Программа развития дальнего востока
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа развития дальнего востока (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование "Дальневосточной концессии"
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Официальным закреплением механизма ДВК можно считать введение в 2021 г. <5> п. 8.1 в Постановление Правительства РФ от 14 марта 2018 г. N 254 (далее - Постановление), которым было разрешено выделение субсидий на создание социальной инфраструктуры центров экономического роста на Дальнем Востоке (под которыми понимаются места территориальной локализации инвестиционных проектов и связанных с их реализацией территорий) с применением механизма концессионных соглашений со сроками реализации проектов от десяти лет <6>. Вместе с тем в нормативно-правовых актах отсутствует определение или даже упоминание такого термина, как "Дальневосточная концессия". Название рассматриваемого механизма представляет собой скорее устоявшееся общепринятое выражение, чем правовой термин. Особые условия и специфический подход к инвестициям в Дальний Восток, декларируемые на форумах и в планах развития регионов, практически не находят нормативного закрепления. При этом использование механизма ДВК активно стимулируется на государственном уровне. Так, указание рассмотреть возможность его использования при определении источников финансирования мероприятий по развитию Петропавловско-Камчатского городского округа было закреплено в подп. "г" п. 4 Перечня поручений по итогам совещания по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Петропавловско-Камчатского городского округа, утвержденного Президентом РФ от 7 октября 2022 г. N Пр-1883 <7>; а также в подп. "з" п. 1 Перечня Поручений по итогам ВЭФ, утвержденного Президентом РФ от 19 октября 2022 г. N Пр-1991 <8>. В настоящее время в связи с заявлением Президента РФ, сделанным на Восточном экономическом форуме - 2023 (далее - ВЭФ), с новой силой приобрел актуальность вопрос правового регулирования Дальневосточных концессионных соглашений. В своем выступлении Владимир Владимирович Путин поручил Правительству РФ "обеспечить использование механизма дальневосточной концессии при реализации программ модернизации городов Дальнего Востока" <9>. На ВЭФе - 2022 заявлялось о необходимости формирования не позднее апреля 2023 г. программ развития дальневосточных столиц, предусматривающих в том числе использование механизмов ДВК. Рекомендуется учитывать финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых с применением механизма ДВК, в объеме, определенном Президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока при распределении базовых бюджетных ассигнований по государственной программе "Социально-экономическое развитие ДФО" и в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по кодам классификации расходов бюджетов <10>.
(Лопухова П.С.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Официальным закреплением механизма ДВК можно считать введение в 2021 г. <5> п. 8.1 в Постановление Правительства РФ от 14 марта 2018 г. N 254 (далее - Постановление), которым было разрешено выделение субсидий на создание социальной инфраструктуры центров экономического роста на Дальнем Востоке (под которыми понимаются места территориальной локализации инвестиционных проектов и связанных с их реализацией территорий) с применением механизма концессионных соглашений со сроками реализации проектов от десяти лет <6>. Вместе с тем в нормативно-правовых актах отсутствует определение или даже упоминание такого термина, как "Дальневосточная концессия". Название рассматриваемого механизма представляет собой скорее устоявшееся общепринятое выражение, чем правовой термин. Особые условия и специфический подход к инвестициям в Дальний Восток, декларируемые на форумах и в планах развития регионов, практически не находят нормативного закрепления. При этом использование механизма ДВК активно стимулируется на государственном уровне. Так, указание рассмотреть возможность его использования при определении источников финансирования мероприятий по развитию Петропавловско-Камчатского городского округа было закреплено в подп. "г" п. 4 Перечня поручений по итогам совещания по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Петропавловско-Камчатского городского округа, утвержденного Президентом РФ от 7 октября 2022 г. N Пр-1883 <7>; а также в подп. "з" п. 1 Перечня Поручений по итогам ВЭФ, утвержденного Президентом РФ от 19 октября 2022 г. N Пр-1991 <8>. В настоящее время в связи с заявлением Президента РФ, сделанным на Восточном экономическом форуме - 2023 (далее - ВЭФ), с новой силой приобрел актуальность вопрос правового регулирования Дальневосточных концессионных соглашений. В своем выступлении Владимир Владимирович Путин поручил Правительству РФ "обеспечить использование механизма дальневосточной концессии при реализации программ модернизации городов Дальнего Востока" <9>. На ВЭФе - 2022 заявлялось о необходимости формирования не позднее апреля 2023 г. программ развития дальневосточных столиц, предусматривающих в том числе использование механизмов ДВК. Рекомендуется учитывать финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых с применением механизма ДВК, в объеме, определенном Президиумом Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока при распределении базовых бюджетных ассигнований по государственной программе "Социально-экономическое развитие ДФО" и в Методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по кодам классификации расходов бюджетов <10>.
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Первое. Мы запустили программу развития дальневосточных городов. Уже рассмотрели планы Петропавловска-Камчатского. В начале следующего года обсудим планы развития еще нескольких городов.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Первое. Мы запустили программу развития дальневосточных городов. Уже рассмотрели планы Петропавловска-Камчатского. В начале следующего года обсудим планы развития еще нескольких городов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА"
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. N 2464-р // СЗ РФ. 2020. N 40. Ст. 6311.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. N 2464-р // СЗ РФ. 2020. N 40. Ст. 6311.
Статья: Понятие и признаки территориальных преференциальных режимов: конституционно-правовые аспекты институционализации и финансового регулирования
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<5> Например: пункт 1 раздела V, раздел VII Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 1089-р. См.: СЗ РФ. 2022. N 19. Ст. 3252; раздел IX Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2023 г. N 129-р. См.: СЗ РФ. 2023. N 5. Ст. 881; пункт 1 раздела II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. N 2464-р. См.: СЗ РФ. 2020. N 40. Ст. 6311; раздел 5 государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308. См.: СЗ РФ. 2014. N 18 (часть I). Ст. 2154.
(Онищенко К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)<5> Например: пункт 1 раздела V, раздел VII Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 1089-р. См.: СЗ РФ. 2022. N 19. Ст. 3252; раздел IX Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2023 г. N 129-р. См.: СЗ РФ. 2023. N 5. Ст. 881; пункт 1 раздела II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. N 2464-р. См.: СЗ РФ. 2020. N 40. Ст. 6311; раздел 5 государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308. См.: СЗ РФ. 2014. N 18 (часть I). Ст. 2154.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Городской населенный пункт - это населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа. Город - городской населенный пункт, являющийся экономическим и (или) культурным центром, имеющий развитую промышленность и социальную инфраструктуру, с численностью населения, как правило, не менее 10 000 человек (см., например, п. 2 разд. II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р). Городу могут быть подчинены сельские, поселковые, станичные округа, не образующие территориальную основу самостоятельных муниципальных образований, а также сельские населенные пункты.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Городской населенный пункт - это населенный пункт, который исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей отнесен в установленном законодательством порядке к категории городов или поселков городского типа. Город - городской населенный пункт, являющийся экономическим и (или) культурным центром, имеющий развитую промышленность и социальную инфраструктуру, с численностью населения, как правило, не менее 10 000 человек (см., например, п. 2 разд. II Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р). Городу могут быть подчинены сельские, поселковые, станичные округа, не образующие территориальную основу самостоятельных муниципальных образований, а также сельские населенные пункты.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> См., например: Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308 (ред. от 22 марта 2024 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа"; от 30 марта 2021 г. N 484 (ред. от 27 июня 2024 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> См., например: Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 308 (ред. от 22 марта 2024 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа"; от 30 марта 2021 г. N 484 (ред. от 27 июня 2024 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации".
Статья: Динамика управления в современном обществе
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)На состоявшемся 3 - 4 сентября 2021 г. Восточном экономическом форуме отмечалась необходимость подготовки и реализации программы ускоренного развития Дальнего Востока <14>. Ее содержание предполагает стимулирование бизнеса (приостановление уплаты налогов на прибыль, имущество, земельный участок, уменьшение страховых взносов). Потребуется изменение трудового и градостроительного законодательства. Таково комплексное правовое обеспечение стратегического управления.
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)На состоявшемся 3 - 4 сентября 2021 г. Восточном экономическом форуме отмечалась необходимость подготовки и реализации программы ускоренного развития Дальнего Востока <14>. Ее содержание предполагает стимулирование бизнеса (приостановление уплаты налогов на прибыль, имущество, земельный участок, уменьшение страховых взносов). Потребуется изменение трудового и градостроительного законодательства. Таково комплексное правовое обеспечение стратегического управления.