Проект рубок ухода
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект рубок ухода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.07.2025 по делу N А33-15825/2023
Требование: Об обязании произвести на территории государственного лесного фонда уход за лесами в виде рубок ухода (прочистки).
Решение: Требование удовлетворено.Более того, акт от 04.12.2023, составленный по результатам совместного осмотра в порядке исполнения определения арбитражного суда по делу N А33-4570/2023 с участием лесничих Тагаринского и Кодинского участкового лесничества, государственного инспектора по охране леса и представителя ФКУ "КП-13 ОУХД России по Красноярскому краю", составлен после окончания вегетационного периода, не содержит необходимых таксационный характеристик и первичных данных и не может служить основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр; данный акт от 04.12.2023 в отношении площадей, указанных в проекте освоения лесов, не свидетельствует об изменении характеристик на площади всего лесного участка и о наличии объективной невозможности проведения рубок ухода на участке переданном соответствии с приказом от 09.08.2010 N 2217.
Требование: Об обязании произвести на территории государственного лесного фонда уход за лесами в виде рубок ухода (прочистки).
Решение: Требование удовлетворено.Более того, акт от 04.12.2023, составленный по результатам совместного осмотра в порядке исполнения определения арбитражного суда по делу N А33-4570/2023 с участием лесничих Тагаринского и Кодинского участкового лесничества, государственного инспектора по охране леса и представителя ФКУ "КП-13 ОУХД России по Красноярскому краю", составлен после окончания вегетационного периода, не содержит необходимых таксационный характеристик и первичных данных и не может служить основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр; данный акт от 04.12.2023 в отношении площадей, указанных в проекте освоения лесов, не свидетельствует об изменении характеристик на площади всего лесного участка и о наличии объективной невозможности проведения рубок ухода на участке переданном соответствии с приказом от 09.08.2010 N 2217.
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2023 N 06АП-279/2023 по делу N А73-15584/2022
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Исходя из установленной обязанности по проведению посадок лесных культур, агротехническому уходу, возраста лесных культур, нуждающихся в проведении рубок ухода в молодняках, учитывая срок действия договора аренды до 2029 года, суд пришел к выводу о том, что отсутствие в Проекте освоения лесов указания на иные площади (выдел, квартал) для проведения искусственного лесовосстановления на момент составления проекта освоения лесов (в 2018 году), не свидетельствует о существенном изменении характеристики лесных насаждений, допускающих внесение указанных истцом изменений в договор аренды, действующий до 25.10.2029.
Требование: О внесении изменений в договор аренды лесного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Исходя из установленной обязанности по проведению посадок лесных культур, агротехническому уходу, возраста лесных культур, нуждающихся в проведении рубок ухода в молодняках, учитывая срок действия договора аренды до 2029 года, суд пришел к выводу о том, что отсутствие в Проекте освоения лесов указания на иные площади (выдел, квартал) для проведения искусственного лесовосстановления на момент составления проекта освоения лесов (в 2018 году), не свидетельствует о существенном изменении характеристики лесных насаждений, допускающих внесение указанных истцом изменений в договор аренды, действующий до 25.10.2029.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы лесовосстановления
(Заиграева О.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Отношения по восстановлению лесных участков после их использования регулируются расплывчато, отсутствует единый законодательный инструментарий. Как правило, основной правовой массив сосредоточен в подзаконных актах, применение которых вызывает судебные споры. Так, например, мероприятия по уходу за лесами имеют зонтичное регулирование и отсылают к правилам ухода за лесами, к лесным планам субъектов Российской Федерации, лесохозяйственным регламентам лесничеств, проектам освоения лесов. Согласно федеральным актам к таким мероприятиям относятся рубки, агролесомелиоративные мероприятия, иные мероприятия. Открытый перечень создает правовую неопределенность, допускает возможность по возложению на участников лесных отношений обязанностей, не предусмотренных законодательством. Кроме названных актов, мероприятия по уходу за лесами содержатся в Правилах пожарной безопасности в лесах, согласно которым при проведении рубок одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков.
(Заиграева О.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Отношения по восстановлению лесных участков после их использования регулируются расплывчато, отсутствует единый законодательный инструментарий. Как правило, основной правовой массив сосредоточен в подзаконных актах, применение которых вызывает судебные споры. Так, например, мероприятия по уходу за лесами имеют зонтичное регулирование и отсылают к правилам ухода за лесами, к лесным планам субъектов Российской Федерации, лесохозяйственным регламентам лесничеств, проектам освоения лесов. Согласно федеральным актам к таким мероприятиям относятся рубки, агролесомелиоративные мероприятия, иные мероприятия. Открытый перечень создает правовую неопределенность, допускает возможность по возложению на участников лесных отношений обязанностей, не предусмотренных законодательством. Кроме названных актов, мероприятия по уходу за лесами содержатся в Правилах пожарной безопасности в лесах, согласно которым при проведении рубок одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков.
Вопрос: В каком порядке организации должны осуществлять лесовосстановление?
(Консультация эксперта, 2025)Проект лесовосстановления составляется на срок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, разрабатывают проект лесовосстановления на срок, не превышающий 3 лет с момента посадки саженцев и сеянцев, включающий агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород (пп. "в" п. 6 Правил N 1024, п. 10 Приложения 2 к Приказу N 1024, п. 16 Правил N 897).
(Консультация эксперта, 2025)Проект лесовосстановления составляется на срок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, разрабатывают проект лесовосстановления на срок, не превышающий 3 лет с момента посадки саженцев и сеянцев, включающий агротехнический уход за лесными растениями основных лесных древесных пород (пп. "в" п. 6 Правил N 1024, п. 10 Приложения 2 к Приказу N 1024, п. 16 Правил N 897).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 339
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)8. В разделе 3 "Уход за лесами" отражаются мероприятия по уходу за лесами, осуществленные в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов, предусмотренными Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 534 "Об утверждении правил ухода за лесами" (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61555). К уходу за лесами относятся мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников (далее - рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями), агролесомелиоративные и иные мероприятия).
(ред. от 30.01.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2025)8. В разделе 3 "Уход за лесами" отражаются мероприятия по уходу за лесами, осуществленные в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов, предусмотренными Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 534 "Об утверждении правил ухода за лесами" (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61555). К уходу за лесами относятся мероприятия, направленные на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников (далее - рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями), агролесомелиоративные и иные мероприятия).
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
Статья: О формировании административно-правового регулирования вопросов реализации лесоклиматических проектов в России
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В 2020 г. была предпринята попытка урегулировать вопросы правового статуса лесов на землях сельхозназначения. Были легализованы как уход, так и рубка таких лесов <39>. Правообладатель участка вправе до октября 2023 г. или в течение двух лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок уведомить территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о намерении использовать земельный участок в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Далее необходимо представить проект освоения лесов - по аналогии с пользованием лесами на землях лесного фонда.
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В 2020 г. была предпринята попытка урегулировать вопросы правового статуса лесов на землях сельхозназначения. Были легализованы как уход, так и рубка таких лесов <39>. Правообладатель участка вправе до октября 2023 г. или в течение двух лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок уведомить территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о намерении использовать земельный участок в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Далее необходимо представить проект освоения лесов - по аналогии с пользованием лесами на землях лесного фонда.