Профессиональная переподготовка требования
Подборка наиболее важных документов по запросу Профессиональная переподготовка требования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Профессиональные стандарты
(КонсультантПлюс, 2025)Об этом стало известно работодателю... когда истец подал заявление о частичном возмещении стоимости профессиональной переподготовки... по программе профессиональной переподготовки... поскольку в соответствии с требованиями должностной инструкции ему необходимо данное профессиональное образование, но соответствующего обучения он не прошел, требуемое по занимаемой должности профессиональное образование не получил.
(КонсультантПлюс, 2025)Об этом стало известно работодателю... когда истец подал заявление о частичном возмещении стоимости профессиональной переподготовки... по программе профессиональной переподготовки... поскольку в соответствии с требованиями должностной инструкции ему необходимо данное профессиональное образование, но соответствующего обучения он не прошел, требуемое по занимаемой должности профессиональное образование не получил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Нужно ли по требованию работника вносить в его бумажную трудовую книжку запись о профессиональной переподготовке (дополнительно к юридическому образованию получил образование для работы HR-менеджером)? Как это можно сделать?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2024)Вопрос: Нужно ли по требованию работника вносить в его бумажную трудовую книжку запись о профессиональной переподготовке (дополнительно к юридическому образованию получил образование для работы HR-менеджером)? Как это можно сделать?
(Консультация эксперта, Гострудинспекция в Орловской обл., 2024)Вопрос: Нужно ли по требованию работника вносить в его бумажную трудовую книжку запись о профессиональной переподготовке (дополнительно к юридическому образованию получил образование для работы HR-менеджером)? Как это можно сделать?
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Немаловажным является то, что изменение учета под влиянием цифровизации требует от специалистов освоения новых компетенций. На рис. 2 сформулированы основные аспекты системы непрерывного образования для специалистов в области бухгалтерского учета, основанные на выводах НИУ ВШЭ <17> и ориентированные на освоение новых компетенций. Для подтверждения профессионального мастерства и освоения новых компетенций в области учета логично создание курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки согласно передовым требованиям к профессии, активное использование образовательных электронных платформ. Создание курсов может быть реализовано через вузовские учебно-методические центры, программы ИПБ России, участие в корпоративных университетах.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)Немаловажным является то, что изменение учета под влиянием цифровизации требует от специалистов освоения новых компетенций. На рис. 2 сформулированы основные аспекты системы непрерывного образования для специалистов в области бухгалтерского учета, основанные на выводах НИУ ВШЭ <17> и ориентированные на освоение новых компетенций. Для подтверждения профессионального мастерства и освоения новых компетенций в области учета логично создание курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки согласно передовым требованиям к профессии, активное использование образовательных электронных платформ. Создание курсов может быть реализовано через вузовские учебно-методические центры, программы ИПБ России, участие в корпоративных университетах.
Нормативные акты
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана судна с главными двигателями мощностью более 330 киловатт и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи администрациями бассейнов внутренних водных путей квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных судов внутреннего водного плавания.
(ред. от 24.06.2025)Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана судна с главными двигателями мощностью более 330 киловатт и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи администрациями бассейнов внутренних водных путей квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных судов внутреннего водного плавания.
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи капитанами морских портов квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов.
(ред. от 24.06.2025)Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна вместимостью не менее чем 3000 и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи капитанами морских портов квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных морских судов.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)135. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 сентября 2021 г. N П/0411 "Об утверждении Перечня областей, в которых работники бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемые к определению кадастровой стоимости, должны иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку, и Порядка подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к работникам бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемым к определению кадастровой стоимости".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)135. Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 сентября 2021 г. N П/0411 "Об утверждении Перечня областей, в которых работники бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемые к определению кадастровой стоимости, должны иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку, и Порядка подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к работникам бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемым к определению кадастровой стоимости".
Статья: К вопросу о содействии занятости и сокращению уровня бедности инвалидов
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)С учетом социально-экономических и демографических особенностей субъекты РФ принимают нормативные правовые акты, направленные на расширение мер государственной поддержки содействия занятости инвалидов. Так, в Республике Башкортостан (РБ) согласно распоряжению Правительства РБ от 27 марта 2024 г. N 285-Р <9> реализуется проект по комплексной профессиональной подготовке лиц с инвалидностью на площадке Мультицентра социальной и трудовой интеграции Республики Башкортостан (далее - Мультицентр). В задачи Мультицентра входит профессиональная переподготовка инвалидов с учетом требований работодателей к будущим работникам, а также сопровождаемое трудоустройство, направленное на адаптацию инвалида на рабочем месте при использовании дуальной системы обучения <10>. Практический опыт обучения инвалидов в Республике Башкортостан может быть интересен не только для отдельных субъектов РФ, но и на федеральном уровне <11>.
(Камолов Р.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)С учетом социально-экономических и демографических особенностей субъекты РФ принимают нормативные правовые акты, направленные на расширение мер государственной поддержки содействия занятости инвалидов. Так, в Республике Башкортостан (РБ) согласно распоряжению Правительства РБ от 27 марта 2024 г. N 285-Р <9> реализуется проект по комплексной профессиональной подготовке лиц с инвалидностью на площадке Мультицентра социальной и трудовой интеграции Республики Башкортостан (далее - Мультицентр). В задачи Мультицентра входит профессиональная переподготовка инвалидов с учетом требований работодателей к будущим работникам, а также сопровождаемое трудоустройство, направленное на адаптацию инвалида на рабочем месте при использовании дуальной системы обучения <10>. Практический опыт обучения инвалидов в Республике Башкортостан может быть интересен не только для отдельных субъектов РФ, но и на федеральном уровне <11>.
Статья: Установление возрастных требований для претендентов на статус усыновителей, опекунов и попечителей несовершеннолетних подопечных, приемных родителей
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)По данным Росстата по состоянию на 2019 г. <3>, средняя продолжительность жизни в Российской Федерации составляла: 68 лет среди мужского населения и 78 лет - среди женского. Анализируя статистические данные, можно предположить, что, став пенсионером, а заодно став по собственной инициативе и на основании соответствующего решения суда, например, и усыновителем, лицо сможет принять участие в становлении личности несовершеннолетнего, скрасив при этом свое одиночество, обретя новый смысл жизни. Тем более в последнее время государство все больше "поворачивается лицом" к пожилым людям, предлагая пройти профессиональную переподготовку с учетом требований современного рынка труда, реализуя иные социальные проекты и программы с целью вовлечения в активный жизненный процесс вместо "дожития". Именно возрастные усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, не обремененные трудовыми отношениями, смогли бы путем передачи накопленного жизненного опыта помочь государству решить насущную проблему детей, оставшихся без попечения родителей (по каким бы основаниям дети ни оказались в таком статусе).
(Матвеева Н.А.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)По данным Росстата по состоянию на 2019 г. <3>, средняя продолжительность жизни в Российской Федерации составляла: 68 лет среди мужского населения и 78 лет - среди женского. Анализируя статистические данные, можно предположить, что, став пенсионером, а заодно став по собственной инициативе и на основании соответствующего решения суда, например, и усыновителем, лицо сможет принять участие в становлении личности несовершеннолетнего, скрасив при этом свое одиночество, обретя новый смысл жизни. Тем более в последнее время государство все больше "поворачивается лицом" к пожилым людям, предлагая пройти профессиональную переподготовку с учетом требований современного рынка труда, реализуя иные социальные проекты и программы с целью вовлечения в активный жизненный процесс вместо "дожития". Именно возрастные усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, не обремененные трудовыми отношениями, смогли бы путем передачи накопленного жизненного опыта помочь государству решить насущную проблему детей, оставшихся без попечения родителей (по каким бы основаниям дети ни оказались в таком статусе).
Статья: Порядок нотариального удостоверения медиативного соглашения: процедурные условия
(Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 4)Следовательно, документы, выданные в период с 3 апреля 2011 года по 29 августа 2013 года, включаться в федеральный реестр не должны, медиаторы, прошедшие обучение в указанный период, могут подтвердить наличие специального образования только дипломом (о переподготовке) или свидетельством (о повышении квалификации). Следует обратить внимание, что при прохождении повышения квалификации по программам в объеме свыше 100 часов Постановлением Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам" предусматривалась выдача свидетельства (не удостоверения, как в настоящее время), данный документ утратил силу с 15 ноября 2013 года.
(Соломеина Е.А., Шереметова Г.С.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 4)Следовательно, документы, выданные в период с 3 апреля 2011 года по 29 августа 2013 года, включаться в федеральный реестр не должны, медиаторы, прошедшие обучение в указанный период, могут подтвердить наличие специального образования только дипломом (о переподготовке) или свидетельством (о повышении квалификации). Следует обратить внимание, что при прохождении повышения квалификации по программам в объеме свыше 100 часов Постановлением Госкомвуза России от 27.12.1995 N 13 "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам" предусматривалась выдача свидетельства (не удостоверения, как в настоящее время), данный документ утратил силу с 15 ноября 2013 года.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положениями п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 362) установлено право гражданского служащего, имеющего диплом о дополнительном (к высшему) образовании, претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Положениями п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 362) установлено право гражданского служащего, имеющего диплом о дополнительном (к высшему) образовании, претендовать на замещение должностей гражданской службы, квалификационными требованиями по которым предусмотрено наличие высшего образования по соответствующей специальности (направлению подготовки).
Статья: Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)- либо высшее профобразование и дополнительное профобразование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда (без предъявления требований к стажу работы);
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)- либо высшее профобразование и дополнительное профобразование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда (без предъявления требований к стажу работы);
Статья: Проблемы повышения качества нормотворческой деятельности в Российской Федерации и Республике Казахстан
(Абишев Б.С., Комаров В.С.)
("Современное право", 2024, N 7)В настоящее время ряд российских исследователей в области нормотворчества указывает на проблемы качества проведения правовых экспертиз муниципальных правовых актов. Подобные проблемы имеют место также и в Республике Казахстан при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов. В первую очередь следует задать глобальный вопрос: "Кто проводит эти экспертизы?" На профессиональной основе экспертов в этой сфере вузы не готовят, и специализированных экспертов, отвечающих всем требованиям курсов профессиональной переподготовки, не имеется.
(Абишев Б.С., Комаров В.С.)
("Современное право", 2024, N 7)В настоящее время ряд российских исследователей в области нормотворчества указывает на проблемы качества проведения правовых экспертиз муниципальных правовых актов. Подобные проблемы имеют место также и в Республике Казахстан при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов. В первую очередь следует задать глобальный вопрос: "Кто проводит эти экспертизы?" На профессиональной основе экспертов в этой сфере вузы не готовят, и специализированных экспертов, отвечающих всем требованиям курсов профессиональной переподготовки, не имеется.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, Ш., работая в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями" психологом, обратилась в суд с иском о понуждении ответчика направить на профессиональную переподготовку по специальности "Клиническая психология" за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством. Истица указывала, что ее профессиональная деятельность в целом соответствует должностным обязанностям медицинского психолога, требуя переименовать ее нынешнюю должность и для занятия соответствующей должности организовать прохождение программы профессиональной переподготовки, направленной на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации по специальности "Клиническая психология", что, по мнению истицы, является обязанностью работодателя. Суд не согласился с требованиями Ш., указав, что занимаемая истцом должность психолога предусмотрена штатным расписанием, образование и квалификация истца соответствуют требованиям и занимаемой должности и не требуют профессиональной переподготовки, а внесение изменений в штатное расписание в части замены наименования должности психолога на должность медицинского психолога относится к исключительной компетенции работодателя как хозяйствующего субъекта (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13.08.2014 по делу N 33-6536/2014).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Так, Ш., работая в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями" психологом, обратилась в суд с иском о понуждении ответчика направить на профессиональную переподготовку по специальности "Клиническая психология" за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством. Истица указывала, что ее профессиональная деятельность в целом соответствует должностным обязанностям медицинского психолога, требуя переименовать ее нынешнюю должность и для занятия соответствующей должности организовать прохождение программы профессиональной переподготовки, направленной на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации по специальности "Клиническая психология", что, по мнению истицы, является обязанностью работодателя. Суд не согласился с требованиями Ш., указав, что занимаемая истцом должность психолога предусмотрена штатным расписанием, образование и квалификация истца соответствуют требованиям и занимаемой должности и не требуют профессиональной переподготовки, а внесение изменений в штатное расписание в части замены наименования должности психолога на должность медицинского психолога относится к исключительной компетенции работодателя как хозяйствующего субъекта (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 13.08.2014 по делу N 33-6536/2014).