Проектные работы налоговый учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Проектные работы налоговый учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 265 "Внереализационные расходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно отразил в составе внереализационных расходов стоимость незавершенных капитальных вложений при ликвидации объектов незавершенного строительства. В частности, к внереализационным расходам были отнесены затраты в том числе на реконструкцию морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска, выкопировку земельного участка, разработку рабочей и проектной документации, производство инженерно-геодезических работ, строительно-монтажные работы, стоимость оборудования. Налоговый орган указал, что данные затраты относятся к расходам по формированию первоначальной стоимости объектов незавершенного строительства и не связаны с фактической ликвидацией имущества (демонтаж, разборка, вывоз разобранного имущества и другие аналогичные работы). Суды поддержали вывод налогового органа о неправомерном отнесении спорных расходов к числу внереализационных. Суды указали, что налогоплательщик, понимая невозможность учета для целей налогообложения расходов на создание проектной документации для строительства объектов основных средств, от создания которых решено отказаться, переквалифицировал данные расходы в прочие. Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что если налогоплательщик осуществляет расходы на создание амортизируемого имущества и в момент их осуществления они отвечают критериям, определенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то запрет, установленный в п. 5 ст. 270 НК РФ, сам по себе не препятствует учету данных расходов, исходя из разумного предположения о том, что налогоплательщик в итоге создаст основное средство и будет постепенно погашать его стоимость через амортизацию. Если же налогоплательщик, действуя разумно, по объективным причинам отказывается от дальнейшего создания основного средства и несения взаимосвязанных расходов, то ранее осуществленные расходы, по общему правилу, не утрачивают в этот момент свойств производственного назначения, как понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и могут быть учтены с соблюдением правил п. п. 1 и 2 ст. 252, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. В учете таких расходов в соответствующей части может быть отказано, если они продолжали осуществляться, несмотря на то, что экономическая целесообразность создания основного средства уже очевидно отсутствовала.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно отразил в составе внереализационных расходов стоимость незавершенных капитальных вложений при ликвидации объектов незавершенного строительства. В частности, к внереализационным расходам были отнесены затраты в том числе на реконструкцию морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска, выкопировку земельного участка, разработку рабочей и проектной документации, производство инженерно-геодезических работ, строительно-монтажные работы, стоимость оборудования. Налоговый орган указал, что данные затраты относятся к расходам по формированию первоначальной стоимости объектов незавершенного строительства и не связаны с фактической ликвидацией имущества (демонтаж, разборка, вывоз разобранного имущества и другие аналогичные работы). Суды поддержали вывод налогового органа о неправомерном отнесении спорных расходов к числу внереализационных. Суды указали, что налогоплательщик, понимая невозможность учета для целей налогообложения расходов на создание проектной документации для строительства объектов основных средств, от создания которых решено отказаться, переквалифицировал данные расходы в прочие. Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Верховный Суд РФ указал, что если налогоплательщик осуществляет расходы на создание амортизируемого имущества и в момент их осуществления они отвечают критериям, определенным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то запрет, установленный в п. 5 ст. 270 НК РФ, сам по себе не препятствует учету данных расходов, исходя из разумного предположения о том, что налогоплательщик в итоге создаст основное средство и будет постепенно погашать его стоимость через амортизацию. Если же налогоплательщик, действуя разумно, по объективным причинам отказывается от дальнейшего создания основного средства и несения взаимосвязанных расходов, то ранее осуществленные расходы, по общему правилу, не утрачивают в этот момент свойств производственного назначения, как понесенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и могут быть учтены с соблюдением правил п. п. 1 и 2 ст. 252, подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. В учете таких расходов в соответствующей части может быть отказано, если они продолжали осуществляться, несмотря на то, что экономическая целесообразность создания основного средства уже очевидно отсутствовала.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые аспекты возмещения вреда окружающей среде
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Изложенное позволяет сделать следующие выводы. Проведенный анализ показал, что, несмотря на признание проблемы с обеспечением экологической безопасности и проведением необходимых мероприятий по их устранению на уровне государственных программ, тем не менее сохраняются многие системные правовые проблемы возмещения ущерба окружающей среде как в связи с выбором эффективных средств, так и достижением баланса между публичными и частными интересами. Законодательство о налогах и сборах в некоторой степени способствует возмещению ущерба окружающей среде в натуре, поскольку в отношении денежной формы возмещения вреда устанавливает однозначный запрет на признание таких затрат как для целей минимизации налога на прибыль, так и при применении упрощенной системы налогообложения, а вот другие затраты налогоплательщиков учитываются в общем порядке. Представляется, что реформирование законодательства в сфере возмещения вреда окружающей среде должно проводиться с учетом уже обозначенных Конституционном Судом Российской Федерации позиций приоритетности оперативного устранения вреда, а также необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, что прежде всего должно предполагать возможность учета затрат на мероприятия, оперативно осуществленных причинителем вреда, а также закрепление порядка разработки проекта восстановительных работ и учета налоговых последствий его соблюдения в законодательстве о налогах и сборах.
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Изложенное позволяет сделать следующие выводы. Проведенный анализ показал, что, несмотря на признание проблемы с обеспечением экологической безопасности и проведением необходимых мероприятий по их устранению на уровне государственных программ, тем не менее сохраняются многие системные правовые проблемы возмещения ущерба окружающей среде как в связи с выбором эффективных средств, так и достижением баланса между публичными и частными интересами. Законодательство о налогах и сборах в некоторой степени способствует возмещению ущерба окружающей среде в натуре, поскольку в отношении денежной формы возмещения вреда устанавливает однозначный запрет на признание таких затрат как для целей минимизации налога на прибыль, так и при применении упрощенной системы налогообложения, а вот другие затраты налогоплательщиков учитываются в общем порядке. Представляется, что реформирование законодательства в сфере возмещения вреда окружающей среде должно проводиться с учетом уже обозначенных Конституционном Судом Российской Федерации позиций приоритетности оперативного устранения вреда, а также необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, что прежде всего должно предполагать возможность учета затрат на мероприятия, оперативно осуществленных причинителем вреда, а также закрепление порядка разработки проекта восстановительных работ и учета налоговых последствий его соблюдения в законодательстве о налогах и сборах.
Вопрос: Об определении стоимости проектных работ и НДС в рамках договора о проведении капитального ремонта общего имущества МКД, заключенного с подрядчиком, применяющим УСН и уплачивающим НДС по ставке 5%.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 03-07-11/61437)Так как организация использует в своей деятельности упрощенную систему налогообложения по ставке НДС 5% с оборота, при составлении смет на проектные работы применяется Коэффициент, учитывающий систему налогообложения Подрядчика в части НДС.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 03-07-11/61437)Так как организация использует в своей деятельности упрощенную систему налогообложения по ставке НДС 5% с оборота, при составлении смет на проектные работы применяется Коэффициент, учитывающий систему налогообложения Подрядчика в части НДС.
Нормативные акты
Постановление Госкомстата РФ от 10.11.1996 N 134
(ред. от 16.08.1999)
"Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за финансовой деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность в отраслях экономики (формы N N 1-ф, 5-з, 12-ф)"1.1. По строке 01 показываются объемы отгруженных или отпущенных в порядке реализации, а также прямого обмена (включая бартерные операции по таможенной стоимости), готовой продукции и полуфабрикатов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, материальных и иных ценностей, отпущенной электроэнергии, пара, воды и т.п., выполненных и сданных заказчикам работ промышленного характера, строительных, монтажных, проектно - изыскательских и т.п., оказанных услуг промышленного и непромышленного характера и т.п. Данные показываются в действующих ценах с учетом начисленных налогов в связи с реализацией продукции, работ, услуг. При проведении внешнеторговых бартерных операций строка 01 заполняется на основании данных о таможенной стоимости, приведенной в государственных таможенных декларациях.
(ред. от 16.08.1999)
"Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за финансовой деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность в отраслях экономики (формы N N 1-ф, 5-з, 12-ф)"1.1. По строке 01 показываются объемы отгруженных или отпущенных в порядке реализации, а также прямого обмена (включая бартерные операции по таможенной стоимости), готовой продукции и полуфабрикатов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, материальных и иных ценностей, отпущенной электроэнергии, пара, воды и т.п., выполненных и сданных заказчикам работ промышленного характера, строительных, монтажных, проектно - изыскательских и т.п., оказанных услуг промышленного и непромышленного характера и т.п. Данные показываются в действующих ценах с учетом начисленных налогов в связи с реализацией продукции, работ, услуг. При проведении внешнеторговых бартерных операций строка 01 заполняется на основании данных о таможенной стоимости, приведенной в государственных таможенных декларациях.
Постановление Правительства РФ от 10.06.2011 N 462
"Об утверждении Правил определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля"6. Категории пластов угля по склонности к самовозгоранию на конкретном участке недр определяются в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, и указываются в утвержденных и согласованных в порядке, установленном статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр.
"Об утверждении Правил определения коэффициента Кт для исчисления предельной величины налогового вычета из суммы налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля"6. Категории пластов угля по склонности к самовозгоранию на конкретном участке недр определяются в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, и указываются в утвержденных и согласованных в порядке, установленном статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участком недр.
Готовое решение: Как учитывать оценочные обязательства по демонтажу, утилизации основных средств и восстановлению окружающей среды
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют организации, добывающие углеводородное сырье на новом морском месторождении. В налоговом учете они вправе создать резерв на вывод основных средств из эксплуатации, охрану окружающей среды и аналогичные мероприятия, если в согласованной проектной документации установлен перечень таких мероприятий и виды работ (п. п. 1, 2, 3 ст. 267.4 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют организации, добывающие углеводородное сырье на новом морском месторождении. В налоговом учете они вправе создать резерв на вывод основных средств из эксплуатации, охрану окружающей среды и аналогичные мероприятия, если в согласованной проектной документации установлен перечень таких мероприятий и виды работ (п. п. 1, 2, 3 ст. 267.4 НК РФ).
Статья: Возмещение расходов на экспертизу по проектно-изыскательским работам
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Бухгалтерский и налоговый учет. Экспертиза в анализируемой ситуации связана с проектно-изыскательскими работами и (в конечном итоге) со строительством объекта основных средств. Значит, стоимость самой экспертизы и расходы, сопряженные с ее проведением, являются долгосрочными инвестициями и признаются в качестве капитальных вложений в объект основных средств (ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" <1>).
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Бухгалтерский и налоговый учет. Экспертиза в анализируемой ситуации связана с проектно-изыскательскими работами и (в конечном итоге) со строительством объекта основных средств. Значит, стоимость самой экспертизы и расходы, сопряженные с ее проведением, являются долгосрочными инвестициями и признаются в качестве капитальных вложений в объект основных средств (ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" <1>).
Статья: Основные принципы управления налоговым мониторингом как проектом
(Орлова Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Ввиду сложности и комплексности задач по подготовке к вступлению в налоговый мониторинг для реализации проекта крайне важно правильно сформировать команду проекта. Наиболее оптимальный состав команды предполагает участие специалистов в области методологии бухгалтерского и налогового учета, специалистов по внутреннему контролю, IT-специалистов и проектного менеджера, отвечающего за организацию работы в команде.
(Орлова Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Ввиду сложности и комплексности задач по подготовке к вступлению в налоговый мониторинг для реализации проекта крайне важно правильно сформировать команду проекта. Наиболее оптимальный состав команды предполагает участие специалистов в области методологии бухгалтерского и налогового учета, специалистов по внутреннему контролю, IT-специалистов и проектного менеджера, отвечающего за организацию работы в команде.
Вопрос: Об НДС при оказании белорусской организацией, состоящей на учете в налоговых органах РФ в связи с открытием расчетного счета в банке, проектных услуг российской организации.
(Письмо Минфина России от 12.09.2023 N 03-07-13/1/86942)Вопрос: Между белорусской организацией (Подрядчиком) и российской организацией (Заказчиком) в 2020 г. заключен договор подряда на выполнение проектных работ.
(Письмо Минфина России от 12.09.2023 N 03-07-13/1/86942)Вопрос: Между белорусской организацией (Подрядчиком) и российской организацией (Заказчиком) в 2020 г. заключен договор подряда на выполнение проектных работ.
Статья: Авторское вознаграждение: споры с работниками - авторами служебных результатов интеллектуальной деятельности
(Мамаджанов Х.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)Еще одним вариантом решения сложившейся ситуации является объективный учет прав интеллектуальной собственности в финансовой отчетности предприятия, когда первоначальная стоимость такого актива, по которому он принимается на балансовый (и налоговый) учет, составляла справедливую стоимость воссоздания объекта (изобретения, полезной модели и других результатов интеллектуальной собственности) аналогичной полезности. Зачастую затраты на проектные работы, в рамках которых создаются подобного рода активы, давно списаны на расходы того периода, когда они возникали, и к моменту принятия их на баланс в состав нематериальных активов патентные пошлины и суммы поощрительного вознаграждения за получение патента остаются несписанными затратами. Такая символическая сумма не делает "погоду" (не приносит ощутимые экономические выгоды) для предприятия. Начисляемая ежегодная сумма амортизации такого актива также остается символической. Поскольку амортизация не вызывает отток денег и соответствующая сумма остается в распоряжении предприятия, предприятиям экономически выгодно иметь на своем балансе дорогие по стоимости нематериальные активы. Соответственно, если права на РИД принимаются на баланс солидной по размеру стоимости, то и ежегодно начисляемая по ним амортизация позволяет оставить в распоряжении существенную сумму, при этом еще и сэкономить на налоге на прибыль. Как минимум эти денежные средства и могут стать источниками выплаты вознаграждений за использование таких РИД в хозяйственной деятельности предприятия-правообладателя.
(Мамаджанов Х.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)Еще одним вариантом решения сложившейся ситуации является объективный учет прав интеллектуальной собственности в финансовой отчетности предприятия, когда первоначальная стоимость такого актива, по которому он принимается на балансовый (и налоговый) учет, составляла справедливую стоимость воссоздания объекта (изобретения, полезной модели и других результатов интеллектуальной собственности) аналогичной полезности. Зачастую затраты на проектные работы, в рамках которых создаются подобного рода активы, давно списаны на расходы того периода, когда они возникали, и к моменту принятия их на баланс в состав нематериальных активов патентные пошлины и суммы поощрительного вознаграждения за получение патента остаются несписанными затратами. Такая символическая сумма не делает "погоду" (не приносит ощутимые экономические выгоды) для предприятия. Начисляемая ежегодная сумма амортизации такого актива также остается символической. Поскольку амортизация не вызывает отток денег и соответствующая сумма остается в распоряжении предприятия, предприятиям экономически выгодно иметь на своем балансе дорогие по стоимости нематериальные активы. Соответственно, если права на РИД принимаются на баланс солидной по размеру стоимости, то и ежегодно начисляемая по ним амортизация позволяет оставить в распоряжении существенную сумму, при этом еще и сэкономить на налоге на прибыль. Как минимум эти денежные средства и могут стать источниками выплаты вознаграждений за использование таких РИД в хозяйственной деятельности предприятия-правообладателя.
Вопрос: Как оформить ремонт основного средства в целях бухгалтерского и налогового учета?
(Консультация эксперта, 2025)Для учета затрат на ремонт ОС в бухгалтерском и налоговом учете могут оформляться планы-графики ремонта, проектно-сметная документация, договоры подряда, акты выполненных работ, накладные, акты приема-передачи отремонтированных основных средств и иные документы.
(Консультация эксперта, 2025)Для учета затрат на ремонт ОС в бухгалтерском и налоговом учете могут оформляться планы-графики ремонта, проектно-сметная документация, договоры подряда, акты выполненных работ, накладные, акты приема-передачи отремонтированных основных средств и иные документы.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2023 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.4.6. Доходы международной холдинговой компании от участия
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 1)2.4.6. Доходы международной холдинговой компании от участия
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации, выполняющей функции заказчика-застройщика, затраты на оплату работ подрядчика по созданию проектной документации на строительство нескольких объектов на принадлежащем организации земельном участке? Впоследствии проект был пересмотрен, в результате чего строительство одного из объектов осуществляться не будет...
(Консультация эксперта, 2025)Стоимость списанных проектных работ, не учитываемая в целях налогообложения прибыли, образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового расхода (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
(Консультация эксперта, 2025)Стоимость списанных проектных работ, не учитываемая в целях налогообложения прибыли, образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового расхода (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Статья: Документы для налогового мониторинга в 2024 году: более лояльный подход ФНС. Комментарии
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Масштаб банка, конечно, играет роль, но большую роль играют организационные вопросы проекта. "Боли" у всех банков одинаковые: неавтоматизированный бухгалтерский и налоговый учет, большое количество работы "руками" и в Excel, гигантский объем данных, отсутствие первичных учетных документов в электронной форме, отсутствие единого архива, огромная бюрократия и высокие требования ИБ. Но практика показывает, что у средних банков положение дел намного лучше, чем у крупных, степень автоматизации налогового и бухгалтерского учета выше, имеются архив со скан-образами первичных документов, система внутреннего контроля. Кроме того, в средних банках меньше бюрократии.
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Масштаб банка, конечно, играет роль, но большую роль играют организационные вопросы проекта. "Боли" у всех банков одинаковые: неавтоматизированный бухгалтерский и налоговый учет, большое количество работы "руками" и в Excel, гигантский объем данных, отсутствие первичных учетных документов в электронной форме, отсутствие единого архива, огромная бюрократия и высокие требования ИБ. Но практика показывает, что у средних банков положение дел намного лучше, чем у крупных, степень автоматизации налогового и бухгалтерского учета выше, имеются архив со скан-образами первичных документов, система внутреннего контроля. Кроме того, в средних банках меньше бюрократии.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Налог учтен в стоимости работ согласно аукционной документации, проекту контракта и локальной смете. Заказчик предложил заключить контракт в соответствии с условиями аукциона. Инициатива изменить условия проекта контракта исходила от победителя.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Налог учтен в стоимости работ согласно аукционной документации, проекту контракта и локальной смете. Заказчик предложил заключить контракт в соответствии с условиями аукциона. Инициатива изменить условия проекта контракта исходила от победителя.