Профилактика коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактика коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О противодействии коррупции""Но, исходя из пункта 2 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ, противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12 "Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора" Федерального закона "О противодействии коррупции"В соответствии пунктом 17.3 Положения - уведомление, указанное в подпункте "д" пункта 16 Положения (поступившее в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и ст. 64.1 ТК РФ), рассматривается подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, требований ст. 12 Закона о противодействии коррупции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится профилактика коррупции в госоргане
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как проводится профилактика коррупции в госоргане
Статья: Меры профилактики коррупции в предпринимательской сфере
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)"Конкурентное право", 2025, N 1
(Ковалева О.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)"Конкурентное право", 2025, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 6. Меры по профилактике коррупции
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 6. Меры по профилактике коррупции
"Меры по предупреждению коррупции в организациях"
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утв. Минтрудом России)МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Привлечение к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени или в интересах юридического лица: проблемы и практика правоприменения
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Важная роль в этой связи должна отводиться подразделениям организаций, реализующих функции экономической безопасности и профилактики коррупции (антикоррупционного комплаенса <16>). Названные подразделения в силу своего функционала реализуют профилактические мероприятия, направленные на исключение факторов, способствующих проявлениям коррупции как внутри самой организации, так и извне, т.е. по инициативе контрагентов.
(Тухватуллин Т.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)Важная роль в этой связи должна отводиться подразделениям организаций, реализующих функции экономической безопасности и профилактики коррупции (антикоррупционного комплаенса <16>). Названные подразделения в силу своего функционала реализуют профилактические мероприятия, направленные на исключение факторов, способствующих проявлениям коррупции как внутри самой организации, так и извне, т.е. по инициативе контрагентов.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
Статья: Конфликт интересов на должности председателя КСП
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Арбитры, рассматривая заявление истца, указали: из анализа ст. 3, 6 - 11 Закона N 273-ФЗ, предусматривающих меры по профилактике коррупции, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов. Анализ вышеназванных норм позволяет прийти к выводу, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Закона N 273-ФЗ.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Арбитры, рассматривая заявление истца, указали: из анализа ст. 3, 6 - 11 Закона N 273-ФЗ, предусматривающих меры по профилактике коррупции, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов. Анализ вышеназванных норм позволяет прийти к выводу, что прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Закона N 273-ФЗ.
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Одной из мер профилактики коррупции в России является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Это единственная мера, направленная на устранение причин коррупции в сфере правотворчества. Одним из субъектов ее проведения является прокуратура, чья деятельность признается наиболее эффективной. Институт независимой антикоррупционной экспертизы на сегодняшний день в должной мере не заработал. В ходе исследования проведено анкетирование прокурорских работников и аккредитованных независимых экспертов. Установлена эффективность данной меры профилактики обеими группами экспертов, но необходимость ее совершенствования. В рамках исследования предпринята попытка выявить проблемы, с которыми сталкиваются независимые эксперты, а также сами прокурорские работники, и предложить пути их решения и активизации независимых экспертов с помощью деятельности органов прокуратуры. Как показало исследование, необходимо совершенствование понятийного аппарата правового института (отсутствие определений "коррупция" и "коррупциогенный фактор" составляет одну из основных проблем), механизма взаимодействия прокуроров и независимых экспертов при проведении антикоррупционной экспертизы как действующих актов, так и проектов. Органы прокуратуры могут выполнять координирующую роль при более четком ведомственном регулировании данной деятельности, принимать меры морального поощрения независимых экспертов, наиболее активно освещать свою работу в проведении антикоррупционной экспертизы, вовлекая в нее независимых экспертов. Дополнительное регулирование данной деятельности необходимо на уровне как федерального закона, так и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ. Согласно исследованию, 63% независимых экспертов одним из основных факторов активизации их деятельности назвали совершенствование механизма их участия в антикоррупционной экспертизе.
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Одной из мер профилактики коррупции в России является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Это единственная мера, направленная на устранение причин коррупции в сфере правотворчества. Одним из субъектов ее проведения является прокуратура, чья деятельность признается наиболее эффективной. Институт независимой антикоррупционной экспертизы на сегодняшний день в должной мере не заработал. В ходе исследования проведено анкетирование прокурорских работников и аккредитованных независимых экспертов. Установлена эффективность данной меры профилактики обеими группами экспертов, но необходимость ее совершенствования. В рамках исследования предпринята попытка выявить проблемы, с которыми сталкиваются независимые эксперты, а также сами прокурорские работники, и предложить пути их решения и активизации независимых экспертов с помощью деятельности органов прокуратуры. Как показало исследование, необходимо совершенствование понятийного аппарата правового института (отсутствие определений "коррупция" и "коррупциогенный фактор" составляет одну из основных проблем), механизма взаимодействия прокуроров и независимых экспертов при проведении антикоррупционной экспертизы как действующих актов, так и проектов. Органы прокуратуры могут выполнять координирующую роль при более четком ведомственном регулировании данной деятельности, принимать меры морального поощрения независимых экспертов, наиболее активно освещать свою работу в проведении антикоррупционной экспертизы, вовлекая в нее независимых экспертов. Дополнительное регулирование данной деятельности необходимо на уровне как федерального закона, так и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ. Согласно исследованию, 63% независимых экспертов одним из основных факторов активизации их деятельности назвали совершенствование механизма их участия в антикоррупционной экспертизе.
Статья: О проблемах вовлечения населения в решение вопросов развития городской среды
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Заключение. Исходя из практики вовлечения граждан в разработку и реализацию проектов по благоустройству общественных пространств, которая сложилась в период действия федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2018 - 2024 гг., можно утверждать, что проектный показатель по увеличению доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, и механизм его реализации посредством голосования на онлайн-платформе нуждаются в серьезной доработке и корректировке с учетом рисков, возникающих в случае формального отношения к мероприятиям по вовлечению граждан в решение вопросов благоустройства территорий. По аналогии с антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов как мерой профилактики коррупции, которая проводится в целях выявления, содержащихся в них коррупциогенных факторов и последующего их устранения, точно так же нужна экспертиза нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы общественного участия, чтобы не допустить подмены понятий между реальным, то есть осознанным и содержательным, участием граждан в обсуждении и решении вопросов развития городской среды и имитацией данного участия в виде формальных механических кликов на цифровой платформе за уже отобранные территории и дизайн-проекты.
(Фомин А.Н.)
("Местное право", 2024, N 6)Заключение. Исходя из практики вовлечения граждан в разработку и реализацию проектов по благоустройству общественных пространств, которая сложилась в период действия федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2018 - 2024 гг., можно утверждать, что проектный показатель по увеличению доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, и механизм его реализации посредством голосования на онлайн-платформе нуждаются в серьезной доработке и корректировке с учетом рисков, возникающих в случае формального отношения к мероприятиям по вовлечению граждан в решение вопросов благоустройства территорий. По аналогии с антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов как мерой профилактики коррупции, которая проводится в целях выявления, содержащихся в них коррупциогенных факторов и последующего их устранения, точно так же нужна экспертиза нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы общественного участия, чтобы не допустить подмены понятий между реальным, то есть осознанным и содержательным, участием граждан в обсуждении и решении вопросов развития городской среды и имитацией данного участия в виде формальных механических кликов на цифровой платформе за уже отобранные территории и дизайн-проекты.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку документа можно поручить должностному лицу или структурному подразделению, которое будет выполнять функции по профилактике и противодействию коррупции. Это может быть как кадровая служба, так и иное подразделение. К разработке рекомендуется привлекать и иных сотрудников заказчика. Полагаем, что к такой работе целесообразно привлечь сотрудников контрактной службы.
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку документа можно поручить должностному лицу или структурному подразделению, которое будет выполнять функции по профилактике и противодействию коррупции. Это может быть как кадровая служба, так и иное подразделение. К разработке рекомендуется привлекать и иных сотрудников заказчика. Полагаем, что к такой работе целесообразно привлечь сотрудников контрактной службы.
Статья: Направления развития клиентоцентричности в системе организации и предоставления услуг на базе централизованной модели управления офисов "Мои документы"
(Трыканова С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В этой связи особенное внимание следует уделить исследованиям команды В.Н. Южакова, которая проводит эмпирические исследования в области клиентоориентированности государственного контроля (надзора) с упором на профилактику коррупции в сфере предоставления государственных услуг, при этом понимая под клиентоориентированностью направленность на защиту законных ценностей <5>.
(Трыканова С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 12)В этой связи особенное внимание следует уделить исследованиям команды В.Н. Южакова, которая проводит эмпирические исследования в области клиентоориентированности государственного контроля (надзора) с упором на профилактику коррупции в сфере предоставления государственных услуг, при этом понимая под клиентоориентированностью направленность на защиту законных ценностей <5>.
Статья: Негативные последствия коррупции в сфере публичных закупок
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Волкова Маргарита Андреевна, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии, младший научный сотрудник Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз департамента по профилактике коррупционных правонарушений Сибирского федерального университета.
(Волкова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)Волкова Маргарита Андреевна, старший преподаватель кафедры деликтологии и криминологии, младший научный сотрудник Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз департамента по профилактике коррупционных правонарушений Сибирского федерального университета.