Проект планировки застроенной территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект планировки застроенной территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с договорами в сфере градостроительной деятельности: Орган местного самоуправления хочет обязать Застройщика исполнить обязательства по договору в натуре
(КонсультантПлюс, 2025)Между Органом местного самоуправления и Застройщиком заключен договор на развитие застроенной территории. Застройщик обязательства по договору не исполнил (не передал благоустроенные жилые помещения, не предоставил проект планировки застроенной территории и т.д.). Орган местного самоуправления хочет обязать Застройщика исполнить обязательство в натуре.
(КонсультантПлюс, 2025)Между Органом местного самоуправления и Застройщиком заключен договор на развитие застроенной территории. Застройщик обязательства по договору не исполнил (не передал благоустроенные жилые помещения, не предоставил проект планировки застроенной территории и т.д.). Орган местного самоуправления хочет обязать Застройщика исполнить обязательство в натуре.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Вместе с тем судами установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемым постановлением утверждена документация по планировке территории, площадь которой в проектируемых границах (3,1393 га, в том числе: площадь элемента планировочной структуры - 1,9533 га; площадь территории общего пользования в границах красных линий - 1,1860 га) в несколько раз превышает площадь подлежащей развитию застроенной территории (0,8714 га), в то время как по условиям договора о развитии застроенной территории от 6 июля 2021 года застройщик принял на себя обязательство подготовить проект планировки лишь застроенной территории (п. 3.2.1), а не всего квартала, в который эта территория входит, и прилегающей к нему улично-дорожной сети. Следовательно, положения п. 1 ч. 5.1 ст. 46 ГрК РФ не подлежали применению и не освобождали Администрацию от проведения общественных слушаний или публичных обсуждений по проекту документации по планировке территории. В части территории, выходящей за границы застроенной территории, подлежащей развитию, не имеется оснований полагать, что документация по планировке территории подготовлена застройщиком и утверждена Администрацией во исполнение решения о РЗТ, а значит, ссылка административного ответчика и Управления на положения ч. 4 ст. 18 Закона N 494-ФЗ является неправомерной."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Можно ли срок начала или окончания работ определять моментом заключения договора подряда или периодом времени с момента его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из судебных актов и установлено судебными инстанциями, 20.06.2008 между Управлением (заказчик) и ООО "ПМЗ-Регион" (подрядчик) был подписан муниципальный контракт N 1355, в соответствии с которым подрядчик обязался изготовить проект планировки и межевания застроенной территории 27 микрорайона городского округа - г. Волжский Волгоградской области, а заказчик - поэтапно принять и оплатить результаты работ.
Можно ли срок начала или окончания работ определять моментом заключения договора подряда или периодом времени с момента его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из судебных актов и установлено судебными инстанциями, 20.06.2008 между Управлением (заказчик) и ООО "ПМЗ-Регион" (подрядчик) был подписан муниципальный контракт N 1355, в соответствии с которым подрядчик обязался изготовить проект планировки и межевания застроенной территории 27 микрорайона городского округа - г. Волжский Волгоградской области, а заказчик - поэтапно принять и оплатить результаты работ.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Согласно части 1 статьи 46.2 ГрК РФ по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 указанной статьи (подготовить проект планировки застроенной территории, создать или приобрести и передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенное жилье для предоставления гражданам определенных категорий, уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, осуществить строительство на территории, в отношении которой принято решение о развитии), а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 этой же статьи (утвердить проект планировки, принять решение об изъятии путем выкупа жилья в аварийных домах, предоставить земельные участки для строительства без проведения торгов).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Согласно части 1 статьи 46.2 ГрК РФ по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 указанной статьи (подготовить проект планировки застроенной территории, создать или приобрести и передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенное жилье для предоставления гражданам определенных категорий, уплатить выкупную цену за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, осуществить строительство на территории, в отношении которой принято решение о развитии), а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 этой же статьи (утвердить проект планировки, принять решение об изъятии путем выкупа жилья в аварийных домах, предоставить земельные участки для строительства без проведения торгов).
Статья: Порядок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ и (или) региональными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами РФ, государственными программами субъекта РФ и (или) региональными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Статья: Правовые аспекты внесения изменений в договор о комплексном развитии территории, заключенный на торгах
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Заметим, что аналогичная логика применяется и при внесении изменений в иные правовые акты, предусмотренные ГрК РФ (например, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории), - независимо от даты принятия изменяемого акта к новым актам о внесении изменений применяется действующий (актуальный) порядок их принятия <17>.
(Косарева Н.Б., Игуменов Е.В., Сидоркин А.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Заметим, что аналогичная логика применяется и при внесении изменений в иные правовые акты, предусмотренные ГрК РФ (например, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории), - независимо от даты принятия изменяемого акта к новым актам о внесении изменений применяется действующий (актуальный) порядок их принятия <17>.
Статья: Дачные поселки: expressis verbis в законе для собственника исходного земельного участка
(Львова С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)Основополагающим признаком земельного участка общего назначения, как вытекает из его понятия, изложенного в пункте 6 статьи 3 ФЗ N 217-ФЗ, является предусмотренность в качестве такового в утвержденной документации по планировке территории, к которой в том числе относится проект планировки и застройки территории соответствующего садового товарищества, утвержденный в период действия ФЗ N 66-ФЗ и являющийся действующим на основании переходных положений ФЗ N 217-ФЗ (ч. 25 ст. 54).
(Львова С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)Основополагающим признаком земельного участка общего назначения, как вытекает из его понятия, изложенного в пункте 6 статьи 3 ФЗ N 217-ФЗ, является предусмотренность в качестве такового в утвержденной документации по планировке территории, к которой в том числе относится проект планировки и застройки территории соответствующего садового товарищества, утвержденный в период действия ФЗ N 66-ФЗ и являющийся действующим на основании переходных положений ФЗ N 217-ФЗ (ч. 25 ст. 54).
Статья: Влияние юридической невозможности исполнения обязательства на реализацию инвестиционно-строительных проектов, осуществляемых совместно с публично-правовыми образованиями
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)6 ноября 2014 года постановлением администрации г. Владимира (далее - администрация) было принято решение о развитии застроенной территории части квартала исторического центра города, на которой находился многоквартирный дом, 6 июля 2012 года признанный аварийным и подлежащим сносу. По результатам проведенного 10 ноября 2014 года аукциона между администрацией и ООО "Инвест-Строй" был заключен договор о развитии застроенной территории. За право его заключения общество уплатило 1,12 млн руб., приняв на себя в том числе следующие обязанности: 1) разработать и направить на утверждение проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории; 2) осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки; 3) передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных в признанном аварийным и подлежащим сносу доме, и 93 кв. м жилых помещений, соответствующих площади расселенных жилых помещений.
(Терди Е.С.)
("Закон", 2022, N 2)6 ноября 2014 года постановлением администрации г. Владимира (далее - администрация) было принято решение о развитии застроенной территории части квартала исторического центра города, на которой находился многоквартирный дом, 6 июля 2012 года признанный аварийным и подлежащим сносу. По результатам проведенного 10 ноября 2014 года аукциона между администрацией и ООО "Инвест-Строй" был заключен договор о развитии застроенной территории. За право его заключения общество уплатило 1,12 млн руб., приняв на себя в том числе следующие обязанности: 1) разработать и направить на утверждение проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории; 2) осуществить строительство на застроенной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки; 3) передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных в признанном аварийным и подлежащим сносу доме, и 93 кв. м жилых помещений, соответствующих площади расселенных жилых помещений.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Ленинградской области от 05.04.2022 N 203 "Об установлении случаев утверждения в Ленинградской области в 2022 году генеральных планов, Правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, проектов межевания территории, изменений в генеральные планы, Правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний" (ред. от 02.02.2024).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Ленинградской области от 05.04.2022 N 203 "Об установлении случаев утверждения в Ленинградской области в 2022 году генеральных планов, Правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, проектов межевания территории, изменений в генеральные планы, Правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, проекты межевания территории без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний" (ред. от 02.02.2024).