Профилактические осмотры и диспансеризация
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактические осмотры и диспансеризация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работнику в 2025 г. исполняется 38 лет. Он сдал норматив по ГТО, диспансеризацию проходил в 2023 г. Следующая диспансеризация по закону только в 2026 г. Может ли работник получить стандартный вычет по НДФЛ в размере 18 000 руб., если вместо диспансеризации он прошел только профилактический медицинский осмотр?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Работнику в 2025 г. исполняется 38 лет. Он сдал норматив по ГТО, диспансеризацию проходил в 2023 г. Следующая диспансеризация по закону только в 2026 г. Может ли работник получить стандартный вычет по НДФЛ в размере 18 000 руб., если вместо диспансеризации он прошел только профилактический медицинский осмотр?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Работнику в 2025 г. исполняется 38 лет. Он сдал норматив по ГТО, диспансеризацию проходил в 2023 г. Следующая диспансеризация по закону только в 2026 г. Может ли работник получить стандартный вычет по НДФЛ в размере 18 000 руб., если вместо диспансеризации он прошел только профилактический медицинский осмотр?
Статья: Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию? Как именно она проводится? Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра? Какие работники обязаны проходить диспансеризацию?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию? Как именно она проводится? Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра? Какие работники обязаны проходить диспансеризацию?
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы федерального статистического наблюдения и иные статистические формы"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Сведения о проведении профилактического медицинского осмотра
Статья: Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию? Как именно она проводится? Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра? Какие работники обязаны проходить диспансеризацию? Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату? Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить? Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время? Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать? Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день? Приводим образцы всех необходимых документов.
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 3)С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию? Как именно она проводится? Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра? Какие работники обязаны проходить диспансеризацию? Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату? Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить? Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время? Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать? Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день? Приводим образцы всех необходимых документов.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Требование ч. 1 комментируемой статьи о порядке вступления в силу обязательных требований не является абсолютным. Федеральными законами, указами Президента РФ или международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки вступления в силу обязательных требований. Так, ст. 4 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает, что в целях соблюдения общих принципов организации экономических отношений, основ государственной политики в сфере электроэнергетики и основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике сроки вступления в силу и сроки действия нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики определяются указанными нормативными правовыми актами без учета положений ст. 3 Федерального закона N 247-ФЗ. Статьей 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в положениях об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, в правилах проведения экспертиз, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных диагностических исследований в случае выявления необходимости проведения указанных исследований в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, а также в порядках проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, могут предусматривать сроки вступления их в силу, отличные от установленных ст. 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Требование ч. 1 комментируемой статьи о порядке вступления в силу обязательных требований не является абсолютным. Федеральными законами, указами Президента РФ или международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки вступления в силу обязательных требований. Так, ст. 4 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает, что в целях соблюдения общих принципов организации экономических отношений, основ государственной политики в сфере электроэнергетики и основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике сроки вступления в силу и сроки действия нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики определяются указанными нормативными правовыми актами без учета положений ст. 3 Федерального закона N 247-ФЗ. Статьей 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в положениях об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, в правилах проведения экспертиз, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных диагностических исследований в случае выявления необходимости проведения указанных исследований в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, а также в порядках проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, могут предусматривать сроки вступления их в силу, отличные от установленных ст. 3 Федерального закона N 247-ФЗ.
Статья: Основные модели и подходы к организации здравоохранения (зарубежный и отечественный опыт)
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Основными проблемами российского здравоохранения являются недостаток финансирования <6>, высокий уровень бюрократии, нехватка кадров, особенно в регионах, недостаточная проработанность нормативно-правовых актов в области здравоохранения, неисполнение норм, закрепленных в здравоохранительном законодательстве, а также недостаточное развитие инноваций и цифровых технологий в медицине. Перспективы улучшения системы здравоохранения связаны с цифровизацией медицинских услуг, развитием государственно-частного партнерства, увеличением финансирования и модернизацией медицинской инфраструктуры. Необходимо проводить мероприятия по здоровому образу жизни, пропаганде правильного питания, профилактическим осмотрам и диспансеризации населения, вакцинации и иммунизации. Для повышения качества медицинской помощи необходимо постоянно повышать квалификацию медицинского персонала, проводить обучение и переподготовку медицинских работников, а также внедрять современные методы диагностики и лечения заболеваний. Для повышения качества медицинской помощи следует улучшать материально-техническую базу медицинских организаций, осуществлять закупку современного медицинского оборудования, проведение ремонтов и реконструкций медицинских учреждений, а также оснащение медицинских организаций современными информационными системами. Реализация этих мер позволит повысить доступность и значительно улучшить качество оказываемой населению медицинской помощи, что приведет к улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни.
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Основными проблемами российского здравоохранения являются недостаток финансирования <6>, высокий уровень бюрократии, нехватка кадров, особенно в регионах, недостаточная проработанность нормативно-правовых актов в области здравоохранения, неисполнение норм, закрепленных в здравоохранительном законодательстве, а также недостаточное развитие инноваций и цифровых технологий в медицине. Перспективы улучшения системы здравоохранения связаны с цифровизацией медицинских услуг, развитием государственно-частного партнерства, увеличением финансирования и модернизацией медицинской инфраструктуры. Необходимо проводить мероприятия по здоровому образу жизни, пропаганде правильного питания, профилактическим осмотрам и диспансеризации населения, вакцинации и иммунизации. Для повышения качества медицинской помощи необходимо постоянно повышать квалификацию медицинского персонала, проводить обучение и переподготовку медицинских работников, а также внедрять современные методы диагностики и лечения заболеваний. Для повышения качества медицинской помощи следует улучшать материально-техническую базу медицинских организаций, осуществлять закупку современного медицинского оборудования, проведение ремонтов и реконструкций медицинских учреждений, а также оснащение медицинских организаций современными информационными системами. Реализация этих мер позволит повысить доступность и значительно улучшить качество оказываемой населению медицинской помощи, что приведет к улучшению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни.
Ситуация: Как сдать нормы ГТО?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предъявление медицинского заключения о допуске к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО с установленной первой или второй группой здоровья, выданного по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации согласно возрастной группе.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)предъявление медицинского заключения о допуске к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО с установленной первой или второй группой здоровья, выданного по результатам профилактического медицинского осмотра или диспансеризации согласно возрастной группе.
Ситуация: В каком порядке осуществляется диспансеризация?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь, в том числе по месту нахождения мобильной медицинской бригады, организованной в структуре указанной медицинской организации. При отсутствии в населенном пункте, в котором проживает гражданин старше 65 лет, медицинской организации, в которой могут быть проведены профилактический медицинский осмотр или диспансеризация, может осуществляться перевозка такого гражданина в медицинскую организацию (п. 10 Порядка; п. 1 Приложения N 10 к Положению, утв. Приказом Минздрава России от 14.04.2025 N 202н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь, в том числе по месту нахождения мобильной медицинской бригады, организованной в структуре указанной медицинской организации. При отсутствии в населенном пункте, в котором проживает гражданин старше 65 лет, медицинской организации, в которой могут быть проведены профилактический медицинский осмотр или диспансеризация, может осуществляться перевозка такого гражданина в медицинскую организацию (п. 10 Порядка; п. 1 Приложения N 10 к Положению, утв. Приказом Минздрава России от 14.04.2025 N 202н).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2022 N 88-29338/2022 было признано законным привлечение медицинского работника к дисциплинарной ответственности. Основанием для нее послужило нарушение положений п. 3.6 приложения 8 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", п. 14 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 124н, гл. 2 должностной инструкции. В частности, к оформлению амбулаторной карты пациента были следующие замечания: в амбулаторной карте пациента не соответствовали даты взятия под наблюдение и даты самоизоляции пациента, заболевшего новой коронавирусной инфекцией COVID-19, не заполнены данные профилактического осмотра пациента на предмет раннего выявления онкозаболеваний.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2022 N 88-29338/2022 было признано законным привлечение медицинского работника к дисциплинарной ответственности. Основанием для нее послужило нарушение положений п. 3.6 приложения 8 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", п. 14 Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденного Приказом Минздрава России от 13.03.2019 N 124н, гл. 2 должностной инструкции. В частности, к оформлению амбулаторной карты пациента были следующие замечания: в амбулаторной карте пациента не соответствовали даты взятия под наблюдение и даты самоизоляции пациента, заболевшего новой коронавирусной инфекцией COVID-19, не заполнены данные профилактического осмотра пациента на предмет раннего выявления онкозаболеваний.
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)В сфере медико-санитарного обеспечения лиц, содержавшихся в пенитенциарных учреждениях, в 2021 г. выявлено 12 526 нарушений закона (в 2020 г. - 11 716, или + 6,9%), в том числе в СИЗО - 1 555 (в 2020 г. - 1 467, + 6%), в ИУ и ЛПУ - 5 872 (в 2020 г. - 5 835, + 0,6%). Наиболее распространенными нарушениями являлись: несоблюдение сроков осуществления профилактических осмотров и диспансеризации лиц, содержащихся в учреждениях УИС; неприменение лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи; ненадлежащее проведение в местах общего пользования дезинфекционных мероприятий. Выявление нарушений такого рода возможно только с привлечением к прокурорской проверке соответствующих специалистов, желательно из не подведомственных ФСИН России медицинских организаций.
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)В сфере медико-санитарного обеспечения лиц, содержавшихся в пенитенциарных учреждениях, в 2021 г. выявлено 12 526 нарушений закона (в 2020 г. - 11 716, или + 6,9%), в том числе в СИЗО - 1 555 (в 2020 г. - 1 467, + 6%), в ИУ и ЛПУ - 5 872 (в 2020 г. - 5 835, + 0,6%). Наиболее распространенными нарушениями являлись: несоблюдение сроков осуществления профилактических осмотров и диспансеризации лиц, содержащихся в учреждениях УИС; неприменение лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи; ненадлежащее проведение в местах общего пользования дезинфекционных мероприятий. Выявление нарушений такого рода возможно только с привлечением к прокурорской проверке соответствующих специалистов, желательно из не подведомственных ФСИН России медицинских организаций.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Положением о лицензировании медицинской деятельности <24> в качестве таких видов деятельности определены оказание первичной медико-санитарной помощи населению, проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Положением о лицензировании медицинской деятельности <24> в качестве таких видов деятельности определены оказание первичной медико-санитарной помощи населению, проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности.