Программа Самарской области Охрана окружающей среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа Самарской области Охрана окружающей среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2021 N 306-ЭС21-11920 по делу N А55-3492/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку факт нецелевого использования органом местного самоуправления бюджетных средств установлен.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В ходе проведения счетной палатой контрольного мероприятия "Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2014 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года на реализацию государственной программы Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2020 годы" выявлено, что часть средств субвенций в сумме 780 510 руб. 54 коп. использованы не на материально-техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды, а на оплату услуг подрядных организаций по проведению химического анализа образцов проб отходов, аналитическому обеспечению экологического контроля с выдачей протоколов количественного химического анализа, проведению лабораторных испытаний по радиационному фактору.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании использованных не по целевому назначению денежных средств.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку факт нецелевого использования органом местного самоуправления бюджетных средств установлен.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В ходе проведения счетной палатой контрольного мероприятия "Проверка использования средств областного бюджета, предоставленных министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в 2014 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года на реализацию государственной программы Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2020 годы" выявлено, что часть средств субвенций в сумме 780 510 руб. 54 коп. использованы не на материально-техническое обеспечение и заработную плату должностных лиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды, а на оплату услуг подрядных организаций по проведению химического анализа образцов проб отходов, аналитическому обеспечению экологического контроля с выдачей протоколов количественного химического анализа, проведению лабораторных испытаний по радиационному фактору.
Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2008 по делу N 46-Г07-36
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 7 п. 4 раздела 2 и абзацев 10, 11, 13, 14 п. 2 раздела 3 Перечня мероприятий экологического фонда приложения 17 к Закону Самарской области от 07.12.2006 N 165-ГД "Об областном бюджете на 2007 год".Оспариваемыми нормами предусмотрено выделение денежных средств из целевого бюджетного экологического фонда Самарской области на разработку программ в области экологии в рамках государственного заказа, тогда как принятие нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и осуществление контроля за их исполнением отнесено к государственным полномочиям министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области. Передача исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации государственных полномочий иному лицу федеральным законодательством не предусмотрена.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 7 п. 4 раздела 2 и абзацев 10, 11, 13, 14 п. 2 раздела 3 Перечня мероприятий экологического фонда приложения 17 к Закону Самарской области от 07.12.2006 N 165-ГД "Об областном бюджете на 2007 год".Оспариваемыми нормами предусмотрено выделение денежных средств из целевого бюджетного экологического фонда Самарской области на разработку программ в области экологии в рамках государственного заказа, тогда как принятие нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и осуществление контроля за их исполнением отнесено к государственным полномочиям министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области. Передача исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации государственных полномочий иному лицу федеральным законодательством не предусмотрена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)4.1. Участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации и участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации с учетом ситуации в регионе, наличия материальных средств и необходимости конкретизации федерального законодательства об охране окружающей среды применительно к условиям региональной социально-экологической ситуации принимают собственные нормативные правовые акты, потому в числе основных (правообразующих) факторов в регионах исследователи анализируют экологический, экономический, географический, демографический, социокультурный, ценностно-психологический <246>. Так, Постановлением правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 668 была утверждена государственная программа "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2020 гг.", согласно которой основными задачами по охране окружающей среды в Самарской области являются:
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)4.1. Участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации и участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации с учетом ситуации в регионе, наличия материальных средств и необходимости конкретизации федерального законодательства об охране окружающей среды применительно к условиям региональной социально-экологической ситуации принимают собственные нормативные правовые акты, потому в числе основных (правообразующих) факторов в регионах исследователи анализируют экологический, экономический, географический, демографический, социокультурный, ценностно-психологический <246>. Так, Постановлением правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 668 была утверждена государственная программа "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2020 гг.", согласно которой основными задачами по охране окружающей среды в Самарской области являются:
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Поскольку экологический контроль направлен на обеспечение экологической безопасности, а данный вопрос, в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов, необходимость проведения экологического контроля предусмотрена и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области от 4 мая 2001 г. "Об охране природной среды и природных ресурсов Самарской области" <207> предусматривает в главе VI положения относительно экологического контроля. В субъектах РФ могут разрабатываться и приниматься различные региональные и территориальные программы, направленные на повышение эффективности природоохранных мероприятий. Кроме того, и на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Сухова Е.А., Абанина Е.Н., Зенюкова О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)Поскольку экологический контроль направлен на обеспечение экологической безопасности, а данный вопрос, в соответствии с п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов в составе РФ, кроме федеральных нормативных правовых актов, необходимость проведения экологического контроля предусмотрена и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области от 4 мая 2001 г. "Об охране природной среды и природных ресурсов Самарской области" <207> предусматривает в главе VI положения относительно экологического контроля. В субъектах РФ могут разрабатываться и приниматься различные региональные и территориальные программы, направленные на повышение эффективности природоохранных мероприятий. Кроме того, и на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ
(ред. от 26.12.2014)
"О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"Субсидии на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания и разработка проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего Открытого акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", г. Чапаевск, Самарская область, в рамках подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (Межбюджетные трансферты)
(ред. от 26.12.2014)
"О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"Субсидии на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания и разработка проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего Открытого акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", г. Чапаевск, Самарская область, в рамках подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы (Межбюджетные трансферты)
Приказ Минфина России от 12.03.2015 N 36н
"О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н"2.1.2.8.1. Направление расходов "5012 Субсидии на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания и разработку проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего Открытого акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", г. Чапаевск, Самарская область" в целевой статье "12 1 0000 Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" исключить;
"О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н"2.1.2.8.1. Направление расходов "5012 Субсидии на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания и разработку проектно-сметной документации рекультивации территории бывшего Открытого акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", г. Чапаевск, Самарская область" в целевой статье "12 1 0000 Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" исключить;
"Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды: проблемы реализации: Монография"
(Тихомирова Л.А.)
("АТИСО", 2008)В Уставе города Москвы <176> в отличие от Устава Самарской области определены только предметы ведения города Москвы, среди которых значатся вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования: городские целевые программы экологического развития города Москвы, регулирование использования водных объектов городского значения, а также недр для строительства подземных сооружений на территории города Москвы, благоустройство города Москвы и охрана окружающей среды, контроль за использованием земель на территории города Москвы, организация утилизации и переработки отходов производства и потребления. Кроме того, компетенционные нормы, непосредственно регулирующие экологические отношения, в Уставе города Москвы встречаются также в ст. 26, регулирующей полномочия Московской городской Думы по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений, и в ст. 27, регулирующей полномочия органов исполнительной власти города Москвы по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений.
(Тихомирова Л.А.)
("АТИСО", 2008)В Уставе города Москвы <176> в отличие от Устава Самарской области определены только предметы ведения города Москвы, среди которых значатся вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования: городские целевые программы экологического развития города Москвы, регулирование использования водных объектов городского значения, а также недр для строительства подземных сооружений на территории города Москвы, благоустройство города Москвы и охрана окружающей среды, контроль за использованием земель на территории города Москвы, организация утилизации и переработки отходов производства и потребления. Кроме того, компетенционные нормы, непосредственно регулирующие экологические отношения, в Уставе города Москвы встречаются также в ст. 26, регулирующей полномочия Московской городской Думы по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений, и в ст. 27, регулирующей полномочия органов исполнительной власти города Москвы по вопросам отношений собственности и земельно-имущественных отношений.
"Экологическое право: Учебник"
(Демичев А.А., Грачева О.С.)
("Прометей", 2017)Во-первых, часть из названных методов, хотя и не отражены теперь в ФЗ "Об охране окружающей среды", тем не менее существуют в реальности и активно используются на практике. Так, продолжают разрабатываться социально-экономические прогнозы на основе экологических прогнозов (в первую очередь на основе информации о запасах полезных ископаемых), продолжают реализовываться федеральные целевые программы (Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", Программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы") и региональные целевые программы (например, Государственная программа "Охрана окружающей среды в Нижегородской области" (утв. 30 апреля 2014 г.), Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области до 2020 года", Целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2013 - 2020 гг." и др.). На уровне Российской Федерации и ее субъектов по-прежнему разрабатываются и проводятся мероприятия по охране окружающей среды.
(Демичев А.А., Грачева О.С.)
("Прометей", 2017)Во-первых, часть из названных методов, хотя и не отражены теперь в ФЗ "Об охране окружающей среды", тем не менее существуют в реальности и активно используются на практике. Так, продолжают разрабатываться социально-экономические прогнозы на основе экологических прогнозов (в первую очередь на основе информации о запасах полезных ископаемых), продолжают реализовываться федеральные целевые программы (Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", Программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы") и региональные целевые программы (например, Государственная программа "Охрана окружающей среды в Нижегородской области" (утв. 30 апреля 2014 г.), Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области до 2020 года", Целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2013 - 2020 гг." и др.). На уровне Российской Федерации и ее субъектов по-прежнему разрабатываются и проводятся мероприятия по охране окружающей среды.
"Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: Монография"
(Сиваков Д.О.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2012)В целях повышения надежности обеспечения населения города Москвы качественной питьевой водой, восстановления и охраны источников питьевого водоснабжения, защиты окружающей природной среды от воздействия загрязняющих веществ и рационального использования водных ресурсов было утверждено Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 34-ПП "О Городской целевой программе "Чистая вода Москвы" на период 2010 - 2012 гг." (ред. от 12 апреля 2011 г.) <1>, которое активно реализовывалось. Во многих регионах (например, в Самарской и Ярославской областях) были приняты областные целевые программы "Чистая вода".
(Сиваков Д.О.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2012)В целях повышения надежности обеспечения населения города Москвы качественной питьевой водой, восстановления и охраны источников питьевого водоснабжения, защиты окружающей природной среды от воздействия загрязняющих веществ и рационального использования водных ресурсов было утверждено Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 34-ПП "О Городской целевой программе "Чистая вода Москвы" на период 2010 - 2012 гг." (ред. от 12 апреля 2011 г.) <1>, которое активно реализовывалось. Во многих регионах (например, в Самарской и Ярославской областях) были приняты областные целевые программы "Чистая вода".
Статья: Возмещение накопленного экологического вреда как инструмент формирования в Российской Федерации "зеленой" экономики
(Слепенкова О.А.)
("Экологическое право", 2014, N 3)Кроме того, следует отметить распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" <12>. В соответствии с ним запланирована ликвидация накопленного экологического ущерба на архипелаге Земля Франца-Иосифа, ликвидация последствий прошлой хозяйственной деятельности нефтегазодобывающего комплекса в дельтовой части реки Печора на территории государственного природного заповедника "Ненецкий", ликвидация полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" на территории бывшего открытого акционерного общества "Оргстекло" и ликвидация шламонакопителя "Белое море" на территории ОАО "Сибур-Нефтехим" (Нижегородская область), ликвидация прошлого экологического ущерба на территории бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г. Чапаевск, Самарская область).
(Слепенкова О.А.)
("Экологическое право", 2014, N 3)Кроме того, следует отметить распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" <12>. В соответствии с ним запланирована ликвидация накопленного экологического ущерба на архипелаге Земля Франца-Иосифа, ликвидация последствий прошлой хозяйственной деятельности нефтегазодобывающего комплекса в дельтовой части реки Печора на территории государственного природного заповедника "Ненецкий", ликвидация полигона глубинного захоронения в недрах промышленных сточных вод и неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" на территории бывшего открытого акционерного общества "Оргстекло" и ликвидация шламонакопителя "Белое море" на территории ОАО "Сибур-Нефтехим" (Нижегородская область), ликвидация прошлого экологического ущерба на территории бывшего открытого акционерного общества "Средневолжский завод химикатов" (г. Чапаевск, Самарская область).