Продуктовые границы рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Продуктовые границы рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Заявитель не согласен с претензией об установлении, поддержании монопольно высокой цены
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Определения основных понятий" Федерального закона "О естественных монополиях""Судебная коллегия, проанализировав положения частей 1, 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ, статей 3, 4 Закона N 147-ФЗ с учетом имеющихся в деле доказательств, пришла к выводу о том, что ООО "КТЛП" является оператором морского терминала в порту Корсаков, а потому относится к числу субъектов естественных монополий, соответственно, и к числу лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, продуктовыми границами которых являются товары, работы, услуги, реализуемые указанным обществом в ходе осуществления основного вида деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)По этому поводу сложились разные подходы как в доктрине, так и в судебной практике. Для демонстрации данных подходов в научной литературе часто приводятся схожие дела, по которым суды пришли к диаметрально разным позициям, - это дела против компании MasterCard и компании Amex. В деле компании Amex апелляционный суд (США) применил широкий подход, продуктовые границы рынка с участием владельца цифровой платформы были определены через транзакции, которые оплачиваются по кредитным картам. В Европе в деле против компании MasterCard (так же как и против Amex) нашла отражение другая позиция (узкий подход). Что касается российского антимонопольного органа, то и в деле о нарушении компанией Apple антимонопольного законодательства путем злоупотребления своим доминирующим положением на рынке приложений для устройств iOS, и в деле в отношении платформы Booking был применен узкий подход.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)По этому поводу сложились разные подходы как в доктрине, так и в судебной практике. Для демонстрации данных подходов в научной литературе часто приводятся схожие дела, по которым суды пришли к диаметрально разным позициям, - это дела против компании MasterCard и компании Amex. В деле компании Amex апелляционный суд (США) применил широкий подход, продуктовые границы рынка с участием владельца цифровой платформы были определены через транзакции, которые оплачиваются по кредитным картам. В Европе в деле против компании MasterCard (так же как и против Amex) нашла отражение другая позиция (узкий подход). Что касается российского антимонопольного органа, то и в деле о нарушении компанией Apple антимонопольного законодательства путем злоупотребления своим доминирующим положением на рынке приложений для устройств iOS, и в деле в отношении платформы Booking был применен узкий подход.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 7
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"III. Определение продуктовых границ товарного рынка
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"III. Определение продуктовых границ товарного рынка
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- продуктовые границы товарного рынка исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- продуктовые границы товарного рынка исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
Статья: Маркетинговое исследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке бензина по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В практике закупок по Закону N 223-ФЗ встречается и другая позиция: в условиях, когда поставка осуществляется на территории всей России, бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами и объединение их в одну закупку неправомерно (см. Решение ФАС России от 12.05.2016 N 223ФЗ-192/16). Полагаем, что существует риск применения данной позиции и к закупкам по Закону N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)В практике закупок по Закону N 223-ФЗ встречается и другая позиция: в условиях, когда поставка осуществляется на территории всей России, бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами и объединение их в одну закупку неправомерно (см. Решение ФАС России от 12.05.2016 N 223ФЗ-192/16). Полагаем, что существует риск применения данной позиции и к закупкам по Закону N 44-ФЗ.
Статья: Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Анализируя и соблюдая все этапы анализа, влияющие на конечный результат, важно не упустить их последовательности, что в дальнейшем позволит прийти к правильным выводам. Так, анализ рынка начинается с определения временного интервала и продуктовых границ, которые определяются из существа правонарушения субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля. Далее проводится определение географических границ, то есть определение территории, где объект антимонопольного контроля фактически осуществляет действия, нарушающие законодательство, и далее с учетом существа правонарушения производится установление территории, где потребитель приобретает ранее определенный товар, выявляются субъектный состав и доли участников рынка. Изменение установленной последовательности этапов анализа может привести к неверным выводам по его итогам. Например, если пропустить этап определения продуктовых границ товарного рынка, а определять сразу географические границы, то не будет ясно, на каком товарном рынке выявлять географию продаж, либо, пропустив первые этапы, не будет понятно, на каком рынке и в пределах какого временного интервала определять доли и уровень экономической концентрации.
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Анализируя и соблюдая все этапы анализа, влияющие на конечный результат, важно не упустить их последовательности, что в дальнейшем позволит прийти к правильным выводам. Так, анализ рынка начинается с определения временного интервала и продуктовых границ, которые определяются из существа правонарушения субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля. Далее проводится определение географических границ, то есть определение территории, где объект антимонопольного контроля фактически осуществляет действия, нарушающие законодательство, и далее с учетом существа правонарушения производится установление территории, где потребитель приобретает ранее определенный товар, выявляются субъектный состав и доли участников рынка. Изменение установленной последовательности этапов анализа может привести к неверным выводам по его итогам. Например, если пропустить этап определения продуктовых границ товарного рынка, а определять сразу географические границы, то не будет ясно, на каком товарном рынке выявлять географию продаж, либо, пропустив первые этапы, не будет понятно, на каком рынке и в пределах какого временного интервала определять доли и уровень экономической концентрации.
Статья: Анализ товарного рынка как инструмент развития конкуренции: правовые аспекты
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)Требования к описанию объекта закупки содержатся в ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Остановимся на некоторых примерах, когда расширение характеристик товара может привести к неверному определению продуктовых границ рынка и, как следствие, к неудовлетворению потребностей заказчика.
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)Требования к описанию объекта закупки содержатся в ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Остановимся на некоторых примерах, когда расширение характеристик товара может привести к неверному определению продуктовых границ рынка и, как следствие, к неудовлетворению потребностей заказчика.
Статья: Антимонопольные аспекты деятельности операторов цифровых платформ в гиг-экономике
(Кожемякин Д.В., Миронова С.М.)
("Закон", 2024, N 3)В то же время в деле о злоупотреблении доминирующим положением ООО "Хэдхантер" (сервисы hh.ru, career.ru) <9> товарный рынок был сужен за счет выявления более узких продуктовых границ. В качестве географических границ рынка была определена территория РФ, однако антимонопольный орган, определяя продуктовые границы рынка, на котором действовало общество, установил, что потенциальными взаимозаменяемыми товарами были: специализированные интернет-сервисы, печатные СМИ, телевизионные СМИ, в которых размещались объявления о поиске работы или приеме на работу. При более детальном анализе антимонопольный орган пришел к выводу, что хотя печатные и телевизионные СМИ позволяют разместить такие объявления, данные услуги существенным образом отличаются от услуг, предоставляемых в рамках специализированных интернет-сервисов. Так, в рамках печатных и телевизионных СМИ нет обратной связи между потребителями, интернет-сервисы же позволяют потребителям взаимодействовать непосредственно внутри сервиса.
(Кожемякин Д.В., Миронова С.М.)
("Закон", 2024, N 3)В то же время в деле о злоупотреблении доминирующим положением ООО "Хэдхантер" (сервисы hh.ru, career.ru) <9> товарный рынок был сужен за счет выявления более узких продуктовых границ. В качестве географических границ рынка была определена территория РФ, однако антимонопольный орган, определяя продуктовые границы рынка, на котором действовало общество, установил, что потенциальными взаимозаменяемыми товарами были: специализированные интернет-сервисы, печатные СМИ, телевизионные СМИ, в которых размещались объявления о поиске работы или приеме на работу. При более детальном анализе антимонопольный орган пришел к выводу, что хотя печатные и телевизионные СМИ позволяют разместить такие объявления, данные услуги существенным образом отличаются от услуг, предоставляемых в рамках специализированных интернет-сервисов. Так, в рамках печатных и телевизионных СМИ нет обратной связи между потребителями, интернет-сервисы же позволяют потребителям взаимодействовать непосредственно внутри сервиса.
Статья: Российский антитраст в эпоху санкционных войн: последствия для антимонопольного регулирования
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)В то же время антимонопольный орган указывает на отсутствие доминирующего положения на рынке, проходящем трансформацию после ухода ключевого иностранного игрока. Рынок сервисов бронирования отелей ранее характеризовался доминирующим положением Booking.com, а также невзаимозаменяемостью услуг таких сервисов с другими способами бронирования, например бронированием на сайте самого отеля <17>. В 2023 году антимонопольным органом отмечены качественные изменения рынка: 1) доля данного сервиса радикально сократилась, а совместная доля российских сервисов увеличилась с 20 до 74%; 2) зафиксирован рост числа прямых бронирований на сайте отелей, продемонстрировавший свободы переключения между бронированием на сайте объектам размещения и на сайте агрегатора; 3) отмечен рост конкуренции сервисов бронирования гостиниц и сервисов бронирования жилья посуточно; 4) расширены возможности бронирования на маркетплейсах и сервисах банков. В совокупности это позволяет сделать вывод о высокой конкуренции на данном рынке, а также ставит вопрос об иных продуктовых границах рынка при его будущем анализе. Расширение возможностей для потребителей услуг (обеих сторон платформы на многостороннем рынке) меняет продуктовые границы рынка, что становится решающим аргументом в пользу большей конкуренции на нем. В данном случае мы видим пример коренного изменения общих условий обращения услуги на товарном рынке.
(Вознесенский Н.Н.)
("Закон", 2024, N 7)В то же время антимонопольный орган указывает на отсутствие доминирующего положения на рынке, проходящем трансформацию после ухода ключевого иностранного игрока. Рынок сервисов бронирования отелей ранее характеризовался доминирующим положением Booking.com, а также невзаимозаменяемостью услуг таких сервисов с другими способами бронирования, например бронированием на сайте самого отеля <17>. В 2023 году антимонопольным органом отмечены качественные изменения рынка: 1) доля данного сервиса радикально сократилась, а совместная доля российских сервисов увеличилась с 20 до 74%; 2) зафиксирован рост числа прямых бронирований на сайте отелей, продемонстрировавший свободы переключения между бронированием на сайте объектам размещения и на сайте агрегатора; 3) отмечен рост конкуренции сервисов бронирования гостиниц и сервисов бронирования жилья посуточно; 4) расширены возможности бронирования на маркетплейсах и сервисах банков. В совокупности это позволяет сделать вывод о высокой конкуренции на данном рынке, а также ставит вопрос об иных продуктовых границах рынка при его будущем анализе. Расширение возможностей для потребителей услуг (обеих сторон платформы на многостороннем рынке) меняет продуктовые границы рынка, что становится решающим аргументом в пользу большей конкуренции на нем. В данном случае мы видим пример коренного изменения общих условий обращения услуги на товарном рынке.
Статья: Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Итак, приступая к рассмотрению антимонопольных дел в отношении указанных цифровых компаний, следует учитывать, что определение продуктовых границ рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу (п. 3.2 Приказа ФАС России N 220).
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Итак, приступая к рассмотрению антимонопольных дел в отношении указанных цифровых компаний, следует учитывать, что определение продуктовых границ рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу (п. 3.2 Приказа ФАС России N 220).
Статья: Острые проблемы конкуренции цифровых платформ на примере исследования поисковых систем
(Бурлакова Ю.Р.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Тем не менее, если отбросить явное утрирование, наша позиция состоит в следующем. При определении продуктовых границ многостороннего рынка необходимо обращать внимание на функциональность продукта, целевую для данного типа отношений. Все же согласимся с выводами суда США в деле U.S. and Plaintiff States v. Google LLC. (2020), что для конечного пользователя функционал GSE (например, Google Search) не взаимозаменяем с поиском SVP (например, на сайте Amazon) в целом. Однако это не исключает объединение GSE и SVP в один рынок в случае его определения как рынка сервисов поиска конкретных товаров (услуг) <12>. Однако сам факт конкуренции на рынке поиска товаров в Интернете не дает оснований определить GSE и SVP взаимозаменяемыми в целом на рынке поиска в Интернете. Из частного случая конкуренции мы не можем выстроить общее правило о конкуренции субъектов и на другом рынке.
(Бурлакова Ю.Р.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Тем не менее, если отбросить явное утрирование, наша позиция состоит в следующем. При определении продуктовых границ многостороннего рынка необходимо обращать внимание на функциональность продукта, целевую для данного типа отношений. Все же согласимся с выводами суда США в деле U.S. and Plaintiff States v. Google LLC. (2020), что для конечного пользователя функционал GSE (например, Google Search) не взаимозаменяем с поиском SVP (например, на сайте Amazon) в целом. Однако это не исключает объединение GSE и SVP в один рынок в случае его определения как рынка сервисов поиска конкретных товаров (услуг) <12>. Однако сам факт конкуренции на рынке поиска товаров в Интернете не дает оснований определить GSE и SVP взаимозаменяемыми в целом на рынке поиска в Интернете. Из частного случая конкуренции мы не можем выстроить общее правило о конкуренции субъектов и на другом рынке.