Проект О государственном контроле (надзоре)
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект О государственном контроле (надзоре) (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)<3> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Дата обращения: 18 октября, 2024. https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)<3> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Дата обращения: 18 октября, 2024. https://sozd.duma.gov.ru/bill/850621-7.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Представляется, что объект контрольно-надзорного правоотношения должен быть связан с целью контроля (надзора). Федеральный законодатель определил цель контроля (надзора) как предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Учитывая, что, по мнению законодателя, контроль (надзор) включает в себя профилактику, представляющую собой, по крайней мере в том смысле, который в нее вкладывается Законом N 248-ФЗ, самостоятельную деятельность, целью контрольно-надзорной деятельности выступает выявление и пресечение нарушений обязательных требований. В ходе разработки проекта федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предлагалось более точно определить цель контроля (надзора) как "предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне страны и безопасности государства и иным охраняемым законом ценностям, путем профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее также - риск причинения вреда (ущерба)), оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований и выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, устранению последствий выявленных нарушений и (или) по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения обязательных требований" <1>. В значительной части данная дефиниция воспроизводит положения Закона N 247-ФЗ, касающиеся целей установления обязательных требований, соблюдение которых проверяется при контроле (надзоре). Ценность ее в том, что в ней названы способы предупреждения и прекращения причинения вреда (ущерба) - профилактика, оценка соблюдения требований, выявление нарушений, пресечение и устранение последствий, восстановление нормального порядка. Отбросив искусственно привязанные к контролю (надзору) профилактику и применение мер принуждения, получим в качестве общей цели контрольно-надзорной деятельности предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба), т.е. охрану и защиту ценностей. Указанная цель является общей не только для контрольно-надзорной деятельности, но и для всего регулирования и присутствует на всех стадиях регуляторного цикла. Несмотря на правоохранительный внешний вид многословной формулировки, цель в действительности имеет широкое содержание, вред (ущерб) может быть причинен не только нарушением обязательных требований, но и их установлением, если они не обоснованы. Однако оценка обоснованности обязательных требований - вопрос выработки регуляторной политики и ее реализации на стадии нормотворчества и на стадии контроля (надзора) рассмотрению уже не подлежит, хотя получаемая на этой стадии информация, поступающая по каналам обратной связи субъекту регулирования, должна использоваться для получения такой оценки и последующей (при необходимости) корректировки регулирования, будь то внесение изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, либо тотальный пересмотр избранных стратегий регулирования или подходов к регулированию тех или иных отношений.
Нормативные акты
Приказ МЧС России от 15.01.2019 N 16
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации"VII. Проведение экспертизы проектов административных
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их государственной регистрации"VII. Проведение экспертизы проектов административных
Статья: Координация деятельности органов публичной власти как субъектов системы обеспечения безопасности дорожного движения
(Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В статье рассматриваются полномочия и механизмы координации деятельности различных органов публичной власти для выработки единой государственной политики в сфере безопасности дорожного движения. Поднимается проблема одновременного возложения функций по координации в сфере безопасности дорожного движения на Правительственную комиссию и МВД России. Отмечается пробел федерального законодательства в части определения координат деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Анализируются механизмы координации на примере согласования правовых актов, документов по организации дорожного движения, реализации региональных проектов и осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью исполнительных органов публичной власти.
(Баканов К.С.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)В статье рассматриваются полномочия и механизмы координации деятельности различных органов публичной власти для выработки единой государственной политики в сфере безопасности дорожного движения. Поднимается проблема одновременного возложения функций по координации в сфере безопасности дорожного движения на Правительственную комиссию и МВД России. Отмечается пробел федерального законодательства в части определения координат деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. Анализируются механизмы координации на примере согласования правовых актов, документов по организации дорожного движения, реализации региональных проектов и осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью исполнительных органов публичной власти.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 163 в том числе в названное Положение введен подп. 5.3.30, согласно которому (в ред. Постановления Правительства РФ от 13 июня 2018 г. N 676) Минэкономразвития России осуществляет экспертизу проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг, разработанных федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Указанным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 163 в том числе в названное Положение введен подп. 5.3.30, согласно которому (в ред. Постановления Правительства РФ от 13 июня 2018 г. N 676) Минэкономразвития России осуществляет экспертизу проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг, разработанных федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов РФ.
Статья: Минтруд планирует расширить перечень индикаторов риска для проведения внеплановых проверок и их видов
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)На официальном сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ" (далее - Минтруд). Разберем эти дополнения.
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 46)На официальном сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ" (далее - Минтруд). Разберем эти дополнения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" был разработан в 2018 г. и принят 31 июля 2020 г. под N 248-ФЗ, однако уже 9 октября 2020 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен так называемый Закон-спутник, предусматривающий внесение существенных изменений и дополнений в новый Закон, включая установление перечня видов муниципального контроля с определением предмета каждого из них, а также актуализировавший положения отраслевых федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением ряда положений, для которых были установлены более поздние сроки вступления их в силу <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" был разработан в 2018 г. и принят 31 июля 2020 г. под N 248-ФЗ, однако уже 9 октября 2020 г. Правительством РФ в Государственную Думу был внесен так называемый Закон-спутник, предусматривающий внесение существенных изменений и дополнений в новый Закон, включая установление перечня видов муниципального контроля с определением предмета каждого из них, а также актуализировавший положения отраслевых федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закон вступил в силу с 1 июля 2021 г., за исключением ряда положений, для которых были установлены более поздние сроки вступления их в силу <1>.
Статья: Проверочные листы, применяемые при осуществлении государственного контроля (надзора): организационно-правовой анализ
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<7> Аржанов В.В. К вопросу о государственном и муниципальном контроле и надзоре (по проекту федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации") // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. Санкт-Петербург, 20 марта 2015 г. / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. С. 190 - 195.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П., Надежкина Г.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<7> Аржанов В.В. К вопросу о государственном и муниципальном контроле и надзоре (по проекту федерального закона "Об основах государственного и муниципального контроля и надзора в Российской Федерации") // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. Санкт-Петербург, 20 марта 2015 г. / Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. С. 190 - 195.
Статья: Некоторые аспекты осуществления контроля (надзора): проблемы нормативного регулирования и практической реализации
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Калинин Г.И. Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": некоторые проблемы и спорные моменты // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 34 - 37.
(Калинин Г.И.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Калинин Г.И. Проект федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": некоторые проблемы и спорные моменты // Административное право и процесс. 2019. N 1. С. 34 - 37.