Профессиональное развитие муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Профессиональное развитие муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Анализ повышения квалификации по категориям и видам должностей показал, что исполнительно-распорядительные органы муниципального образования являются основными в категории гражданских служащих, участвующих в развитии профессиональной деятельности, финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Анализ повышения квалификации по категориям и видам должностей показал, что исполнительно-распорядительные органы муниципального образования являются основными в категории гражданских служащих, участвующих в развитии профессиональной деятельности, финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Статья: Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы: основы и перспективы
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В-третьих, закреплено единство требований к подготовке кадров и профессиональному развитию служащих. Это значит, что необходима одинаково высокая профессиональная подготовка государственных гражданских и муниципальных служащих, поскольку от этого во многом зависят качество и доступность услуг, оказываемых ими населению. Важность качества и доступности услуг обусловлена в первую очередь тем, что деятельность публичных служащих направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, провозглашенной ст. 2 Конституции Российской Федерации <6>.
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)В-третьих, закреплено единство требований к подготовке кадров и профессиональному развитию служащих. Это значит, что необходима одинаково высокая профессиональная подготовка государственных гражданских и муниципальных служащих, поскольку от этого во многом зависят качество и доступность услуг, оказываемых ими населению. Важность качества и доступности услуг обусловлена в первую очередь тем, что деятельность публичных служащих направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, провозглашенной ст. 2 Конституции Российской Федерации <6>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих;
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3) единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих;
Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68
(ред. от 26.06.2023)
"О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации")а) в рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе в сфере закупок);
(ред. от 26.06.2023)
"О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации"
(вместе с "Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации")а) в рамках государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе в сфере закупок);
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)121) участия в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, а также координации деятельности органов местного самоуправления по организации подготовки кадров для муниципальной службы в период реализации программы развития муниципальной службы субъекта Российской Федерации;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)121) участия в обеспечении профессионального образования и дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, а также координации деятельности органов местного самоуправления по организации подготовки кадров для муниципальной службы в период реализации программы развития муниципальной службы субъекта Российской Федерации;
Статья: Ротация в органах публичной власти в контексте противодействия коррупции
(Матвеева Н.А.)
("Современное право", 2025, N 6)Как горизонтальное перемещение государственных и муниципальных гражданских служащих - перевод с занимаемой должности на аналогичную в другом субъекте Российской Федерации или в ином управлении, так и вертикальное - перевод на вышестоящую должность, позволяет обновлять управленческие кадры, которые имеют возможность "свежим" современным взглядом оценить состояние вверенного им участка работы, предложить направления совершенствования и развития деятельности, новые пути разрешения спорных вопросов, сохраняя и укрепляя при этом сформировавшиеся положительные устои. Кроме того, ротация таким образом еще и обеспечивает преемственность поколений государственных и муниципальных служащих, передачу опыта, профессиональный рост и омолаживание состава.
(Матвеева Н.А.)
("Современное право", 2025, N 6)Как горизонтальное перемещение государственных и муниципальных гражданских служащих - перевод с занимаемой должности на аналогичную в другом субъекте Российской Федерации или в ином управлении, так и вертикальное - перевод на вышестоящую должность, позволяет обновлять управленческие кадры, которые имеют возможность "свежим" современным взглядом оценить состояние вверенного им участка работы, предложить направления совершенствования и развития деятельности, новые пути разрешения спорных вопросов, сохраняя и укрепляя при этом сформировавшиеся положительные устои. Кроме того, ротация таким образом еще и обеспечивает преемственность поколений государственных и муниципальных служащих, передачу опыта, профессиональный рост и омолаживание состава.
Статья: Принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе в контексте ее ключевых реформ
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Следует заметить, что не менее результативным шагом в указанном направлении станет принятие федерального закона об административных актах и административных процедурах, на необходимость которого аргументированно обращено внимание видных ученых-административистов нашего государства. Профессор Юрий Николаевич Старилов справедливо замечает: "Принятие российского закона "Об административных процедурах" с очевидностью продемонстрирует решительность государства по включению в содержание административной реформы необходимого и полезного для всех законодательного акта, направленного на решение задачи повышения эффективности публичного управления" <22>. Многочисленные административные регламенты усложняют возможность получения гражданами содержательной помощи, концентрируя внимание "исполнителей" на формальных аспектах, таких как, например, сроки оказания государственной услуги. Только комплексный характер совершенствования процедур оценки профессионального уровня при поступлении на государственную службу и надлежащего законодательного регулирования административных процедур как основного массива управленческого труда позволит совершить оптимальный переход к государственному управлению, ориентированному на оптимизацию труда служащих, их профессиональное развитие, должностной рост на справедливой конкурентной основе и повысить качество предоставляемых гражданам государственных услуг.
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Следует заметить, что не менее результативным шагом в указанном направлении станет принятие федерального закона об административных актах и административных процедурах, на необходимость которого аргументированно обращено внимание видных ученых-административистов нашего государства. Профессор Юрий Николаевич Старилов справедливо замечает: "Принятие российского закона "Об административных процедурах" с очевидностью продемонстрирует решительность государства по включению в содержание административной реформы необходимого и полезного для всех законодательного акта, направленного на решение задачи повышения эффективности публичного управления" <22>. Многочисленные административные регламенты усложняют возможность получения гражданами содержательной помощи, концентрируя внимание "исполнителей" на формальных аспектах, таких как, например, сроки оказания государственной услуги. Только комплексный характер совершенствования процедур оценки профессионального уровня при поступлении на государственную службу и надлежащего законодательного регулирования административных процедур как основного массива управленческого труда позволит совершить оптимальный переход к государственному управлению, ориентированному на оптимизацию труда служащих, их профессиональное развитие, должностной рост на справедливой конкурентной основе и повысить качество предоставляемых гражданам государственных услуг.
Статья: Направления профессионального развития государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Главными критериями эффективности реформирования профессионального развития государственных гражданских служащих стали повышение легитимности власти не менее чем на 70% к 2018 г., обеспечение граждан доступом в электронном формате к государственным и муниципальным услугам, в том числе посредством учреждения многофункциональных центров.
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Главными критериями эффективности реформирования профессионального развития государственных гражданских служащих стали повышение легитимности власти не менее чем на 70% к 2018 г., обеспечение граждан доступом в электронном формате к государственным и муниципальным услугам, в том числе посредством учреждения многофункциональных центров.
Статья: Обеспечение единства публичной власти через формирование системы образовательной и консультационно-методической поддержки муниципальных образований на примере Красноярского края
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)С учетом изложенного представляется, что опыт Красноярского края по созданию постоянно действующего государственного учреждения, деятельность которого направлена на оказание образовательной и консультационно-методической поддержки местного самоуправления, в контексте формирования единой системы публичной власти является крайне важным. Главам муниципальных образований, депутатам и муниципальным служащим важно иметь возможность обратиться за профессиональной юридической помощью, которая оказывается именно на принципах взаимодействия, а не "власти - подчинения". Представляется, что существующие в Красноярском крае практики являются весьма перспективным направлением развития единой системы публичной власти и могут быть масштабированы на иные субъекты Российской Федерации. Соответственно содержанию принципа единства системы публичной власти региональные учреждения должны будут осуществлять системную работу по поддержке муниципальных образовательных организаций, обеспечивая для их должностных лиц доступ к квалифицированной юридической помощи, методической и образовательной поддержке по вопросам реализации полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления.
(Пенизев М.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)С учетом изложенного представляется, что опыт Красноярского края по созданию постоянно действующего государственного учреждения, деятельность которого направлена на оказание образовательной и консультационно-методической поддержки местного самоуправления, в контексте формирования единой системы публичной власти является крайне важным. Главам муниципальных образований, депутатам и муниципальным служащим важно иметь возможность обратиться за профессиональной юридической помощью, которая оказывается именно на принципах взаимодействия, а не "власти - подчинения". Представляется, что существующие в Красноярском крае практики являются весьма перспективным направлением развития единой системы публичной власти и могут быть масштабированы на иные субъекты Российской Федерации. Соответственно содержанию принципа единства системы публичной власти региональные учреждения должны будут осуществлять системную работу по поддержке муниципальных образовательных организаций, обеспечивая для их должностных лиц доступ к квалифицированной юридической помощи, методической и образовательной поддержке по вопросам реализации полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно пп. 3 п. 4 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться в том числе за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает в качестве сторон государственного и муниципального контрактов лишь заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно пп. 3 п. 4 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться в том числе за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает в качестве сторон государственного и муниципального контрактов лишь заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статья: Развитие правовых основ институционального лидерства в территориальном общественном самоуправлении: этапы, проблемы, перспективы
(Кравец А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Заслуживает внимания вопрос о продвижении в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации для муниципальных служащих и руководителей органов ТОС программы обучения "Развитие муниципального лидерства" наряду с иными программами, вовлекающими муниципальные кадры (в том числе кадры руководителей ТОС) в подготовку лидеров для различных сфер государственного и муниципального управления.
(Кравец А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Заслуживает внимания вопрос о продвижении в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации для муниципальных служащих и руководителей органов ТОС программы обучения "Развитие муниципального лидерства" наряду с иными программами, вовлекающими муниципальные кадры (в том числе кадры руководителей ТОС) в подготовку лидеров для различных сфер государственного и муниципального управления.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В этом контексте интересной представляется идея разработки научно обоснованных критериев системы оценки (скоринга) государственных гражданских служащих, учитывающих соблюдение ими системы ограничений, запретов и обязанностей, требований к служебному поведению, а также правил служебного поведения, в том числе содержащихся в типовом кодексе этики государственных и муниципальных служащих. Это позволит ориентировать государственных служащих на решение задач, связанных с повышением своих показателей и развитием профессиональных компетенций, а также будет способствовать повышению объективности оценки их профессиональной служебной деятельности. Все это будет способствовать повышению информационной безопасности государств.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В этом контексте интересной представляется идея разработки научно обоснованных критериев системы оценки (скоринга) государственных гражданских служащих, учитывающих соблюдение ими системы ограничений, запретов и обязанностей, требований к служебному поведению, а также правил служебного поведения, в том числе содержащихся в типовом кодексе этики государственных и муниципальных служащих. Это позволит ориентировать государственных служащих на решение задач, связанных с повышением своих показателей и развитием профессиональных компетенций, а также будет способствовать повышению объективности оценки их профессиональной служебной деятельности. Все это будет способствовать повышению информационной безопасности государств.
Статья: Совершенствование профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации и ее субъектах
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Статья: Проблема широкого понимания публично-правовой ответственности власти в контексте правостимулирующей политики в сфере государственной и муниципальной службы
(Кокурина О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Ответственность любого уровня публичной власти за принимаемые решения - важный фактор последовательного развития Российского государства. Надлежащая профессиональная и социальная ответственность государственного и муниципального служащего в ее позитивном аспекте является сегодня не только практической проблемой публичной власти современной России, но и междисциплинарной научной проблемой, требующей своих подходов и своего решения. Остается актуальной задачей теоретическое обоснование концепции позитивной ответственности публичной власти как фундаментального регулятивного механизма организации деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в интересах и на благо личности, общества и государства.
(Кокурина О.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 8)Ответственность любого уровня публичной власти за принимаемые решения - важный фактор последовательного развития Российского государства. Надлежащая профессиональная и социальная ответственность государственного и муниципального служащего в ее позитивном аспекте является сегодня не только практической проблемой публичной власти современной России, но и междисциплинарной научной проблемой, требующей своих подходов и своего решения. Остается актуальной задачей теоретическое обоснование концепции позитивной ответственности публичной власти как фундаментального регулятивного механизма организации деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в интересах и на благо личности, общества и государства.