Профилактика коронавируса в медицинских организациях
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактика коронавируса в медицинских организациях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 162 "Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств" БК РФ"В нарушение требований статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца второго - четвертого распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 1049-р, пункта 17 Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, являющихся Приложением N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", в июне 2020 года министерством здравоохранения Ставропольского края по государственному контракту от 09.06.2020 N 206, заключенному с ООО "Кубань-Комус", неправомерно приобретены маски 3-слойные, на резинке, голубые, полиэтиленовые в количестве 100 000 штук на сумму 1 160 000,00 рублей, не предусмотренные перечисленными средствами индивидуальной защиты в данном пункте (очки, одноразовые перчатки, респиратор, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Продление и изменение разрешений и лицензий в сфере обращения лекарственных средств в 2023 году
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Так, определено, что медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и (или) осуществляется медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Так, определено, что медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и (или) осуществляется медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
Вопрос: Вправе ли организация проводить дезинфекцию от COVID-19, если у нее нет лицензии на медицинскую деятельность?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Учитывая, что работы (услуги) по дезинфектологии (дезинфекции, дезинсекции и дератизации) не отнесены к медицинской деятельности, организация вправе проводить дезинфекцию в целях профилактики новой коронавирусной инфекции без лицензии на медицинскую деятельность, при условии соблюдения установленных требований.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Учитывая, что работы (услуги) по дезинфектологии (дезинфекции, дезинсекции и дератизации) не отнесены к медицинской деятельности, организация вправе проводить дезинфекцию в целях профилактики новой коронавирусной инфекции без лицензии на медицинскую деятельность, при условии соблюдения установленных требований.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение COVID-19, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в специальный перечень, который ведется Росздравнадзором, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение COVID-19, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в специальный перечень, который ведется Росздравнадзором, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий;
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение COVID-19, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в специальный перечень, который ведется Росздравнадзором, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение COVID-19, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в специальный перечень, который ведется Росздравнадзором, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без внесения изменений в реестр лицензий;
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2022 N 88-29338/2022 было признано законным привлечение медицинского работника к дисциплинарной ответственности. Основанием для нее послужило нарушение положений п. 3.6 приложения 8 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", п. 14 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 124н, гл. 2 должностной инструкции. В частности, к оформлению амбулаторной карты пациента были следующие замечания: в амбулаторной карте пациента не соответствовали даты взятия под наблюдение и даты самоизоляции пациента, заболевшего новой коронавирусной инфекцией COVID-19, не заполнены данные профилактического осмотра пациента на предмет раннего выявления онкозаболеваний.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2022 N 88-29338/2022 было признано законным привлечение медицинского работника к дисциплинарной ответственности. Основанием для нее послужило нарушение положений п. 3.6 приложения 8 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", п. 14 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 124н, гл. 2 должностной инструкции. В частности, к оформлению амбулаторной карты пациента были следующие замечания: в амбулаторной карте пациента не соответствовали даты взятия под наблюдение и даты самоизоляции пациента, заболевшего новой коронавирусной инфекцией COVID-19, не заполнены данные профилактического осмотра пациента на предмет раннего выявления онкозаболеваний.
Статья: Угроза национальной безопасности, связанная с проблемой государственного управления по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)<15> См., напр.: Постановление главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 16 марта 2020 г. N 3-п "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в Ленинградской области". URL: http://47.rospotrebnadzor.ru/content/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82-16032020-%E2%84%96-3-%C2%AB%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 (дата обращения: 25.01.2021); Постановление главного государственного санитарного врача по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 апреля 2020 г. N 7 "О дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях по недопущению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" // URL: http://86.rospotrebnadzor.ru/uploads/postanovlenie-medorganizacii.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
(Шафигулин К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)<15> См., напр.: Постановление главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 16 марта 2020 г. N 3-п "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, в Ленинградской области". URL: http://47.rospotrebnadzor.ru/content/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%82-16032020-%E2%84%96-3-%C2%AB%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 (дата обращения: 25.01.2021); Постановление главного государственного санитарного врача по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 17 апреля 2020 г. N 7 "О дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях по недопущению заноса и распространения новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" // URL: http://86.rospotrebnadzor.ru/uploads/postanovlenie-medorganizacii.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как следует из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в первую очередь необходимо тестировать работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как следует из Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в первую очередь необходимо тестировать работников медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Санитарно-гигиенические требования установлены рядом нормативных актов, среди которых можно назвать следующие: СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 <23>, Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0186-20 "Рекомендации по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при восстановлении профильной деятельности медицинских организаций", утв. Роспотребнадзором 25.05.2020, Методическое письмо Роспотребнадзора от 12.04.2010 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях" и др.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Санитарно-гигиенические требования установлены рядом нормативных актов, среди которых можно назвать следующие: СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими медицинские услуги", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 <23>, Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0186-20 "Рекомендации по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при восстановлении профильной деятельности медицинских организаций", утв. Роспотребнадзором 25.05.2020, Методическое письмо Роспотребнадзора от 12.04.2010 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях" и др.
Готовое решение: Обязанности работодателей в г. Москве в связи с вакцинацией сотрудников от коронавируса (не актуализируется с 19 июня 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Обратите внимание: требование обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 не распространяется на работников (исполнителей по ГПД), имеющих противопоказания к такой прививке. Узнать об этом можно из справки, которую гражданин вправе получить по запросу в медорганизации, где ему установили противопоказания к вакцинации, или из медицинского сертификата (п. п. 1, 2, 4 Приложения N 2 к Приказу Минздрава России от 12.11.2021 N 1053н, пп. 4 п. 3 Приложения N 4 к этому же Приказу).
(КонсультантПлюс, 2023)Обратите внимание: требование обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 не распространяется на работников (исполнителей по ГПД), имеющих противопоказания к такой прививке. Узнать об этом можно из справки, которую гражданин вправе получить по запросу в медорганизации, где ему установили противопоказания к вакцинации, или из медицинского сертификата (п. п. 1, 2, 4 Приложения N 2 к Приказу Минздрава России от 12.11.2021 N 1053н, пп. 4 п. 3 Приложения N 4 к этому же Приказу).
Статья: Вакцинация несовершеннолетних: проблемы и пути решения
(Вышкварцев В.В., Муслимова А.В.)
("Медицинское право", 2023, N 3)Выводы. Таким образом, полагаем, что родители (опекуны, попечители) несовершеннолетнего ребенка, не достигшего возраста 18 лет (в том числе в возрасте от 12 до 17 лет), выступают в его интересах как третьего лица по договорам, заключенным между Фондом ОМС и медицинской организацией, и, в частности, вправе отказаться от медицинской услуги "проведение профилактической прививки против коронавирусной инфекции вакциной "Спутник М". Вместе с тем, как мы видим, нормы, содержащиеся в действующих Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", диссонируют с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации в части определения возраста, с которого несовершеннолетний гражданин может давать добровольное согласие на проведение профилактических прививок. Считаем, что только по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет) гражданин вправе давать соответствующее добровольное согласие, а до достижения возраста 18 лет такое согласие вправе дать один из его родителей или иной законный представитель. Законодателю следует внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
(Вышкварцев В.В., Муслимова А.В.)
("Медицинское право", 2023, N 3)Выводы. Таким образом, полагаем, что родители (опекуны, попечители) несовершеннолетнего ребенка, не достигшего возраста 18 лет (в том числе в возрасте от 12 до 17 лет), выступают в его интересах как третьего лица по договорам, заключенным между Фондом ОМС и медицинской организацией, и, в частности, вправе отказаться от медицинской услуги "проведение профилактической прививки против коронавирусной инфекции вакциной "Спутник М". Вместе с тем, как мы видим, нормы, содержащиеся в действующих Федеральном законе от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", диссонируют с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации в части определения возраста, с которого несовершеннолетний гражданин может давать добровольное согласие на проведение профилактических прививок. Считаем, что только по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет) гражданин вправе давать соответствующее добровольное согласие, а до достижения возраста 18 лет такое согласие вправе дать один из его родителей или иной законный представитель. Законодателю следует внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".