Программа развитие энергетики
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа развитие энергетики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые вопросы совершенствования системы перспективного развития электроэнергетики
(Символоков О.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)В компетенцию центрального органа публичного управления энергетики входит разработка государственной концепции и программ развития энергетики, мониторинг выполнения в установленные сроки программ развития и инвестиций в энергетике (п. "b", "c" ст. 4 Закона Республики Молдова от 19.02.1998 N 1525-XIII "Об энергетике").
(Символоков О.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)В компетенцию центрального органа публичного управления энергетики входит разработка государственной концепции и программ развития энергетики, мониторинг выполнения в установленные сроки программ развития и инвестиций в энергетике (п. "b", "c" ст. 4 Закона Республики Молдова от 19.02.1998 N 1525-XIII "Об энергетике").
Статья: Вопросы правового регулирования международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики
(Крашенинников С.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Расширяется сотрудничество России с ЮАР, что проявилось в подписании Соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области атомной энергетики и промышленности с целью реализации национальной программы развития атомной энергетики ЮАР <18>. Также стороны считают важным достижение целей совместного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии <19>.
(Крашенинников С.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Расширяется сотрудничество России с ЮАР, что проявилось в подписании Соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области атомной энергетики и промышленности с целью реализации национальной программы развития атомной энергетики ЮАР <18>. Также стороны считают важным достижение целей совместного регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии <19>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ"
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ"
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Целью инвестиционной политики государства в атомной энергетике является развитие атомных электростанций путем создания экономических условий и условий государственного регулирования цен (тарифов), благоприятных для формирования собственных и привлеченных инвестиционных средств, в соответствии с государственными программами развития атомной энергетики.
(ред. от 25.10.2024)
"Об электроэнергетике"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Целью инвестиционной политики государства в атомной энергетике является развитие атомных электростанций путем создания экономических условий и условий государственного регулирования цен (тарифов), благоприятных для формирования собственных и привлеченных инвестиционных средств, в соответствии с государственными программами развития атомной энергетики.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Что касается России, то современная политика импортозамещения в Российской Федерации носит, по существу, вертикальный характер <1>. В настоящее время она реализуется через государственные стратегии и программы развития отдельных отраслей экономики, где технологическая отсталость угрожает экономической безопасности. Принятые Правительством РФ Стратегии развития транспортного машиностроения (2017 г.), станкостроения (2020 г.), энергетики (2020 г.) и реализованные программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности, (2012 г.), фармацевтической медицинской промышленности (2014 г.), авиационной промышленности (2014 г.), оборонной промышленности (2016 г.), а также производства в иных отраслях экономики были направлены и на реализацию процессов импортозамещения. Меры государственной поддержки производителей в обозначенном контексте включают прямое участие государства в реализации перспективных инвестиционных проектов, арендные льготы, субсидирование инвестиционных кредитов и др. Общий объем государственных средств, направляемых на импортозамещение в 2015 - 2020 гг., составил около 3 трлн рублей, а наиболее эффективны процессы импортозамещения оказались в сельском хозяйстве, нефтегазовом машиностроении, фармацевтике и иных отраслях промышленности <2>.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Что касается России, то современная политика импортозамещения в Российской Федерации носит, по существу, вертикальный характер <1>. В настоящее время она реализуется через государственные стратегии и программы развития отдельных отраслей экономики, где технологическая отсталость угрожает экономической безопасности. Принятые Правительством РФ Стратегии развития транспортного машиностроения (2017 г.), станкостроения (2020 г.), энергетики (2020 г.) и реализованные программы развития электронной и радиоэлектронной промышленности, (2012 г.), фармацевтической медицинской промышленности (2014 г.), авиационной промышленности (2014 г.), оборонной промышленности (2016 г.), а также производства в иных отраслях экономики были направлены и на реализацию процессов импортозамещения. Меры государственной поддержки производителей в обозначенном контексте включают прямое участие государства в реализации перспективных инвестиционных проектов, арендные льготы, субсидирование инвестиционных кредитов и др. Общий объем государственных средств, направляемых на импортозамещение в 2015 - 2020 гг., составил около 3 трлн рублей, а наиболее эффективны процессы импортозамещения оказались в сельском хозяйстве, нефтегазовом машиностроении, фармацевтике и иных отраслях промышленности <2>.
Статья: Объективные предпосылки изменения цен на оптовом рынке электроэнергии России
(Сунгатуллина Л.Б., Исламова Л.Х.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 9)10. Схема и программа развития Единой Энергетической Системы России на 2020 - 2026 годы // Судебные и нормативные акты РФ/ URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minenergo-rossii-ot-30062020-n-508/skhema-i-programma-razvitiia-edinoi/.
(Сунгатуллина Л.Б., Исламова Л.Х.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 9)10. Схема и программа развития Единой Энергетической Системы России на 2020 - 2026 годы // Судебные и нормативные акты РФ/ URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minenergo-rossii-ot-30062020-n-508/skhema-i-programma-razvitiia-edinoi/.
Статья: Ядерная энергетика и энергопереход
(Грищенко А.И.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Программа развития безуглеродной энергетики Российской Федерации включает в себя симбиоз атомной, солнечной, ветровой энергетики и гидроэнергетики. Это означает, что развитие ядерной энергетики, которая является стабильным и мощным источником базовой генерации, недорогой энергией, но требующей значительных инвестиций, - неотъемлемая часть безуглеродной энергетики. И в этом важное отличие государственной энергетической стратегии России от стратегии иностранных государств, которые до недавнего времени мечтали заменить все виды генерации на солнечные панели и ветряки.
(Грищенко А.И.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Программа развития безуглеродной энергетики Российской Федерации включает в себя симбиоз атомной, солнечной, ветровой энергетики и гидроэнергетики. Это означает, что развитие ядерной энергетики, которая является стабильным и мощным источником базовой генерации, недорогой энергией, но требующей значительных инвестиций, - неотъемлемая часть безуглеродной энергетики. И в этом важное отличие государственной энергетической стратегии России от стратегии иностранных государств, которые до недавнего времени мечтали заменить все виды генерации на солнечные панели и ветряки.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Законодательство общее для всех отраслей энергетики. Помимо нормативных правовых актов, регламентирующих особенности функционирования отдельных отраслей энергетики, в правовом поле действуют законы и подзаконные акты, являющиеся одинаково значимыми для энергетики в целом. В их числе следует выделить Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, имеющий целью создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Общей значимостью обладают и Федеральные законы "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" <2>, "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <3>. Среди подзаконных актов, имеющих общее значение, необходимо назвать: Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" <4>, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" <5>, которые имеют цель определения долгосрочного развития энергетического сектора страны и механизмов государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Законодательство общее для всех отраслей энергетики. Помимо нормативных правовых актов, регламентирующих особенности функционирования отдельных отраслей энергетики, в правовом поле действуют законы и подзаконные акты, являющиеся одинаково значимыми для энергетики в целом. В их числе следует выделить Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, имеющий целью создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Общей значимостью обладают и Федеральные законы "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" <2>, "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <3>. Среди подзаконных актов, имеющих общее значение, необходимо назвать: Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации" <4>, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики" <5>, которые имеют цель определения долгосрочного развития энергетического сектора страны и механизмов государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации.
Статья: Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии в субъектах Российской Федерации
(Игнатьева И.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Не во всех региональных актах вопросы развития использования ВИЭ отражены в связке с необходимым ориентированием на реальные условия и потребности региона, без подробного учета факторов, определяющих экономическую целесообразность освоения новых ресурсов (ведь в конечном счете "объекты возобновляемой энергетики должны конкурировать с объектами невозобновляемой энергетики на общих основаниях") <16>. Так, Концепция целевой программы "Развитие малой энергетики в Республике Татарстан на возобновляемых источниках энергии" <17> основана преимущественно на данных по наличию потенциальных энергетических ресурсов за счет использования ВИЭ. В то же время в Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. N 41-ЗРТ <18>, в части развития возобновляемой энергетики, напротив, можно выделить ряд значимых для развития возобновляемой энергетики объективных обстоятельств: установление факторов, сдерживающих развитие солнечной энергетики в регионе; признание малых мощностей створов на территории Республики, что ограничивает развитие малой гидроэнергетики (в этом случае Стратегией предполагается осуществление последующих расчетов основных экономических показателей и экономической эффективности малых ГЭС); подчеркивание целесообразности переработки навоза и птичьего помета с производством биогаза и биоудобрений на территориях, где развито животноводство; связывание внедрения солнечных коллекторов с сокращением затрат на строительство и эксплуатацию сетей теплоснабжения и т.п.
(Игнатьева И.А.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Не во всех региональных актах вопросы развития использования ВИЭ отражены в связке с необходимым ориентированием на реальные условия и потребности региона, без подробного учета факторов, определяющих экономическую целесообразность освоения новых ресурсов (ведь в конечном счете "объекты возобновляемой энергетики должны конкурировать с объектами невозобновляемой энергетики на общих основаниях") <16>. Так, Концепция целевой программы "Развитие малой энергетики в Республике Татарстан на возобновляемых источниках энергии" <17> основана преимущественно на данных по наличию потенциальных энергетических ресурсов за счет использования ВИЭ. В то же время в Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. N 41-ЗРТ <18>, в части развития возобновляемой энергетики, напротив, можно выделить ряд значимых для развития возобновляемой энергетики объективных обстоятельств: установление факторов, сдерживающих развитие солнечной энергетики в регионе; признание малых мощностей створов на территории Республики, что ограничивает развитие малой гидроэнергетики (в этом случае Стратегией предполагается осуществление последующих расчетов основных экономических показателей и экономической эффективности малых ГЭС); подчеркивание целесообразности переработки навоза и птичьего помета с производством биогаза и биоудобрений на территориях, где развито животноводство; связывание внедрения солнечных коллекторов с сокращением затрат на строительство и эксплуатацию сетей теплоснабжения и т.п.