Продление сроков уплаты налогов коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Продление сроков уплаты налогов коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")К объективным обстоятельствам, которые привели к нарушению двухлетнего срока, следовало отнести продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с получением от налогоплательщика множества возражений на акт проверки и дополнения к акту. Также следовало учесть ограничения, введенные в связи с пандемией COVID-19. Надлежало также принять во внимание процедуру направления требования об уплате налога после вступления в силу решения по итогам проверки.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")К объективным обстоятельствам, которые привели к нарушению двухлетнего срока, следовало отнести продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с получением от налогоплательщика множества возражений на акт проверки и дополнения к акту. Также следовало учесть ограничения, введенные в связи с пандемией COVID-19. Надлежало также принять во внимание процедуру направления требования об уплате налога после вступления в силу решения по итогам проверки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 265 "Внереализационные расходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик полагал, что правомерно включил в состав внереализационных расходов проценты по договорам займа. Налогоплательщик указывал, что сроки возврата займа и выплаты процентов продлевались в связи с распространением коронавирусной инфекции и связанными с этим ограничениями. Налоговый орган выявил "карусельное" движение денежных средств, направленное на уменьшение налоговых обязательств общества как участника группы взаимосвязанных компаний. Инспекция установила несоблюдение обществом сроков выплаты процентов, выплату дивидендов, несмотря на наличие убытка, неиспользование заемных средств в деятельности, направленной на получение дохода, и перечисление их в адрес аффилированных лиц, двигаясь по цепочке взаимозависимых компаний, заемные денежные средства в конечном итоге в виде дивидендов перечислялись на счета зарубежной компании. Суд признал доначисление налога на прибыль правомерным, указав, что средства не выбывали из владения одной группы взаимосвязанных лиц, сделка по получению займа от иностранной компании направлена на увеличение расходов общества и на не облагаемый налогами вывод денежных средств российской организации в иностранную компанию. Относительно начисления пени суд указал, что расчет пени осуществляется программным способом - это позволяет верно определить периоды начисления, действующие ставки рефинансирования, сумму недоимки и исключить человеческий фактор. Расчет налогоплательщика, по результатам которого сумма пени исчислена в меньшем размере, обусловлен неверным определением ставки рефинансирования. Также налогоплательщик ошибочно не включил в расчет периоды, в течение которых допущено нарушение сроков уплаты авансовых платежей.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик полагал, что правомерно включил в состав внереализационных расходов проценты по договорам займа. Налогоплательщик указывал, что сроки возврата займа и выплаты процентов продлевались в связи с распространением коронавирусной инфекции и связанными с этим ограничениями. Налоговый орган выявил "карусельное" движение денежных средств, направленное на уменьшение налоговых обязательств общества как участника группы взаимосвязанных компаний. Инспекция установила несоблюдение обществом сроков выплаты процентов, выплату дивидендов, несмотря на наличие убытка, неиспользование заемных средств в деятельности, направленной на получение дохода, и перечисление их в адрес аффилированных лиц, двигаясь по цепочке взаимозависимых компаний, заемные денежные средства в конечном итоге в виде дивидендов перечислялись на счета зарубежной компании. Суд признал доначисление налога на прибыль правомерным, указав, что средства не выбывали из владения одной группы взаимосвязанных лиц, сделка по получению займа от иностранной компании направлена на увеличение расходов общества и на не облагаемый налогами вывод денежных средств российской организации в иностранную компанию. Относительно начисления пени суд указал, что расчет пени осуществляется программным способом - это позволяет верно определить периоды начисления, действующие ставки рефинансирования, сумму недоимки и исключить человеческий фактор. Расчет налогоплательщика, по результатам которого сумма пени исчислена в меньшем размере, обусловлен неверным определением ставки рефинансирования. Также налогоплательщик ошибочно не включил в расчет периоды, в течение которых допущено нарушение сроков уплаты авансовых платежей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, продлили отдельные сроки уплаты налогов и авансовых платежей (пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Если их деятельность указана в специальном Перечне из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, сроки для них продлены дополнительно (пп. "г" п. 1 указанного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)Для организаций и ИП, которые на 1 марта 2020 г. включены в реестр СМСП и заняты в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях, продлили отдельные сроки уплаты налогов и авансовых платежей (пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409). Если их деятельность указана в специальном Перечне из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 N 409, сроки для них продлены дополнительно (пп. "г" п. 1 указанного Постановления).
Статья: Новая форма декларации по налогу на имущество для отчета за 2022 год
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В разд. 1 декларации по налогу на имущество в соответствующем поле ставился код признака 1 или 2 теми налогоплательщиками, которые применяли нормативные правовые акты соответственно Правительства РФ или высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающие в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по налогу (в связи с эпидемией коронавируса).
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В разд. 1 декларации по налогу на имущество в соответствующем поле ставился код признака 1 или 2 теми налогоплательщиками, которые применяли нормативные правовые акты соответственно Правительства РФ или высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающие в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по налогу (в связи с эпидемией коронавируса).
Нормативные акты
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Таким образом, если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования не принято решение о продлении срока уплаты налога и (или) авансового платежа для налогоплательщиков - физических лиц, распространение новой коронавирусной инфекции само по себе не является основанием для переноса срока исполнения обязанности по уплате обязательных платежей и освобождения от уплаты пени за соответствующий период просрочки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021)
(ред. от 29.05.2024)Таким образом, если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования не принято решение о продлении срока уплаты налога и (или) авансового платежа для налогоплательщиков - физических лиц, распространение новой коронавирусной инфекции само по себе не является основанием для переноса срока исполнения обязанности по уплате обязательных платежей и освобождения от уплаты пени за соответствующий период просрочки.
Федеральный закон от 08.06.2020 N 172-ФЗ
(ред. от 29.12.2020)
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"Индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 настоящего Кодекса, и установленному Правительством Российской Федерации.".
(ред. от 29.12.2020)
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"Индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 настоящего Кодекса, и установленному Правительством Российской Федерации.".
Готовое решение: Как получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов и страховых взносов в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам одобрят отсрочку (рассрочку), то пени не будут начислять со дня, который установлен законодательством для уплаты налогов (взносов) (п. 8 Правил предоставления отсрочки (рассрочки)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вам одобрят отсрочку (рассрочку), то пени не будут начислять со дня, который установлен законодательством для уплаты налогов (взносов) (п. 8 Правил предоставления отсрочки (рассрочки)).
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов) <12> были продлены сроки предоставления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март - май 2020 г.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (вместе с Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов) <12> были продлены сроки предоставления налоговой отчетности, срок подачи которой приходится на март - май 2020 г.
Последние изменения: Налогообложение водным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)Для ряда субъектов МСП, занятых в сферах деятельности, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, продлены сроки уплаты налога:
(КонсультантПлюс, 2025)Для ряда субъектов МСП, занятых в сферах деятельности, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, продлены сроки уплаты налога:
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Для организации продлевали сроки уплаты налогов (авансовых платежей) и страховых взносов, в том числе на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, если выполнялось любое из следующих условий (пп. "а", "б", "в", "г" п. 1, п. 1(2) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409):
(КонсультантПлюс, 2025)Для организации продлевали сроки уплаты налогов (авансовых платежей) и страховых взносов, в том числе на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, если выполнялось любое из следующих условий (пп. "а", "б", "в", "г" п. 1, п. 1(2) Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409):
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Например, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 разработаны следующие меры поддержки (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" и др.):
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Например, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 разработаны следующие меры поддержки (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" и др.):
Статья: Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права
(Губин Е.П.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Наибольшее внимание мы уделяем сегодня зеленому праву, оно стоит первым в повестке дня, но не меньшее значение имеет и иное законодательство об устойчивом развитии. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, предоставлен ряд мер поддержки, в том числе, например, субъектам малого и среднего предпринимательства продлены сроки уплаты ряда налогов, страховых взносов, отменено применение налоговых санкций по ряду статей Налогового кодекса РФ и др.
(Губин Е.П.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Наибольшее внимание мы уделяем сегодня зеленому праву, оно стоит первым в повестке дня, но не меньшее значение имеет и иное законодательство об устойчивом развитии. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством РФ, предоставлен ряд мер поддержки, в том числе, например, субъектам малого и среднего предпринимательства продлены сроки уплаты ряда налогов, страховых взносов, отменено применение налоговых санкций по ряду статей Налогового кодекса РФ и др.
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
"Ответственность за налоговые преступления: официальные разъяснения и профессиональный комментарий"
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)Однако в уникальных ситуациях, таких как пандемия коронавируса COVID-19, положение может быть иным.
(постатейный)
(под ред. С.Г. Пепеляева)
("Юстицинформ", 2021)Однако в уникальных ситуациях, таких как пандемия коронавируса COVID-19, положение может быть иным.