Проект организации и застройки территории



Подборка наиболее важных документов по запросу Проект организации и застройки территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 43 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""По смыслу вышеприведенных положений статьи 43 Закона о регистрации недвижимости приоритетными документами при обосновании местоположения уточняемых границ земельного участка являются правоустанавливающие (правоподтверждающие) документы либо документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, а при их отсутствии иные картографические материалы (документы), полученные из картографо-геодезического фонда, государственного фонда данных, документы, являющиеся картографической основой кадастра недвижимости, подтверждающие фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет (ситуационные планы, подготовленные органами технической инвентаризации, схемы территориального планирования, генеральные планы поселений, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических и дачных товариществ и т.п.)."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2024 N 88-36231/2024 (УИД 61RS0022-01-2023-006850-56)
Категория: 1) Споры по отдельным видам договоров; 2) Право собственности.
Требования стороны: 1) О признании недействительным соглашения о перераспределении земельных участков; 2) Об аннулировании записи о регистрации права собственности на земельный участок.
Обстоятельства: По мнению истца, перераспределенные земельные участки входят в границы принадлежащего СНТ на праве собственности земельного участка, поскольку отнесены к территории садоводства. Образование в границах территории садоводства земельного участка путем перераспределения с землями, находящимися в государственной собственности, возможно при наличии решения общего собрания членов СНТ. Такое решение в рассматриваемом случае отсутствует.
Решение: Отказано.
Не может являться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов и довод кассационной жалобы о том, отсутствие утвержденного проекта организации и застройки территории или утвержденного проекта межевания территории влечет невозможность перераспределения спорного земельного участка, поскольку в данном случае юридически значимым обстоятельством является тот факт, что непосредственно самим истцом в пределах предоставленных ему законом полномочий было принято решение о перераспределении земель.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Спор о признании права собственности на земельный участок (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)
В одном из дел суд отказал истцу в признании права собственности на земельный участок и пояснил, что из-за отсутствия проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории невозможно установить, участок какой площади находится в пользовании истца. При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что истец в отсутствие правоустанавливающих документов самостоятельно увеличил площадь земельного участка до испрашиваемой (Определение Московского городского суда от 02.05.2017 N 4г-4294/2017).
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
В Письме Минэкономразвития России от 27.04.2017 N ОГ-Д23-4928 приводились такие примеры документов, подтверждающих существование границ 15 и более лет: ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на уточняемых земельных участках, материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и иные документы.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
3) в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии с утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проектом межевания территории либо в случае, если применительно к такой территории утвержден проект организации и застройки территории или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в границах такой территории, на основании указанных проекта или документа (при наличии таких утвержденных проекта или документа);
показать больше документов