Профстандарт 225
Подборка наиболее важных документов по запросу Профстандарт 225 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к преподавателю-методисту?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225) содержит отдельные должности - преподаватель и методист.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 N 225) содержит отдельные должности - преподаватель и методист.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к руководителю образовательной организации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 14.04.2025 N 225н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2025 N 82274)Зарегистрировано в Минюсте России 22 мая 2025 г. N 82274
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта"
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2025 N 82274)Зарегистрировано в Минюсте России 22 мая 2025 г. N 82274
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогу-организатору?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)В случаях, когда ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)В случаях, когда ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к воспитателю?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, по общему правилу право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ)).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, по общему правилу право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ)).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к педагогу дополнительного образования?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к мастеру производственного обучения?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Должности педагогических работников, содержание их трудовой функции и должностные обязанности конкретизируются соответственно в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (далее - Номенклатура должностей) <11>, квалификационных характеристиках <12>, профессиональных стандартах и квалификациях.
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Должности педагогических работников, содержание их трудовой функции и должностные обязанности конкретизируются соответственно в Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (далее - Номенклатура должностей) <11>, квалификационных характеристиках <12>, профессиональных стандартах и квалификациях.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к методисту (старшему методисту)?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)В случаях когда ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)В случаях когда ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Вопрос: Обязан ли проходить психиатрическое освидетельствование начальник структурного подразделения образовательной организации?
(Консультация эксперта, 2025)При этом право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено Федеральным законом N 273-ФЗ (ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)При этом право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено Федеральным законом N 273-ФЗ (ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к инструктору по физической культуре?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В иных случаях квалификационные требования носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В иных случаях квалификационные требования носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Участие психолога в допросе несовершеннолетнего свидетеля по гражданскому делу законом не предусмотрено до сих пор. При этом некоторые авторы считают, что в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ следует заменить педагогического работника на педагога-психолога <14>. На наш взгляд, данная точка зрения является спорной, поскольку согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. N 225, педагог-психолог отнесен к педагогическим работникам (наряду с учителем, социальным педагогом, педагогом-организатором и др.), поэтому суд и при действующем правовом регулировании не лишен возможности обеспечить участие лица, занимающего должность педагога-психолога, в допросе несовершеннолетнего свидетеля. К тому же, как показывает практика, чаще всего на допросы приглашают именно учителей, т.е. педагогических работников, для которых Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Вместе с тем необходимость допроса несовершеннолетнего с участием психолога не так часто, но возникает, например, в случаях, когда ребенок отстает в развитии, страдает психическим расстройством или характеризуется акцентуациями личности. Поэтому в целях унификации процессуального законодательства считаем необходимым предусмотреть в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ и ч. 1 ст. 162 КАС РФ возможность участия психолога (альтернативно педагогическому работнику) в допросе несовершеннолетнего свидетеля.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Участие психолога в допросе несовершеннолетнего свидетеля по гражданскому делу законом не предусмотрено до сих пор. При этом некоторые авторы считают, что в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ следует заменить педагогического работника на педагога-психолога <14>. На наш взгляд, данная точка зрения является спорной, поскольку согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. N 225, педагог-психолог отнесен к педагогическим работникам (наряду с учителем, социальным педагогом, педагогом-организатором и др.), поэтому суд и при действующем правовом регулировании не лишен возможности обеспечить участие лица, занимающего должность педагога-психолога, в допросе несовершеннолетнего свидетеля. К тому же, как показывает практика, чаще всего на допросы приглашают именно учителей, т.е. педагогических работников, для которых Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н утвержден профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". Вместе с тем необходимость допроса несовершеннолетнего с участием психолога не так часто, но возникает, например, в случаях, когда ребенок отстает в развитии, страдает психическим расстройством или характеризуется акцентуациями личности. Поэтому в целях унификации процессуального законодательства считаем необходимым предусмотреть в ч. 1 ст. 179 ГПК РФ и ч. 1 ст. 162 КАС РФ возможность участия психолога (альтернативно педагогическому работнику) в допросе несовершеннолетнего свидетеля.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к социальному педагогу?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В остальных случаях требования к квалификации работника носят рекомендательный характер и применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (п. 10 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утвержденных ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России).