Профессиональная переподготовка муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Профессиональная переподготовка муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие правовых основ институционального лидерства в территориальном общественном самоуправлении: этапы, проблемы, перспективы
(Кравец А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Заслуживает внимания современных ученых и муниципалистов вопрос об активном внедрении в повседневную практику правового регулирования, а также для целей подготовки управленческих кадров для муниципальной службы и муниципального управления института муниципального лидерства. Данный институт особенно актуален для городских муниципальных образований; он позволяет более эффективно привлекать граждан к непосредственному управлению и развитию территорий <5>. Такой институт может служить правовой и интеллектуальной основой для формирования программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и лидеров ТОС. Существует положительный опыт использования программ обучения "Муниципальное лидерство" в Канаде <6>. Данный опыт может использоваться в Российской Федерации для развития программ повышения квалификации и обучения руководителей ТОС. Помимо этого, существует и достаточно ощутимый пробел в муниципально-правовой науке в отношении института лидерства. В науке муниципального права отсутствует легальное и доктринальное определение институционального муниципального лидерства. Между тем в действующей системе муниципального управления (как и в системе ТОС) институт муниципального лидерства объективно развивается и наряду с общественным муниципальным лидерством занимает важное место в развитии территорий муниципальных образований.
(Кравец А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)Заслуживает внимания современных ученых и муниципалистов вопрос об активном внедрении в повседневную практику правового регулирования, а также для целей подготовки управленческих кадров для муниципальной службы и муниципального управления института муниципального лидерства. Данный институт особенно актуален для городских муниципальных образований; он позволяет более эффективно привлекать граждан к непосредственному управлению и развитию территорий <5>. Такой институт может служить правовой и интеллектуальной основой для формирования программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и лидеров ТОС. Существует положительный опыт использования программ обучения "Муниципальное лидерство" в Канаде <6>. Данный опыт может использоваться в Российской Федерации для развития программ повышения квалификации и обучения руководителей ТОС. Помимо этого, существует и достаточно ощутимый пробел в муниципально-правовой науке в отношении института лидерства. В науке муниципального права отсутствует легальное и доктринальное определение институционального муниципального лидерства. Между тем в действующей системе муниципального управления (как и в системе ТОС) институт муниципального лидерства объективно развивается и наряду с общественным муниципальным лидерством занимает важное место в развитии территорий муниципальных образований.
Статья: Образование муниципальных служащих в условиях реализации концепции lifelong learning
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В целом представляется, что в современных условиях образование муниципальных служащих должно идти непрерывно, чему способствуют в том числе и разнообразные возможные формы такого обучения, а также применяемые при этом современные технологии организации и осуществления образовательного процесса. Следует внести законодательные изменения, предусматривающие возможность получения муниципальным служащим бесплатного второго высшего образования соответствующего уровня и право муниципального служащего на ежегодное бесплатное повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В целом представляется, что в современных условиях образование муниципальных служащих должно идти непрерывно, чему способствуют в том числе и разнообразные возможные формы такого обучения, а также применяемые при этом современные технологии организации и осуществления образовательного процесса. Следует внести законодательные изменения, предусматривающие возможность получения муниципальным служащим бесплатного второго высшего образования соответствующего уровня и право муниципального служащего на ежегодное бесплатное повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.020.150 Профессиональная подготовка. Повышение
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"060.020.150 Профессиональная подготовка. Повышение
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 338
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников организаций, кадров государственной гражданской и муниципальной службы, условиями труда, движением работников, занятостью населения, численностью и потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, численностью и заработной платой работников по категориям в организациях социальной сферы и науки"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025)13.1. В графы с 4 по 7 Раздела 2 включаются данные о численности работников с учетом уволившихся в отчетном году, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, обученных в отчетном году в период работы в муниципальном органе по дополнительным профессиональным программам в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и действующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации за счет всех источников финансирования (в том числе за счет средств муниципальных служащих) и получивших по результатам итоговой аттестации после освоения дополнительной профессиональной программы документы установленного образца: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
(ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников организаций, кадров государственной гражданской и муниципальной службы, условиями труда, движением работников, занятостью населения, численностью и потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, численностью и заработной платой работников по категориям в организациях социальной сферы и науки"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025)13.1. В графы с 4 по 7 Раздела 2 включаются данные о численности работников с учетом уволившихся в отчетном году, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, обученных в отчетном году в период работы в муниципальном органе по дополнительным профессиональным программам в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и действующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации за счет всех источников финансирования (в том числе за счет средств муниципальных служащих) и получивших по результатам итоговой аттестации после освоения дополнительной профессиональной программы документы установленного образца: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
Статья: Совершенствование профессионального развития государственных гражданских служащих в Российской Федерации и ее субъектах
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)5. В ходе развития дополнительного профессионального образования среди государственных служащих наблюдается недостаточная проработка и учет факторов мотивационного механизма (процессуального, содержательного и пр.), что является определенным препятствием, не стимулирующим кадры госслужбы к планированию карьеры, непрерывному повышению профессионального уровня. Практика кадровых процессов в государственной службе фиксирует такие недостатки, как невостребованность служащих, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки, получивших второе образование, отсутствие карьерного продвижения, соответственно и неприсвоение новых квалификационных разрядов, отсутствие роста заработной платы. Нельзя не отметить активность органов местного самоуправления в повышении профессионализма кадров муниципальной службы; как показывает статистика, каждый пятый муниципальный служащий в Российской Федерации в последние пять лет ежегодно проходит повышение квалификации в различных формах подготовки (стажировка, тренинги и пр.).
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)5. В ходе развития дополнительного профессионального образования среди государственных служащих наблюдается недостаточная проработка и учет факторов мотивационного механизма (процессуального, содержательного и пр.), что является определенным препятствием, не стимулирующим кадры госслужбы к планированию карьеры, непрерывному повышению профессионального уровня. Практика кадровых процессов в государственной службе фиксирует такие недостатки, как невостребованность служащих, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки, получивших второе образование, отсутствие карьерного продвижения, соответственно и неприсвоение новых квалификационных разрядов, отсутствие роста заработной платы. Нельзя не отметить активность органов местного самоуправления в повышении профессионализма кадров муниципальной службы; как показывает статистика, каждый пятый муниципальный служащий в Российской Федерации в последние пять лет ежегодно проходит повышение квалификации в различных формах подготовки (стажировка, тренинги и пр.).
Статья: Проблемные аспекты усовершенствования муниципальной службы в Российской Федерации
(Лихачев С.В., Ракша Н.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)На этих устоях формируются задачи современной муниципальной службы правового демократического государства, которые заключаются в следующем: профессиональное содействие формированию муниципальной политики; обеспечение реализации государственной политики в условиях политической и религиозной нейтральности; содействие политическому и социальному партнерству путем профессионализации регулирования соответствующих общественных отношений; административно-процессуальное сопровождение исполнения положений Конституции и законов; обеспечение результативности и эффективности муниципальной службы, в частности, на основе учета заслуг и результатов работы, личных качеств муниципальных служащих, связей с общественностью; обеспечение современного уровня удовлетворения потребностей граждан на основе профессионального организованного предоставления управленческих услуг; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации служащих в органах местного самоуправления.
(Лихачев С.В., Ракша Н.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)На этих устоях формируются задачи современной муниципальной службы правового демократического государства, которые заключаются в следующем: профессиональное содействие формированию муниципальной политики; обеспечение реализации государственной политики в условиях политической и религиозной нейтральности; содействие политическому и социальному партнерству путем профессионализации регулирования соответствующих общественных отношений; административно-процессуальное сопровождение исполнения положений Конституции и законов; обеспечение результативности и эффективности муниципальной службы, в частности, на основе учета заслуг и результатов работы, личных качеств муниципальных служащих, связей с общественностью; обеспечение современного уровня удовлетворения потребностей граждан на основе профессионального организованного предоставления управленческих услуг; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации служащих в органах местного самоуправления.
Статья: Направления профессионального развития государственных гражданских служащих в субъектах Российской Федерации
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В этот же период система правовых источников Российской Федерации, регулирующих вопросы государственной гражданской службы, была дополнена рядом новелл - таких, как определение направления совершенствований государственного управления, а также информатизация рабочего места государственного гражданского служащего в целях обеспечения каждого сотрудника наиболее автоматизированным рабочим местом, позволяющим посредством программного обеспечения проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
(Бродская В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)В этот же период система правовых источников Российской Федерации, регулирующих вопросы государственной гражданской службы, была дополнена рядом новелл - таких, как определение направления совершенствований государственного управления, а также информатизация рабочего места государственного гражданского служащего в целях обеспечения каждого сотрудника наиболее автоматизированным рабочим местом, позволяющим посредством программного обеспечения проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно пп. 3 п. 4 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться в том числе за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает в качестве сторон государственного и муниципального контрактов лишь заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно пп. 3 п. 4 ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться в том числе за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусматривает в качестве сторон государственного и муниципального контрактов лишь заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Статья: Типовые контракты, типовые условия контрактов: практика применения
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Типовой контракт на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих <15>
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 2)Типовой контракт на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих <15>
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к специалисту по работе с молодежью?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Также требования к квалификации специалиста по работе с молодежью содержатся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678: высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее одного года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Также требования к квалификации специалиста по работе с молодежью содержатся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678: высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее одного года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее трех лет.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)- государственная служба (вопросы цифровых компетенций и цифровых навыков государственных служащих, их профессиональной переподготовки и повышения квалификации);
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)- государственная служба (вопросы цифровых компетенций и цифровых навыков государственных служащих, их профессиональной переподготовки и повышения квалификации);