Профсоюзный контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Профсоюзный контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Права и обязанности профсоюза, его членов
(КонсультантПлюс, 2025)В силу частей 1 и 2 статьи 19... Закона [о профсоюзах - ред.] профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу частей 1 и 2 статьи 19... Закона [о профсоюзах - ред.] профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы деятельности правовых инспекций труда профсоюзов
(Купреев Я.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)Статья посвящена юридическим основам деятельности правовых инспекций труда как вида профсоюзного контроля. Констатируется, что обращение в инспекцию является эффективным и востребованным средством правовой защиты, позволяющим работникам добиваться восстановления нарушенных прав. При этом содержание контроля, осуществляемого правовыми инспекциями труда, в настоящее время находится на пороге изменений. Это обусловлено обострившейся дискуссией о предмете трудового права и возможным включением в него новых общественных отношений (например, платформенной занятости). В статье показано, что зачастую деятельность правовых инспекций труда предполагает взаимодействие с мероприятиями прокурорского надзора или активностью Государственной инспекции труда. Анализируются формально-юридические основания совместных контрольно-надзорных мероприятий. Делается вывод, что соглашения между органами прокуратуры и профсоюзными органами требуют обновления, а взаимодействие правовых и государственных инспекций труда - формирования методических рекомендаций, основанных на многолетней правоприменительной практике и соответствующей эмпирической базе.
(Купреев Я.В.)
("Цивилист", 2024, N 2)Статья посвящена юридическим основам деятельности правовых инспекций труда как вида профсоюзного контроля. Констатируется, что обращение в инспекцию является эффективным и востребованным средством правовой защиты, позволяющим работникам добиваться восстановления нарушенных прав. При этом содержание контроля, осуществляемого правовыми инспекциями труда, в настоящее время находится на пороге изменений. Это обусловлено обострившейся дискуссией о предмете трудового права и возможным включением в него новых общественных отношений (например, платформенной занятости). В статье показано, что зачастую деятельность правовых инспекций труда предполагает взаимодействие с мероприятиями прокурорского надзора или активностью Государственной инспекции труда. Анализируются формально-юридические основания совместных контрольно-надзорных мероприятий. Делается вывод, что соглашения между органами прокуратуры и профсоюзными органами требуют обновления, а взаимодействие правовых и государственных инспекций труда - формирования методических рекомендаций, основанных на многолетней правоприменительной практике и соответствующей эмпирической базе.
Путеводитель по кадровым вопросам. ПрофсоюзВ соответствии с ч. 3 ст. 370 ТК РФ для проведения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения, а также межрегиональные и территориальные объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями согласно положениям, утверждаемым указанными объединениями. Эти положения утверждаются на основании Типового положения соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов (например, Типовое положение о правовой инспекции труда профсоюзов, утвержденное Постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
(ред. от 21.12.2021)
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"Статья 19. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
Готовое решение: Как работодателю обеспечить соблюдение требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)предоставление определенным органам (например, федеральной инспекции труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права) информации и документов в соответствии с законодательством в рамках их полномочий с учетом требований законодательства РФ о гостайне;
(КонсультантПлюс, 2025)предоставление определенным органам (например, федеральной инспекции труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права) информации и документов в соответствии с законодательством в рамках их полномочий с учетом требований законодательства РФ о гостайне;
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- беспрепятственный допуск в установленном порядке должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в целях проведения проверок условий и охраны труда, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, проведения государственной экспертизы условий труда;
Готовое решение: Какие установлены особенности труда дистанционного работника
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вам нужно выполнять предписания должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный госконтроль (надзор), рассматривать представления органов профсоюзного контроля и принимать меры по результатам их рассмотрения (абз. 21 ч. 3 ст. 214, ст. 312.7 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, вам нужно выполнять предписания должностных лиц Роструда, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный госконтроль (надзор), рассматривать представления органов профсоюзного контроля и принимать меры по результатам их рассмотрения (абз. 21 ч. 3 ст. 214, ст. 312.7 ТК РФ).
Статья: Организация надзора в сфере неформальной занятости
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)- профсоюзные организации и общественные объединения - о фактах нарушения прав граждан на оплату труда, о результатах профсоюзного контроля;
(Васильева А.В., Егоров М.А.)
("Законность", 2024, N 11)- профсоюзные организации и общественные объединения - о фактах нарушения прав граждан на оплату труда, о результатах профсоюзного контроля;
Готовое решение: Как составить положение о системе управления охраной труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
(КонсультантПлюс, 2025)взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
Статья: Отношения, входящие в предмет трудового права: современное состояние и необходимость изменений
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Профсоюзный контроль, несмотря на отнесение этих отношений к предмету трудового права, упоминается только в одной статье - статье 370 ТК РФ. Согласно данной статье право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями нормативных правовых актов, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений имеют профессиональные союзы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10> (далее - Федеральный закон N 10) таковыми могут быть исключительно общероссийские или межрегиональные общественные объединения. Для целей вступления в гражданский оборот согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <11> они должны быть созданы только в форме общественной организации, то есть иметь фиксированное членство.
(Васильева Ю.В., Драчук М.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Профсоюзный контроль, несмотря на отнесение этих отношений к предмету трудового права, упоминается только в одной статье - статье 370 ТК РФ. Согласно данной статье право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями нормативных правовых актов, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений имеют профессиональные союзы. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <10> (далее - Федеральный закон N 10) таковыми могут быть исключительно общероссийские или межрегиональные общественные объединения. Для целей вступления в гражданский оборот согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) <11> они должны быть созданы только в форме общественной организации, то есть иметь фиксированное членство.
Готовое решение: Как работодателю организовать охрану труда в организации
(КонсультантПлюс, 2025)взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
(КонсультантПлюс, 2025)взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)15) предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне (см. также ст. 353 ТК; ст. 16 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"; Постановление Правительства от 21.07.2021 N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права");
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)15) предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне (см. также ст. 353 ТК; ст. 16 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"; Постановление Правительства от 21.07.2021 N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права");
Статья: Баланс интересов при реализации профсоюзами права на получение от работодателей информации по социально-трудовым вопросам
(Хасанов А.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Законодатель лишь частично раскрывает такой перечень в Законе "О профессиональных союзах", говоря еще о праве профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (п. 1 ст. 19 Закона "О профессиональных союзах").
(Хасанов А.О.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 1)Законодатель лишь частично раскрывает такой перечень в Законе "О профессиональных союзах", говоря еще о праве профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (п. 1 ст. 19 Закона "О профессиональных союзах").