27>.
Статья: Несовершеннолетний работник как субъект трудовых отношений: риски дискриминации в отечественном и зарубежном праве
(Буслаева О.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Трудовые отношения с несовершеннолетним лицом в реалиях современного отечественного трудового права претерпели некоторые изменения, на наш взгляд, позитивного характера. Демографическая ситуация такова, что работающее взрослое население не справляется с высокой солидарной пенсионной нагрузкой. Низкая рождаемость в 90-е гг. прошлого века стала следствием дефицита работоспособного населения в настоящее время. Изменение в технологической сфере, цифровизация, возможность удаленной работы требуют обратить внимание работодателей на молодежь, в том числе в возрасте до 18 лет. Государственная политика в сфере трудоустройства несовершеннолетних изложена в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства от 14 декабря 2021 г. N 3581-р. Основные положения программы заключаются в создании условий для успешной реализации потенциала молодых людей государством, образовательными учреждениями и представителями предпринимательства. Отмечена необходимость активизировать работу служб занятости, разработать программы по подбору персонала с учетом специфики несовершеннолетних, усилить защиту трудовых прав и предотвратить дискриминацию.
(Буслаева О.Б.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)Трудовые отношения с несовершеннолетним лицом в реалиях современного отечественного трудового права претерпели некоторые изменения, на наш взгляд, позитивного характера. Демографическая ситуация такова, что работающее взрослое население не справляется с высокой солидарной пенсионной нагрузкой. Низкая рождаемость в 90-е гг. прошлого века стала следствием дефицита работоспособного населения в настоящее время. Изменение в технологической сфере, цифровизация, возможность удаленной работы требуют обратить внимание работодателей на молодежь, в том числе в возрасте до 18 лет. Государственная политика в сфере трудоустройства несовершеннолетних изложена в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства от 14 декабря 2021 г. N 3581-р. Основные положения программы заключаются в создании условий для успешной реализации потенциала молодых людей государством, образовательными учреждениями и представителями предпринимательства. Отмечена необходимость активизировать работу служб занятости, разработать программы по подбору персонала с учетом специфики несовершеннолетних, усилить защиту трудовых прав и предотвратить дискриминацию.