Профилактика нарушений обязательных требований
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактика нарушений обязательных требований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии" КоАП РФ"Вопреки позиции общества привлечение его к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ не исключает возможность выдачи предостережения как меры, направленной исключительно на профилактику нарушений обязательных требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ показателей эффективности профилактических мероприятий, направленных на соблюдение обязательных требований в сфере оказания качественной медицинской помощи
(Винокурова М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Остается подчеркнуть, что профилактика нарушений обязательных требований является положительным моментом в реформе контрольно-надзорной деятельности.
(Винокурова М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 4)Остается подчеркнуть, что профилактика нарушений обязательных требований является положительным моментом в реформе контрольно-надзорной деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами
Информация: Подписан Федеральный закон, возобновляющий государственный контроль (надзор) в области использования и содержания подъемных технических устройств зданий и сооружений
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2022)Данный вид федерального государственного контроля (надзора) будет осуществляться в форме внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2022)Данный вид федерального государственного контроля (надзора) будет осуществляться в форме внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Риск-ориентированный подход, о котором упоминается в ч. 3 комментируемой статьи, согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 26.12.2024) представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Риск-ориентированный подход, о котором упоминается в ч. 3 комментируемой статьи, согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 26.12.2024) представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Статья: Отдельные аспекты использования искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Термины "контроль" и "надзор" встречаются во многих нормативных правовых актах, однако следует отметить, что единой позиции относительно их определений российский законодатель так и не выработал. Не изменилась ситуация и с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ред. от 05.12.2022). Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в РФ в указанном нормативном правовом акте понимается "деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений". Однако предметная область действия данного Закона сильно сужена, многие виды контроля и надзора не отнесены к его ведению. Из данного определения можно заключить, что контрольно-надзорная деятельность решает три ключевые задачи - это предупреждение, выявление, пресечение нарушений установленных согласно действующему законодательству обязательных требований.
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Термины "контроль" и "надзор" встречаются во многих нормативных правовых актах, однако следует отметить, что единой позиции относительно их определений российский законодатель так и не выработал. Не изменилась ситуация и с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ред. от 05.12.2022). Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в РФ в указанном нормативном правовом акте понимается "деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений". Однако предметная область действия данного Закона сильно сужена, многие виды контроля и надзора не отнесены к его ведению. Из данного определения можно заключить, что контрольно-надзорная деятельность решает три ключевые задачи - это предупреждение, выявление, пресечение нарушений установленных согласно действующему законодательству обязательных требований.
Статья: Предписания органов контроля (надзора)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Статья: Определены особенности государственного и муниципального контроля в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральными законами N 248-ФЗ и 294-ФЗ. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры (п. 10 Постановления Правительства РФ N 336).
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральными законами N 248-ФЗ и 294-ФЗ. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры (п. 10 Постановления Правительства РФ N 336).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Легальное определение понятия "муниципальный контроль" содержится в ч. 1 ст. 1 Закона N 248-ФЗ. Под муниципальным контролем понимается деятельность контрольных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. При этом целью муниципального контроля является достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Легальное определение понятия "муниципальный контроль" содержится в ч. 1 ст. 1 Закона N 248-ФЗ. Под муниципальным контролем понимается деятельность контрольных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. При этом целью муниципального контроля является достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
Готовое решение: Как оплатить работу в ночное время в праздничный день или выходной
(КонсультантПлюс, 2025)Ночную работу (с 22 до 6 часов) в нерабочий праздничный день оплатите и как работу в нерабочий праздничный день, и как работу в ночное время (ч. 1 ст. 96, ст. ст. 153, 154, ч. 1, 2 ст. 154 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353). Роструд отметил, что ее нужно оплачивать по правилам оплаты работы в нерабочие праздничные дни с учетом доплаты за ночную работу (Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I квартал 2022 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований).
(КонсультантПлюс, 2025)Ночную работу (с 22 до 6 часов) в нерабочий праздничный день оплатите и как работу в нерабочий праздничный день, и как работу в ночное время (ч. 1 ст. 96, ст. ст. 153, 154, ч. 1, 2 ст. 154 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 04.09.2018 N 14-1/ООГ-7353). Роструд отметил, что ее нужно оплачивать по правилам оплаты работы в нерабочие праздничные дни с учетом доплаты за ночную работу (Профилактика нарушений. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I квартал 2022 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи правовой основой для проведения регионального государственного контроля (надзора) являются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Понятие государственного контроля (надзора) содержится в ч. 1 ст. 1 Закона N 248-ФЗ. Это деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4. Согласно ч. 4 комментируемой статьи правовой основой для проведения регионального государственного контроля (надзора) являются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Понятие государственного контроля (надзора) содержится в ч. 1 ст. 1 Закона N 248-ФЗ. Это деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Статья: Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований: проблемы правоприменения
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Так, в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) одним из мероприятий, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее - органы контроля) в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - обязательные требования), является выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережения).
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)Так, в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) одним из мероприятий, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее - органы контроля) в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - обязательные требования), является выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережения).