Проектно-изыскательские работы НДС
Подборка наиболее важных документов по запросу Проектно-изыскательские работы НДС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 11.01.2023 N 03-07-08/878 <Об НДС при выполнении российской организацией строительных и проектно-изыскательских работ, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 6
Вопрос: Об НДС в отношении проектно-изыскательских работ, связанных с восстановлением объектов, находящихся на территории ДНР.
(Письмо Минфина России от 24.07.2023 N 03-07-08/69002)Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 2.2 ст. 148 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 24.07.2023 N 03-07-08/69002)Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в п. 2.2 ст. 148 НК РФ.
Нормативные акты
Приказ Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)При определении сметной стоимости работ (услуг) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, работы (услуги), не подлежащие налогообложению, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, в расчет НДС не включаются за исключением сметной стоимости материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда машинистов).
(ред. от 23.01.2025)
"Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59986)При определении сметной стоимости работ (услуг) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, работы (услуги), не подлежащие налогообложению, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, в расчет НДС не включаются за исключением сметной стоимости материальных ресурсов, оборудования и эксплуатации машин и механизмов (без учета оплаты труда машинистов).
Постановление Правительства РФ от 06.05.2023 N 717
(ред. от 31.05.2025)
"Об утверждении Положения о порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"СП - суммарная относительная стоимость проектных работ по разделам проектной документации и (или) изыскательских работ, представленным для проведения оценки соответствия, рассчитанная в ценах 2001 года в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (процентов).
(ред. от 31.05.2025)
"Об утверждении Положения о порядке экспертного сопровождения результатов инженерных изысканий и (или) разделов проектной документации объекта капитального строительства, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"СП - суммарная относительная стоимость проектных работ по разделам проектной документации и (или) изыскательских работ, представленным для проведения оценки соответствия, рассчитанная в ценах 2001 года в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (процентов).
Ситуация: Как определить НМЦК по Закону N 44-ФЗ при закупке работ (услуг) в градостроительной сфере
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проектных и (или) изыскательских работ в отношении объектов капстроительства, расположенных на территории РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- проектных и (или) изыскательских работ в отношении объектов капстроительства, расположенных на территории РФ;
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с этим местом реализации оказываемых российской организацией на основании договора с другой российской организацией проектно-изыскательских работ, в том числе связанных с восстановлением объектов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, признается территория Российской Федерации и такие работы облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации в общеустановленном порядке.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В связи с этим местом реализации оказываемых российской организацией на основании договора с другой российской организацией проектно-изыскательских работ, в том числе связанных с восстановлением объектов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, признается территория Российской Федерации и такие работы облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации в общеустановленном порядке.
Вопрос: О применении освобождения от НДС в отношении работ по ремонту систем кондиционирования, вентиляции и отопления на объекте культурного наследия регионального значения.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 03-07-07/36274)Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 03-07-07/36274)Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Вопрос: О применении освобождения от НДС при проведении работ по ремонту и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования под гостиницу.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-07-07/10465)Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-07-07/10465)Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Статья: Роль налоговых норм в международных соглашениях о сотрудничестве в сфере поставок углеводородов
(Гуркин А.С.)
("Закон", 2023, N 11)Указанный документ, помимо прочего, предусматривает и ряд налоговых норм. В частности, в нем отмечается, что каждая сторона Соглашения (т.е. Правительство РФ и Правительство КНР) создает своим уполномоченным организациям (ПАО "Газпром" и КННК) "необходимые налоговые условия", включая освобождение от уплаты налогов (налога на добавленную стоимость), таможенных пошли и сборов за таможенные операции в отношении предметов, необходимых "для осуществления проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации подводного перехода" (ст. 12, 13 Соглашения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по "восточному" маршруту).
(Гуркин А.С.)
("Закон", 2023, N 11)Указанный документ, помимо прочего, предусматривает и ряд налоговых норм. В частности, в нем отмечается, что каждая сторона Соглашения (т.е. Правительство РФ и Правительство КНР) создает своим уполномоченным организациям (ПАО "Газпром" и КННК) "необходимые налоговые условия", включая освобождение от уплаты налогов (налога на добавленную стоимость), таможенных пошли и сборов за таможенные операции в отношении предметов, необходимых "для осуществления проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации подводного перехода" (ст. 12, 13 Соглашения о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по "восточному" маршруту).
Вопрос: Организация на УСН с 01.01.2025 является плательщиком НДС. Наряду с проектными работами, облагаемыми по ставке НДС 20%, организация занимается выполнением проектных работ по сохранению объектов культурного наследия в РФ. Будут ли такие проектные работы освобождаться от НДС по ст. 149 НК РФ?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы по приспособлению объекта для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия (пп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы по приспособлению объекта для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия (пп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если российская организация является исполнителем как строительных, так и проектно-изыскательских работ и выполнение таких проектно-изыскательских работ носит вспомогательный характер по отношению к строительным работам, место реализации этих вспомогательных работ определяется по месту реализации основных строительных работ. Поскольку объект недвижимости находится за пределами РФ, то местом реализации как строительных, так и проектно-изыскательских работ территория РФ не признается. Соответственно, реализация этих работ российским НДС не облагается. При этом неважно, кто является заказчиком работ по договору - российская или иностранная компания.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Если российская организация является исполнителем как строительных, так и проектно-изыскательских работ и выполнение таких проектно-изыскательских работ носит вспомогательный характер по отношению к строительным работам, место реализации этих вспомогательных работ определяется по месту реализации основных строительных работ. Поскольку объект недвижимости находится за пределами РФ, то местом реализации как строительных, так и проектно-изыскательских работ территория РФ не признается. Соответственно, реализация этих работ российским НДС не облагается. При этом неважно, кто является заказчиком работ по договору - российская или иностранная компания.
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Инспекция посчитала неправомерным предъявление к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным в адрес общества за выполнение проектных и проектно-изыскательских работ, поскольку деятельность, облагаемую НДС, оно фактически не вело. Установив, что единственным и целевым источником финансирования, за счет которого заявитель осуществлял указанные расходы, являлись денежные средства, полученные от иностранной компании, и признав договор займа, заключенный между налогоплательщиком и этой компанией, притворной сделкой, налоговый орган указал на отсутствие у общества права на вычет НДС. Суд отказал в удовлетворении требования. Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения налогоплательщиком облагаемой НДС деятельности, а не от не реализованного в разумные сроки намерения ее осуществлять. Факт приобретения услуг для использования в производственной деятельности общества, то есть для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, заявителем не доказан. Мероприятия, направленные на фактическую реализацию проекта, налогоплательщиком не осуществлялись; строительство объекта не начато; деятельность, облагаемую НДС, общество не осуществляло и дохода, подлежащего обложению НДС, не имело. Соглашение об осуществлении деятельности резидента СПВ расторгнуто. Единственным и целевым источником финансирования, за счет которого заявитель осуществлял расходы по проектированию и строительству, являлись денежные средства, полученные по договору займа от иностранной компании, которые фактически прикрывали инвестиции - прямые вложения в основной капитал налогоплательщика.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Инспекция посчитала неправомерным предъявление к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным в адрес общества за выполнение проектных и проектно-изыскательских работ, поскольку деятельность, облагаемую НДС, оно фактически не вело. Установив, что единственным и целевым источником финансирования, за счет которого заявитель осуществлял указанные расходы, являлись денежные средства, полученные от иностранной компании, и признав договор займа, заключенный между налогоплательщиком и этой компанией, притворной сделкой, налоговый орган указал на отсутствие у общества права на вычет НДС. Суд отказал в удовлетворении требования. Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения налогоплательщиком облагаемой НДС деятельности, а не от не реализованного в разумные сроки намерения ее осуществлять. Факт приобретения услуг для использования в производственной деятельности общества, то есть для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, заявителем не доказан. Мероприятия, направленные на фактическую реализацию проекта, налогоплательщиком не осуществлялись; строительство объекта не начато; деятельность, облагаемую НДС, общество не осуществляло и дохода, подлежащего обложению НДС, не имело. Соглашение об осуществлении деятельности резидента СПВ расторгнуто. Единственным и целевым источником финансирования, за счет которого заявитель осуществлял расходы по проектированию и строительству, являлись денежные средства, полученные по договору займа от иностранной компании, которые фактически прикрывали инвестиции - прямые вложения в основной капитал налогоплательщика.
Статья: Вычет по НДС при отсутствии реализации
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 11)В ходе мероприятий налогового контроля ИФНС было установлено, что общество имело намерение реализовать проект по строительству универсального перегрузочного комплекса, в связи с этим был произведен ряд подготовительных действий: получены земельные участки в аренду, разработана проектная документация, проведены проектно-изыскательские работы. Между тем мероприятия, направленные на фактическую реализацию проекта, обществом не осуществлялись; строительство объекта не было начато; деятельность, облагаемую НДС, общество не осуществляло и дохода, подлежащего обложению НДС, не имело, реализация проекта строительства была прекращена по инициативе организации. Также обществом было заявлено об отсутствии дальнейших планов по осуществлению деятельности в рамках начатой деятельности. Разрешения на проведение инженерно-изыскательных и строительных работ общество не получало, иная деятельность, подлежащая обложению НДС, обществом не осуществлялась. В целом деятельность общества ни в проверяемом периоде, ни в иных периодах не привела к возникновению хозяйственных операций, являющихся объектом обложения НДС.
(Гущина И.Э.)
("Бухгалтерский учет", 2024, N 11)В ходе мероприятий налогового контроля ИФНС было установлено, что общество имело намерение реализовать проект по строительству универсального перегрузочного комплекса, в связи с этим был произведен ряд подготовительных действий: получены земельные участки в аренду, разработана проектная документация, проведены проектно-изыскательские работы. Между тем мероприятия, направленные на фактическую реализацию проекта, обществом не осуществлялись; строительство объекта не было начато; деятельность, облагаемую НДС, общество не осуществляло и дохода, подлежащего обложению НДС, не имело, реализация проекта строительства была прекращена по инициативе организации. Также обществом было заявлено об отсутствии дальнейших планов по осуществлению деятельности в рамках начатой деятельности. Разрешения на проведение инженерно-изыскательных и строительных работ общество не получало, иная деятельность, подлежащая обложению НДС, обществом не осуществлялась. В целом деятельность общества ни в проверяемом периоде, ни в иных периодах не привела к возникновению хозяйственных операций, являющихся объектом обложения НДС.