Проект красных линий
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект красных линий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 "Содержание генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Доводы административного истца относительно противоречия оспариваемого Постановления N 1494 Градостроительному плану г. Барнаула обоснованно не приняты судами во внимание, поскольку статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.10 "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" ЗК РФ"Между тем, как верно указали суды нижестоящих инстанций, пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не ставит возможность подготовки схемы расположения земельного участка в зависимость от наличия проекта планировки территории и красных линий, а закрепляет требование о необходимости учета при подготовке такой схемы проекта планировки территории и красных линий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое красные линии и как они устанавливаются
(КонсультантПлюс, 2025)проект межевания территории. Красные линии могут быть установлены этим проектом, если его подготовка проводится без проекта планировки территории (п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)проект межевания территории. Красные линии могут быть установлены этим проектом, если его подготовка проводится без проекта планировки территории (п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ).
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке. Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке. Пунктом 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
(ред. от 31.07.2025)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Решение Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Режим общего пользования влечет вполне конкретные правовые последствия, заключающиеся в ограничениях оборотоспособности и ограничениях прав на землю в виде соответствующих пределов использования земельных участков, поэтому участники гражданского оборота должны иметь возможность получить сведения о существующих ограничениях заблаговременно до реализации своих прав на землю. Источником этой информации является ЕГРН. В связи с изложенным Закон "О государственной регистрации недвижимости" предлагается дополнить положениями о том, что в реестр границ вносятся сведения о проектах межевания территорий и красных линиях, представляющих собой границы земельных участков общего пользования и территорий общего пользования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Режим общего пользования влечет вполне конкретные правовые последствия, заключающиеся в ограничениях оборотоспособности и ограничениях прав на землю в виде соответствующих пределов использования земельных участков, поэтому участники гражданского оборота должны иметь возможность получить сведения о существующих ограничениях заблаговременно до реализации своих прав на землю. Источником этой информации является ЕГРН. В связи с изложенным Закон "О государственной регистрации недвижимости" предлагается дополнить положениями о том, что в реестр границ вносятся сведения о проектах межевания территорий и красных линиях, представляющих собой границы земельных участков общего пользования и территорий общего пользования.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
Готовое решение: Что рекомендуется проверить покупателю перед покупкой земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем также проверить, не пересекают ли границы приобретаемого земельного участка красные линии. Это имеет значение, в частности, если вы приобретаете земельный участок для строительства, поскольку при решении вопроса о выдаче организации разрешения на строительство проверяется соответствие проектной документации в том числе красным линиям. Это следует из п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем также проверить, не пересекают ли границы приобретаемого земельного участка красные линии. Это имеет значение, в частности, если вы приобретаете земельный участок для строительства, поскольку при решении вопроса о выдаче организации разрешения на строительство проверяется соответствие проектной документации в том числе красным линиям. Это следует из п. 2 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ.
Статья: Отсутствие документации по планировке территории как основание для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка. Комментарий к Кассационному определению Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 4 декабря 2019 года N 43-КА19-31
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Нельзя не обратить внимания на то, что существовал шанс, что гордиев узел противоречий, связанных с применением Инструкции, будет разрублен, так как до ВС дошло дело, в котором была предпринята попытка оспорить ряд положений Инструкции (в том числе и п. 3.5, запрещающий осуществление строительства и проектирования при отсутствии красных линий) <36>. Однако ВС отказался отменять соответствующие положения Инструкции, высказав два главных тезиса. Во-первых, они не нарушают права частных лиц. Во-вторых, противоречие проекта красным линиям может быть основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Первое утверждение представляется по меньшей мере крайне дискуссионным, так как органы публичной власти отказывают в выдаче разрешений на строительство, ссылаясь на Инструкцию. Что касается второго утверждения, то оно заслуживает самостоятельного критического анализа за пределами этого комментария, демонстрируя эрозию, которой подвергается, казалось бы, бесспорный принцип о закрытом характере перечня оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство, содержащегося в ч. 13 ст. 51 ГрК.
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Нельзя не обратить внимания на то, что существовал шанс, что гордиев узел противоречий, связанных с применением Инструкции, будет разрублен, так как до ВС дошло дело, в котором была предпринята попытка оспорить ряд положений Инструкции (в том числе и п. 3.5, запрещающий осуществление строительства и проектирования при отсутствии красных линий) <36>. Однако ВС отказался отменять соответствующие положения Инструкции, высказав два главных тезиса. Во-первых, они не нарушают права частных лиц. Во-вторых, противоречие проекта красным линиям может быть основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Первое утверждение представляется по меньшей мере крайне дискуссионным, так как органы публичной власти отказывают в выдаче разрешений на строительство, ссылаясь на Инструкцию. Что касается второго утверждения, то оно заслуживает самостоятельного критического анализа за пределами этого комментария, демонстрируя эрозию, которой подвергается, казалось бы, бесспорный принцип о закрытом характере перечня оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство, содержащегося в ч. 13 ст. 51 ГрК.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В соответствии с ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6. В соответствии с ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы публичных сервитутов.
Статья: Правовая природа красных линий: онтолого-гносеологический аспект
(Львова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В 1950-е годы понятие "красные линии" приобрело более широкое значение. Они стали обозначать границы улиц, площадей и проездов внутри кварталов, и строительство за их пределами было запрещено. Важным изменением стало включение плана красных линий в проекты детальной планировки. Со временем они начали фиксировать основные улично-дорожные сети и улицы местного уровня <5>.
(Львова С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В 1950-е годы понятие "красные линии" приобрело более широкое значение. Они стали обозначать границы улиц, площадей и проездов внутри кварталов, и строительство за их пределами было запрещено. Важным изменением стало включение плана красных линий в проекты детальной планировки. Со временем они начали фиксировать основные улично-дорожные сети и улицы местного уровня <5>.