Проектируемые ООПТ
Подборка наиболее важных документов по запросу Проектируемые ООПТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2024 N 15АП-9229/2024 по делу N А32-50268/2022
Требование: О признании незаконным решения органа администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для эксплуатации зданий и сооружений базы отдыха, обязании направить в адрес АО подписанный проект договора аренды земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Существование для территории, в которую входит спорный земельный участок особого режима хозяйственной деятельности, а также проектирование особо охраняемой природной территории также не исключают возможность использования земельного участка с наличием определенных ограничений.
Требование: О признании незаконным решения органа администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для эксплуатации зданий и сооружений базы отдыха, обязании направить в адрес АО подписанный проект договора аренды земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено.Существование для территории, в которую входит спорный земельный участок особого режима хозяйственной деятельности, а также проектирование особо охраняемой природной территории также не исключают возможность использования земельного участка с наличием определенных ограничений.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2023 N 15АП-14963/2023 по делу N А32-8509/2023
Требование: О признании незаконным решения бюджетного учреждения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение проектных работ по объекту и берегоукрепительных мероприятий полностью, расторжении государственного контракта на выполнение проектных работ по объекту и берегоукрепительных мероприятий.
Решение: Требование удовлетворено.Подрядчик уведомил заказчика письмом от 01.06.2021 N 109 о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402059:1001, относящийся к особо охраняемой природной территории федерального значения, мотивируя это тем, что отсутствие у заказчика прав на данный земельный участок является основанием, препятствующим выполнению п. 1.22. (п. п. 3) задания на проектирование и в целом достижению результата работы по контракту, а также с просьбой в кратчайшие сроки предоставить градостроительную документацию по планировке территории, оформленную в установленном порядке, что является необходимым условием сдачи проектной документации на государственную экспертизу.
Требование: О признании незаконным решения бюджетного учреждения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение проектных работ по объекту и берегоукрепительных мероприятий полностью, расторжении государственного контракта на выполнение проектных работ по объекту и берегоукрепительных мероприятий.
Решение: Требование удовлетворено.Подрядчик уведомил заказчика письмом от 01.06.2021 N 109 о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402059:1001, относящийся к особо охраняемой природной территории федерального значения, мотивируя это тем, что отсутствие у заказчика прав на данный земельный участок является основанием, препятствующим выполнению п. 1.22. (п. п. 3) задания на проектирование и в целом достижению результата работы по контракту, а также с просьбой в кратчайшие сроки предоставить градостроительную документацию по планировке территории, оформленную в установленном порядке, что является необходимым условием сдачи проектной документации на государственную экспертизу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Разработка сети ООПТ субъектов Российской Федерации и МО как источника восстановительного потенциала природной среды направлена на поддержание экологического баланса и обеспечение биологического разнообразия на локальной территории. Укрепление экологического каркаса России следует обеспечить дальнейшим развитием сети ООПТ регионального и местного значения путем стратегического планирования, закрепления перечня проектируемых ООПТ на уровне субъектов Российской Федерации, МО и принятия других мер.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)Разработка сети ООПТ субъектов Российской Федерации и МО как источника восстановительного потенциала природной среды направлена на поддержание экологического баланса и обеспечение биологического разнообразия на локальной территории. Укрепление экологического каркаса России следует обеспечить дальнейшим развитием сети ООПТ регионального и местного значения путем стратегического планирования, закрепления перечня проектируемых ООПТ на уровне субъектов Российской Федерации, МО и принятия других мер.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Так, в АС Московского округа рассматривалось дело о расторжении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в связи с тем, что в ходе выполнения проектно-изыскательских работ было установлено, что проектируемая трасса газопровода проходит в границах особо охраняемой природной территории федерального значения национального парка "Лосиный остров", на которой строительство газопровода запрещено <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Так, в АС Московского округа рассматривалось дело о расторжении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в связи с тем, что в ходе выполнения проектно-изыскательских работ было установлено, что проектируемая трасса газопровода проходит в границах особо охраняемой природной территории федерального значения национального парка "Лосиный остров", на которой строительство газопровода запрещено <1>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Согласно содержанию Лесохозяйственного регламента он состоит из введения и трех глав, имеет приложение в виде трех карт: схематическая карта субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества; карта-схема территории лесничества с распределением территории по лесорастительным зонам и лесным районам; карта-схема подразделения лесов лесничества по целевому назначению с указанием местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Согласно содержанию Лесохозяйственного регламента он состоит из введения и трех глав, имеет приложение в виде трех карт: схематическая карта субъекта Российской Федерации с выделением территории лесничества; карта-схема территории лесничества с распределением территории по лесорастительным зонам и лесным районам; карта-схема подразделения лесов лесничества по целевому назначению с указанием местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий и объектов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 10-П
"По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"С учетом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений; в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации (статья 3, части 1 и 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга"С учетом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений; в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации (статья 3, части 1 и 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья: Актуальные вопросы межмуниципального сотрудничества стран БРИКС в сфере туризма
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)4.11) реализация концепции устойчивого развития туризма в муниципальном образовании, осуществление регулируемого туризма в особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, формирование кадастра туристских ресурсов муниципального образования, осуществление мониторинга их состояния и рационального использования;
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)4.11) реализация концепции устойчивого развития туризма в муниципальном образовании, осуществление регулируемого туризма в особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения, формирование кадастра туристских ресурсов муниципального образования, осуществление мониторинга их состояния и рационального использования;
Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)1) необходима разработка общих требований к проектированию и эксплуатации экотроп, чтобы они учитывали специфику разных видов ООПТ. Такие требования могут включать в себя использование только экологически чистых материалов; создание экотроп с безопасными покрытиями; организацию зон для отдыха и наблюдения; правила установки информационных материалов; проведение регулярного мониторинга состояния экотроп. Это позволит улучшить управление данной инфраструктурой. При создании экотроп важно учитывать потребности всех категорий посетителей, включая людей с ограниченными возможностями. Большую роль в решении рассматриваемой проблемы сыграет практическое установление для каждого конкретного заповедника или иной разновидности ООПТ показателя их рекреационной емкости (для лимитирования экотуризма), как это уже предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2023 г. N 1811 "Об утверждении Правил расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма" <4>;
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)1) необходима разработка общих требований к проектированию и эксплуатации экотроп, чтобы они учитывали специфику разных видов ООПТ. Такие требования могут включать в себя использование только экологически чистых материалов; создание экотроп с безопасными покрытиями; организацию зон для отдыха и наблюдения; правила установки информационных материалов; проведение регулярного мониторинга состояния экотроп. Это позволит улучшить управление данной инфраструктурой. При создании экотроп важно учитывать потребности всех категорий посетителей, включая людей с ограниченными возможностями. Большую роль в решении рассматриваемой проблемы сыграет практическое установление для каждого конкретного заповедника или иной разновидности ООПТ показателя их рекреационной емкости (для лимитирования экотуризма), как это уже предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2023 г. N 1811 "Об утверждении Правил расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма" <4>;
Готовое решение: Каковы полномочия органов власти по распоряжению публичными земельными участками и правила распоряжения ими
(КонсультантПлюс, 2025)заключать договоры аренды и безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, и участками, находящимися на ее территории, госсобственность на которые не разграничена, для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капстроительства. Исключение - территории общего пользования и участки в границах особо охраняемой природной территории в г. Москве.
(КонсультантПлюс, 2025)заключать договоры аренды и безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, и участками, находящимися на ее территории, госсобственность на которые не разграничена, для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капстроительства. Исключение - территории общего пользования и участки в границах особо охраняемой природной территории в г. Москве.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10, 10.1. В ч. 10 комментируемой статьи перечислены виды документов, на основании которых осуществляется подготовка документации по планировке территории. К числу таких документов относятся документы территориального планирования, правила землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственный регламент, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативы градостроительного проектирования, комплексные схемы организации дорожного движения, требования по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанные в ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требования технических регламентов, своды правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10, 10.1. В ч. 10 комментируемой статьи перечислены виды документов, на основании которых осуществляется подготовка документации по планировке территории. К числу таких документов относятся документы территориального планирования, правила землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственный регламент, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативы градостроительного проектирования, комплексные схемы организации дорожного движения, требования по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанные в ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требования технических регламентов, своды правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Статья: Юридическое понятие леса и смежных с ним понятий в трудах доктора юридических наук, профессора О.И. Крассова
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК). При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (ч. 1 ст. 69 ЛК). Статья 92 ЛК предусматривает осуществление государственного кадастрового учета лесных участков. Таким образом, лесные участки проектируются (термин "проектирование лесных участков" используется в ст. 68 и ст. 69 ЛК) и формируются (этот термин используется в п. 7 ч. 9 ст. 83 ЛК) только на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, населенных пунктов и землях особо охраняемых природных территорий.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК). При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (ч. 1 ст. 69 ЛК). Статья 92 ЛК предусматривает осуществление государственного кадастрового учета лесных участков. Таким образом, лесные участки проектируются (термин "проектирование лесных участков" используется в ст. 68 и ст. 69 ЛК) и формируются (этот термин используется в п. 7 ч. 9 ст. 83 ЛК) только на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, населенных пунктов и землях особо охраняемых природных территорий.