Программа реформирования бухгалтерского учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа реформирования бухгалтерского учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимость же закрепления единых основ организации и ведения бухгалтерского учета была вызвана кардинальными изменениями в самой концепции бухгалтерского учета, что, свою очередь, было предопределено коренными социально-экономическими преобразованиями России, происходившими на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. Как отмечалось в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 <22>, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Необходимость же закрепления единых основ организации и ведения бухгалтерского учета была вызвана кардинальными изменениями в самой концепции бухгалтерского учета, что, свою очередь, было предопределено коренными социально-экономическими преобразованиями России, происходившими на рубеже 80 - 90-х гг. XX в. Как отмечалось в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283 <22>, система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство через отраслевые министерства и ведомства, а также через планирующие, статистические и финансовые органы. Действовавшая система государственного финансового контроля выявляла отклонения от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н
(ред. от 27.11.2020)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
(ред. от 27.11.2020)
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791)Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
Статья: ФСБУ 5/2019 "Запасы": анализ концептуальных изменений
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Применение МСФО в качестве основы для разработки национальных стандартов бухгалтерского учета было предусмотрено еще Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности <11>, принятой Постановлением Правительства РФ в 1998 г., и далее Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной Минфином России в 2004 г. <12> Принцип, по которому применение международных стандартов является основной для разработки федеральных и отраслевых стандартов, закреплен также и в ст. 20 Федерального закона "О бухгалтерском учете" <13>.
(Городилов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2020, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Применение МСФО в качестве основы для разработки национальных стандартов бухгалтерского учета было предусмотрено еще Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности <11>, принятой Постановлением Правительства РФ в 1998 г., и далее Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной Минфином России в 2004 г. <12> Принцип, по которому применение международных стандартов является основной для разработки федеральных и отраслевых стандартов, закреплен также и в ст. 20 Федерального закона "О бухгалтерском учете" <13>.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".
Статья: Институциональные особенности внедрения МСФО в российскую учетную систему
(Воронова Е.Ю., Пучкова С.И.)
("Аудитор", 2023, N 2)Началом плотного "знакомства" российских бухгалтеров и аудиторов с МСФО можно считать 1998 г., когда была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета [4]. В Программе обосновывалась необходимость реформирования отечественного учета с целью его соответствия международной практике. Данный переход был обусловлен формированием новых рыночных отношений, выходом большого числа российских предприятий на международные рынки, до этого работавших в условиях монополии внешней торговли, когда они не имели права самостоятельного заключения контрактов с иностранными компаниями. Импорт товаров из-за рубежа и поставка отечественной продукции на экспорт осуществлялись отечественными предприятиями через внешнеторговые организации системы Министерства внешней торговли (в дальнейшем Министерства внешнеэкономических связей). Изменение формы собственности потребовало от учета решения новых задач и расстановки акцентов, направленных на приоритеты новых собственников, в интересы которых входила информация о величине собственного капитала, прибыли. Привлечение иностранных инвесторов, получение кредитов и займов у иностранных банков, возможность эмиссии ценных бумаг и их размещение не только на российских, но и зарубежных фондовых биржах, вовлечение в другие финансовые операции также требовали представления качественно иной информации о деятельности российских компаний, заверенной международными аудиторскими компаниями.
(Воронова Е.Ю., Пучкова С.И.)
("Аудитор", 2023, N 2)Началом плотного "знакомства" российских бухгалтеров и аудиторов с МСФО можно считать 1998 г., когда была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета [4]. В Программе обосновывалась необходимость реформирования отечественного учета с целью его соответствия международной практике. Данный переход был обусловлен формированием новых рыночных отношений, выходом большого числа российских предприятий на международные рынки, до этого работавших в условиях монополии внешней торговли, когда они не имели права самостоятельного заключения контрактов с иностранными компаниями. Импорт товаров из-за рубежа и поставка отечественной продукции на экспорт осуществлялись отечественными предприятиями через внешнеторговые организации системы Министерства внешней торговли (в дальнейшем Министерства внешнеэкономических связей). Изменение формы собственности потребовало от учета решения новых задач и расстановки акцентов, направленных на приоритеты новых собственников, в интересы которых входила информация о величине собственного капитала, прибыли. Привлечение иностранных инвесторов, получение кредитов и займов у иностранных банков, возможность эмиссии ценных бумаг и их размещение не только на российских, но и зарубежных фондовых биржах, вовлечение в другие финансовые операции также требовали представления качественно иной информации о деятельности российских компаний, заверенной международными аудиторскими компаниями.
Статья: Раскрытие информации в корпоративной отчетности: классификация сведений, тенденции и перспективы
(Панкова С.В., Туякова З.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Выполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности <1> в конце прошлого века подразумевало введение новых видов законодательного и нормативного регулирования в отношении бухгалтерского учета, в условиях рыночной экономики выступающего средством коммуникации между внутренними и внешними заинтересованными пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. После принятия первой версии Федерального закона "О бухгалтерском учете" <2>, который предусматривал формирование учетной политики хозяйствующими субъектами, а также ввел в практику нормативного регулирования Положения по бухгалтерскому учету, выполняющие роль стандартов, появилось заимствованное из международного опыта и новое для российской учетной науки и практики понятие - раскрытие информации.
(Панкова С.В., Туякова З.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Выполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности <1> в конце прошлого века подразумевало введение новых видов законодательного и нормативного регулирования в отношении бухгалтерского учета, в условиях рыночной экономики выступающего средством коммуникации между внутренними и внешними заинтересованными пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. После принятия первой версии Федерального закона "О бухгалтерском учете" <2>, который предусматривал формирование учетной политики хозяйствующими субъектами, а также ввел в практику нормативного регулирования Положения по бухгалтерскому учету, выполняющие роль стандартов, появилось заимствованное из международного опыта и новое для российской учетной науки и практики понятие - раскрытие информации.
Статья: Методические подходы к формированию бухгалтерского баланса: прошлое, настоящее, будущее
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Осуществление программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО привело к неоднократным изменениям регламентаций по формированию бухгалтерской отчетности, в том числе и отчетной формы "Бухгалтерский баланс".
(Дружиловская Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)Осуществление программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО привело к неоднократным изменениям регламентаций по формированию бухгалтерской отчетности, в том числе и отчетной формы "Бухгалтерский баланс".
Статья: Оценка изменений нормативных положений учета основных средств и капитальных вложений в российской практике бухгалтерского учета
(Сорокина Л.Н., Глушанков К.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)3. Заключительная тенденция отражает сближение российских стандартов с МСФО, что свидетельствует об успешности программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.
(Сорокина Л.Н., Глушанков К.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)3. Заключительная тенденция отражает сближение российских стандартов с МСФО, что свидетельствует об успешности программы реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)В этой связи следует обратить внимание на мнение Министерства финансов РФ, изложенное в Письме от 29 апреля 2002 г. N 16-00-13/03 "О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)". В указанном Письме говорится, что "до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета, как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с уже принятыми во исполнение указанной Программы нормативными документами по бухгалтерскому учету".