Проект освоения лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект освоения лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения3.4. Является ли существенным нарушением договора аренды лесного участка неисполнение предусмотренных им работ по охране, защите, воспроизводству лесов или по составлению проекта освоения лесов и получению положительного заключения госэкспертизы на него
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 88. Проект освоения лесов
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 88. Проект освоения лесов
Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2021 г. N 66777
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2021 г. N 66777
Статья: Порядок проведения санитарных рубок лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 60.7 ЛК РФ проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 60.7 ЛК РФ проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Пленум Верховного Суда РФ охарактеризовал и критерии незаконности рубки лесных насаждений, к которым отнес: рубку без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Пленум Верховного Суда РФ охарактеризовал и критерии незаконности рубки лесных насаждений, к которым отнес: рубку без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Статья: Разрешительная деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (п. 4 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (п. 4 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ).
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы человеком либо они произросли без его целенаправленных усилий. Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений), произрастающие на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесных питомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных ст. ст. 260 и 261 УК РФ, лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы человеком либо они произросли без его целенаправленных усилий. Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения сельскохозяйственного производства и связанных с ним целей (за исключением мелиоративных защитных лесных насаждений), произрастающие на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесных питомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Также не относятся к предмету преступлений, предусмотренных ст. ст. 260 и 261 УК РФ, лесные насаждения, определенные для рубки в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, если их рубка произведена лицом, у которого отсутствуют необходимые для этого документы. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
Статья: Проблемы возмещения вреда, причиненного охотничьим ресурсам лесозаготовительной деятельностью
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Другая проблема связана с тем, что в нормативах, по которым организуются проекты освоения лесов, не конкретизированы позиции природоохранных и культивационных мероприятий по охране охотничьих ресурсов, так как основное внимание уделяется защите особо охраняемых диких птиц и зверей <6>. В этой связи у предпринимателей отсутствуют четкие критерии проведения экономических расчетов, повышаются хозяйственные риски, снижаются рентабельность производства, инвестиционная привлекательность. В связи с тем что исковая давность по делам рассматриваемой категории составляет 20 лет, предприниматели вынуждены периодически производить процедуру банкротства, ликвидации и т.д. для обнуления указанных рисков. В итоге все это неблагоприятно сказывается на экономике. Иногда предприниматели в инициативном порядке самостоятельно проводят исследования в части определения возможного негативного воздействия на объекты животного мира и реализуют соответствующие защитные и культивационные мероприятия, однако они не всегда совпадают с расчетами фактического ущерба, производимого в соответствии с методикой, и даже не всегда учитываются при предъявлении соответствующих требований о возмещении ущерба лесопользователям.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)Другая проблема связана с тем, что в нормативах, по которым организуются проекты освоения лесов, не конкретизированы позиции природоохранных и культивационных мероприятий по охране охотничьих ресурсов, так как основное внимание уделяется защите особо охраняемых диких птиц и зверей <6>. В этой связи у предпринимателей отсутствуют четкие критерии проведения экономических расчетов, повышаются хозяйственные риски, снижаются рентабельность производства, инвестиционная привлекательность. В связи с тем что исковая давность по делам рассматриваемой категории составляет 20 лет, предприниматели вынуждены периодически производить процедуру банкротства, ликвидации и т.д. для обнуления указанных рисков. В итоге все это неблагоприятно сказывается на экономике. Иногда предприниматели в инициативном порядке самостоятельно проводят исследования в части определения возможного негативного воздействия на объекты животного мира и реализуют соответствующие защитные и культивационные мероприятия, однако они не всегда совпадают с расчетами фактического ущерба, производимого в соответствии с методикой, и даже не всегда учитываются при предъявлении соответствующих требований о возмещении ущерба лесопользователям.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Основа освоения лесов, расположенных в границах лесничеств, - лесное планирование <1>. Основным документом лесного планирования является проект освоения лесов, составляемый в соответствии со ст. 12 ЛК РФ лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или публичного сервитута <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Основа освоения лесов, расположенных в границах лесничеств, - лесное планирование <1>. Основным документом лесного планирования является проект освоения лесов, составляемый в соответствии со ст. 12 ЛК РФ лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или публичного сервитута <2>.
Статья: О формировании административно-правового регулирования вопросов реализации лесоклиматических проектов в России
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В 2020 г. была предпринята попытка урегулировать вопросы правового статуса лесов на землях сельхозназначения. Были легализованы как уход, так и рубка таких лесов <39>. Правообладатель участка вправе до октября 2023 г. или в течение двух лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок уведомить территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о намерении использовать земельный участок в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Далее необходимо представить проект освоения лесов - по аналогии с пользованием лесами на землях лесного фонда.
(Гершинкова Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)В 2020 г. была предпринята попытка урегулировать вопросы правового статуса лесов на землях сельхозназначения. Были легализованы как уход, так и рубка таких лесов <39>. Правообладатель участка вправе до октября 2023 г. или в течение двух лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок уведомить территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о намерении использовать земельный участок в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Далее необходимо представить проект освоения лесов - по аналогии с пользованием лесами на землях лесного фонда.
Статья: Особенности оборота земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)На наш взгляд, заслуживает внимания вопрос о заключении договора аренды лесного участка в части определения срока возникновения обязанностей у арендатора. часть обязанностей арендатор выполняет в процессе лесопользования в сроки, связанные с отдельными лесохозяйственными работами, предусмотренные лесным законодательством и договором аренды <15>, на которые практические не влияет дата заключения договора, в то время как обязанность арендатора по разработке и представлению проекта освоения лесов для государственной экспертизы непосредственно связана с началом срока аренды и, более того, именно эту обязанность арендатор должен исполнить в первую очередь.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Закон", 2023, N 10)На наш взгляд, заслуживает внимания вопрос о заключении договора аренды лесного участка в части определения срока возникновения обязанностей у арендатора. часть обязанностей арендатор выполняет в процессе лесопользования в сроки, связанные с отдельными лесохозяйственными работами, предусмотренные лесным законодательством и договором аренды <15>, на которые практические не влияет дата заключения договора, в то время как обязанность арендатора по разработке и представлению проекта освоения лесов для государственной экспертизы непосредственно связана с началом срока аренды и, более того, именно эту обязанность арендатор должен исполнить в первую очередь.
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [6] указанная ситуация была разъяснена не в пользу арендатора - в пункте 5 уточнялось, что "в случае, если арендованная площадь представлена несколькими лесными участками (два и более), не имеющими общих границ, независимо от вида и объема использования лесов, пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря должен формироваться для каждого участка в отдельности исходя из установленных нормативов с распределением ресурсов пожаротушения пропорционально объемам участков". И только 15 июля 2015 года Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 321 были внесены изменения, допускающие "укомплектование единого пункта сосредоточения противопожарного инвентаря для нескольких арендованных лесных участков при условия обеспечения возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара" [8]. Вместе с тем указанные изменения не коснулись лесопользователей, в отношении которых уже была проведена проверка готовности средств пожаротушения и их укомплектованности <7>. Более того, указанные положения, по сути, смягчающие требования к мерам предупреждения лесных пожаров, не могут быть применимы к отношениям, возникшим до 2015 года. Это обусловлено тем, что исполнение договора аренды лесного участка связано с содержанием проекта освоения лесов.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [6] указанная ситуация была разъяснена не в пользу арендатора - в пункте 5 уточнялось, что "в случае, если арендованная площадь представлена несколькими лесными участками (два и более), не имеющими общих границ, независимо от вида и объема использования лесов, пункт сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря должен формироваться для каждого участка в отдельности исходя из установленных нормативов с распределением ресурсов пожаротушения пропорционально объемам участков". И только 15 июля 2015 года Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 321 были внесены изменения, допускающие "укомплектование единого пункта сосредоточения противопожарного инвентаря для нескольких арендованных лесных участков при условия обеспечения возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара" [8]. Вместе с тем указанные изменения не коснулись лесопользователей, в отношении которых уже была проведена проверка готовности средств пожаротушения и их укомплектованности <7>. Более того, указанные положения, по сути, смягчающие требования к мерам предупреждения лесных пожаров, не могут быть применимы к отношениям, возникшим до 2015 года. Это обусловлено тем, что исполнение договора аренды лесного участка связано с содержанием проекта освоения лесов.