Профилактика безнадзорности
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактика безнадзорности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") (п. 2 постановления)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Благотворительность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Статья: О процессуальном обеспечении антикриминального превентивного принуждения
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Антикриминальная профилактика обладает важными особенностями. Во-первых, основанием применения форм (мер) криминологической превенции могут быть прошлые деяния индивида (антиобщественное, противоправное, криминальное), за которые лицо уже понесло ответственность. Во-вторых, реализация превентивно-принудительных мер возможна для устранения криминогенных детерминантов предполагаемого антиобщественного поведения, правонарушения, преступления, которые могут быть совершены в будущем (существует риск криминального поведения), и лицо еще не привлекалось к ответственности либо не признавалось судом виновным <3>. Можно констатировать, что перечень форм (мер) профилактического воздействия не исчерпывается ст. 17 Федерального закона N 182-ФЗ. По непонятной причине законодатель не указал иные формы (меры), о которых прямо или опосредованно упоминается в российском криминологическом законодательстве. К таковым можно отнести приостановление деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"), внутренний и обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества (гл. II "Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). В отношении несовершеннолетних может применяться помещение в специальное учебное заведение открытого или закрытого типа либо помещение в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Уголовно-исполнительный кодекс РФ содержит целый перечень профилактических мер, содержание которых раскрывается в ч. 4 ст. 18, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 60.19, ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84, ч. 2.1 ст. 180, гл. 22 "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Есть и другие способы выявления или устранения причин и условий преступлений (правонарушений), предусмотренные в законодательстве Российской Федерации, перечислить которые не позволяет объем данной статьи.
(Борбат А.В., Лукожев Х.М., Петровский А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Антикриминальная профилактика обладает важными особенностями. Во-первых, основанием применения форм (мер) криминологической превенции могут быть прошлые деяния индивида (антиобщественное, противоправное, криминальное), за которые лицо уже понесло ответственность. Во-вторых, реализация превентивно-принудительных мер возможна для устранения криминогенных детерминантов предполагаемого антиобщественного поведения, правонарушения, преступления, которые могут быть совершены в будущем (существует риск криминального поведения), и лицо еще не привлекалось к ответственности либо не признавалось судом виновным <3>. Можно констатировать, что перечень форм (мер) профилактического воздействия не исчерпывается ст. 17 Федерального закона N 182-ФЗ. По непонятной причине законодатель не указал иные формы (меры), о которых прямо или опосредованно упоминается в российском криминологическом законодательстве. К таковым можно отнести приостановление деятельности общественного или религиозного объединения (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"), внутренний и обязательный контроль, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества (гл. II "Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения" Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). В отношении несовершеннолетних может применяться помещение в специальное учебное заведение открытого или закрытого типа либо помещение в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Уголовно-исполнительный кодекс РФ содержит целый перечень профилактических мер, содержание которых раскрывается в ч. 4 ст. 18, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 60, ч. 1 ст. 60.19, ч. 1 ст. 83, ч. 1 ст. 84, ч. 2.1 ст. 180, гл. 22 "Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними". Есть и другие способы выявления или устранения причин и условий преступлений (правонарушений), предусмотренные в законодательстве Российской Федерации, перечислить которые не позволяет объем данной статьи.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Подпунктом 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Подпунктом 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено освобождение от НДС услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья: Проблемы государственной политики в сфере противодействия несуицидальному самоповреждающему поведению несовершеннолетних
(Краюхин С.Б.)
("Современное право", 2025, N 6)В статье рассматривается вопрос эффективности работы системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по противодействию парасуициду и несуицидальному самоповреждающему поведению подростков.
(Краюхин С.Б.)
("Современное право", 2025, N 6)В статье рассматривается вопрос эффективности работы системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по противодействию парасуициду и несуицидальному самоповреждающему поведению подростков.
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)<8> Статья 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)<8> Статья 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. 25 декабря 2018 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <1>. 8 ноября 2022 г. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, 21 ноября 2022 г. подписан Президентом Российской Федерации.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. 25 декабря 2018 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <1>. 8 ноября 2022 г. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, 21 ноября 2022 г. подписан Президентом Российской Федерации.
Статья: Взаимодействие органов публичного управления и студенческого самоуправления в условиях чрезвычайной ситуации
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)На установочном собрании было принято решение в своей деятельности руководствоваться следующими правовыми актами: Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ратифицированной в России Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"; Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; Уголовным кодексом Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"; Законом Курской области от 31 марта 2016 г. N 19-ЗКО "О патриотическом воспитании в Курской области"; Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"; Указом Президента России от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"; Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168); Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400); Приказом МВД России от 29 декабря 2018 г. N 903 "Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения" и другими.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)На установочном собрании было принято решение в своей деятельности руководствоваться следующими правовыми актами: Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., ратифицированной в России Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"; Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"; Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"; Уголовным кодексом Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"; Законом Курской области от 31 марта 2016 г. N 19-ЗКО "О патриотическом воспитании в Курской области"; Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"; Указом Президента России от 8 мая 2024 г. N 314 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения"; Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168); Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р); Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400); Приказом МВД России от 29 декабря 2018 г. N 903 "Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения" и другими.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Статья: Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении прав граждан на занятия физической культурой и спортом
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Прокуратура осуществляет комплексный надзор за соблюдением прав граждан в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях власти. Приоритетом является защита интересов несовершеннолетних, особенно находящихся в группе риска. В этих целях прокуроры взаимодействуют с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контролируя эффективность их работы по вовлечению подростков в спортивную деятельность. Проверяются наличие условий для функционирования спортивных секций, их материально-техническое обеспечение, квалификация тренеров. Особое внимание уделяется деятельности комиссий по делам несовершеннолетних как координирующих органов. Анализируется результативность мер по организации досуга и занятости подростков через спорт.
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Прокуратура осуществляет комплексный надзор за соблюдением прав граждан в сфере физической культуры и спорта на всех уровнях власти. Приоритетом является защита интересов несовершеннолетних, особенно находящихся в группе риска. В этих целях прокуроры взаимодействуют с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контролируя эффективность их работы по вовлечению подростков в спортивную деятельность. Проверяются наличие условий для функционирования спортивных секций, их материально-техническое обеспечение, квалификация тренеров. Особое внимание уделяется деятельности комиссий по делам несовершеннолетних как координирующих органов. Анализируется результативность мер по организации досуга и занятости подростков через спорт.
Статья: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Задача по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решается на региональном уровне путем создания специального органа - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрим основные полномочия и особенности деятельности указанного органа.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Задача по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних решается на региональном уровне путем создания специального органа - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрим основные полномочия и особенности деятельности указанного органа.