Продление конкурса
Подборка наиболее важных документов по запросу Продление конкурса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Продление срока ликвидации общества
(КонсультантПлюс, 2025)К отношениям по продлению срока ликвидации не применяются по аналогии нормы о продлении срока конкурсного производства
(КонсультантПлюс, 2025)К отношениям по продлению срока ликвидации не применяются по аналогии нормы о продлении срока конкурсного производства
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Положения о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок не исключают применения правил об обязательном проведении конкурса или аукциона (торгов) в установленных законом случаях
Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2018 N 307-КГ18-7321 по делу N А56-81458/2016 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 447, ст. 621, п. 2 ст. 689 ГК РФ, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗЧасти 9 и 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции дают арендатору преимущественное право заключить договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок (наряду с иными указанными в этой статье условиями) лишь в том случае, если предшествующий договор был заключен по результатам конкурса или аукциона. Продление договора аренды муниципального имущества с организацией возможно только по результатам торгов, поскольку законодатель установил условия перезаключения на новый срок таких договоров аренды, ограничив возможность их заключения без проведения публичных процедур для определенной категории субъектов предпринимательской деятельности.
Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2018 N 307-КГ18-7321 по делу N А56-81458/2016 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 3 ст. 447, ст. 621, п. 2 ст. 689 ГК РФ, ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗЧасти 9 и 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции дают арендатору преимущественное право заключить договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок (наряду с иными указанными в этой статье условиями) лишь в том случае, если предшествующий договор был заключен по результатам конкурса или аукциона. Продление договора аренды муниципального имущества с организацией возможно только по результатам торгов, поскольку законодатель установил условия перезаключения на новый срок таких договоров аренды, ограничив возможность их заключения без проведения публичных процедур для определенной категории субъектов предпринимательской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. В случае продления заказчиком срока подачи заявок на участие в закупке, в том числе по предписанию ФАС России, продление сроков действия обеспечения конкурсных заявок не требуется.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. В случае продления заказчиком срока подачи заявок на участие в закупке, в том числе по предписанию ФАС России, продление сроков действия обеспечения конкурсных заявок не требуется.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Исходя из этого, очевидно, Законом о банкротстве 1998 г. было установлено, что определения суда, не предусмотренные процессуальным законодательством, могли быть обжалованы только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве <1>. Иначе говоря, Законом был ограничен перечень судебных актов, которые могли быть обжалованы. Не подлежали, в частности, обжалованию определения суда: об установлении размера денежных обязательств, о продлении срока внешнего управления, о продлении конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, некоторые другие. Однако, как уже отмечалось, Постановлением КС РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П был признан не соответствующим Конституции РФ п. 3 ст. 55 Закона о банкротстве 1998 г. в части, устанавливающей правило, в соответствии с которым не могли быть обжалованы определения суда, предусмотренные в п. 4 ст. 46, п. 1 ст. 55, п. 4 ст. 63 и п. 5 ст. 75 (об установлении размера требований кредитора, по которым заявлены возражения должника, по заявлениям арбитражных управляющих и жалобам граждан), а также ст. 56 Закона о банкротстве, поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривала право должника обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Исходя из этого, очевидно, Законом о банкротстве 1998 г. было установлено, что определения суда, не предусмотренные процессуальным законодательством, могли быть обжалованы только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве <1>. Иначе говоря, Законом был ограничен перечень судебных актов, которые могли быть обжалованы. Не подлежали, в частности, обжалованию определения суда: об установлении размера денежных обязательств, о продлении срока внешнего управления, о продлении конкурсного производства, о завершении конкурсного производства, некоторые другие. Однако, как уже отмечалось, Постановлением КС РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П был признан не соответствующим Конституции РФ п. 3 ст. 55 Закона о банкротстве 1998 г. в части, устанавливающей правило, в соответствии с которым не могли быть обжалованы определения суда, предусмотренные в п. 4 ст. 46, п. 1 ст. 55, п. 4 ст. 63 и п. 5 ст. 75 (об установлении размера требований кредитора, по которым заявлены возражения должника, по заявлениям арбитражных управляющих и жалобам граждан), а также ст. 56 Закона о банкротстве, поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривала право должника обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"14. Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией, отобранной по конкурсу, заключается на срок не более 15 лет. Конкретный срок заключения указанного договора определяется условиями конкурса. Порядок и условия продления указанного договора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"14. Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений с управляющей компанией, отобранной по конкурсу, заключается на срок не более 15 лет. Конкретный срок заключения указанного договора определяется условиями конкурса. Порядок и условия продления указанного договора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вы также можете увеличить цену договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ. Это можно сделать по соглашению сторон, но нужно учитывать следующее ограничение: если вы заключали договор по результатам конкурентной закупки, нельзя менять условия, которые повлияли на формирование участниками закупки своих предложений и на определение победителя. Например, нельзя увеличить цену договора с победителем аукциона без пропорционального увеличения объема работ либо продлить сроки выполнения работ с победителем конкурса, в котором данный срок являлся одним из критериев оценки заявок и повлиял на выбор победителя. Верховный Суд РФ с учетом п. 8 ст. 448 ГК РФ считает, что такие изменения не допускаются, так как нивелируют условия проведенных торгов и нарушают принципы проведения закупок (п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018).
(КонсультантПлюс, 2025)Вы также можете увеличить цену договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ. Это можно сделать по соглашению сторон, но нужно учитывать следующее ограничение: если вы заключали договор по результатам конкурентной закупки, нельзя менять условия, которые повлияли на формирование участниками закупки своих предложений и на определение победителя. Например, нельзя увеличить цену договора с победителем аукциона без пропорционального увеличения объема работ либо продлить сроки выполнения работ с победителем конкурса, в котором данный срок являлся одним из критериев оценки заявок и повлиял на выбор победителя. Верховный Суд РФ с учетом п. 8 ст. 448 ГК РФ считает, что такие изменения не допускаются, так как нивелируют условия проведенных торгов и нарушают принципы проведения закупок (п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018).
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- предусмотреть обязанность работодателя заключить с лицом, избранным по конкурсу, трудовой договор (продлить ранее заключенный трудовой договор при избрании по конкурсу на замещение той же должности), срок которого должен быть не менее срока избрания.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- предусмотреть обязанность работодателя заключить с лицом, избранным по конкурсу, трудовой договор (продлить ранее заключенный трудовой договор при избрании по конкурсу на замещение той же должности), срок которого должен быть не менее срока избрания.
Готовое решение: Как оформить продление срочного трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)Оформите продление срочного трудового договора с пенсионером в обычном порядке, если возможность такого продления прямо предусмотрена законом. Например, если пенсионер избран по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу. С работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, обычно издают приказ. Общий срок трудового договора - не менее трех и не более пяти лет. Действие заключенного с таким работником срочного трудового договора продлевается также на срок не менее трех и не более пяти лет. Не рекомендуем оформлять продление срочного трудового договора в случаях, не урегулированных законом, поскольку это может повлечь для вас риски. Например, если срочный трудовой договор заключен на основании ч. 2 ст. 59 ТК РФ, то есть с пенсионером по возрасту по соглашению с ним. Такие выводы следуют из ч. 2 ст. 57, п. 2 ч. 1 ст. 58, ч. 2 ст. 59, ст. 72, ч. 1, 2, 8 ст. 332 ТК РФ, Письма Минтруда России от 27.04.2021 N 14-2/ООГ-3772.
(КонсультантПлюс, 2025)Оформите продление срочного трудового договора с пенсионером в обычном порядке, если возможность такого продления прямо предусмотрена законом. Например, если пенсионер избран по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу. С работником заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, обычно издают приказ. Общий срок трудового договора - не менее трех и не более пяти лет. Действие заключенного с таким работником срочного трудового договора продлевается также на срок не менее трех и не более пяти лет. Не рекомендуем оформлять продление срочного трудового договора в случаях, не урегулированных законом, поскольку это может повлечь для вас риски. Например, если срочный трудовой договор заключен на основании ч. 2 ст. 59 ТК РФ, то есть с пенсионером по возрасту по соглашению с ним. Такие выводы следуют из ч. 2 ст. 57, п. 2 ч. 1 ст. 58, ч. 2 ст. 59, ст. 72, ч. 1, 2, 8 ст. 332 ТК РФ, Письма Минтруда России от 27.04.2021 N 14-2/ООГ-3772.
Статья: Судебная экономическая экспертиза в делах о банкротстве
(Шаров А.А., Солощенко А.А., Яковлев А.С.)
("Закон", 2024, N 8)л) продление конкурсного производства (2 случая, экспертиза не назначена ни разу);
(Шаров А.А., Солощенко А.А., Яковлев А.С.)
("Закон", 2024, N 8)л) продление конкурсного производства (2 случая, экспертиза не назначена ни разу);
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Президент России неоднократно подчеркивал, что местное самоуправление - самый близкий к людям уровень публичной власти, играющий огромную роль в укреплении гражданского общества, в решении повседневных проблем. От его работы во многом зависит доверие к государству в целом, социальное благополучие граждан, их уверенность в успешном развитии всей страны. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г. также признается значение местного самоуправления: "У местного уровня власти особая роль и ответственность. Именно сюда идут люди и граждане со своими повседневными нуждами" <1>. Отмечая роль муниципального уровня власти в повышении качества жизни граждан, Президент объявил о продлении до 2030 г. всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Президент России неоднократно подчеркивал, что местное самоуправление - самый близкий к людям уровень публичной власти, играющий огромную роль в укреплении гражданского общества, в решении повседневных проблем. От его работы во многом зависит доверие к государству в целом, социальное благополучие граждан, их уверенность в успешном развитии всей страны. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 февраля 2024 г. также признается значение местного самоуправления: "У местного уровня власти особая роль и ответственность. Именно сюда идут люди и граждане со своими повседневными нуждами" <1>. Отмечая роль муниципального уровня власти в повышении качества жизни граждан, Президент объявил о продлении до 2030 г. всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях.
Статья: О концепции управления делом в процессуальном праве (на примере дел о банкротстве)
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)В случае же, например, рассмотрения вопроса о продлении процедуры конкурсного производства (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве) суд может ограничиться лишь вынесением соответствующего определения (без принятия заявления к производству), поскольку какой-либо спор относительно того, продлевать процедуру или нет, едва ли возможен (процедура может быть завершена только тогда, когда выполнены все осуществляемые в ходе нее мероприятия).
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 5)В случае же, например, рассмотрения вопроса о продлении процедуры конкурсного производства (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве) суд может ограничиться лишь вынесением соответствующего определения (без принятия заявления к производству), поскольку какой-либо спор относительно того, продлевать процедуру или нет, едва ли возможен (процедура может быть завершена только тогда, когда выполнены все осуществляемые в ходе нее мероприятия).
Статья: Споры с участием арбитражного управляющего в контексте применения п. 2 ч. 1 ст. 143 АПК РФ
(Громов Д.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)Абзац 7 п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" ориентирует суды на то, что неоднократное продление срока конкурсного производства является экстраординарным. Исходя из этого, продление конкурсного производства возможно только в исключительных случаях. В частности, к таким случаям может быть отнесена необходимость реализации имущества должника, проведения расчетов с кредиторами. Также к основаниям такого экстраординарного продления относится случай, когда не завершено рассмотрение заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
(Громов Д.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 7)Абзац 7 п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" ориентирует суды на то, что неоднократное продление срока конкурсного производства является экстраординарным. Исходя из этого, продление конкурсного производства возможно только в исключительных случаях. В частности, к таким случаям может быть отнесена необходимость реализации имущества должника, проведения расчетов с кредиторами. Также к основаниям такого экстраординарного продления относится случай, когда не завершено рассмотрение заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Статья: Пленум Верховного Суда инициировал принятие поправок к Закону о банкротстве
(Ларина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 1)1. Дела о банкротстве состоят из большого количества обособленных споров, самые многочисленные из которых - рассмотрение требований о включении в реестр и продление процедуры конкурсного производства. При этом большая часть требований включается без возражений арбитражного управляющего и кредиторов или заявляются несущественные возражения, "по долгу службы", а не по реальным основаниям. Поправки предусматривают рассмотрение требования судом единолично, судебные заседания назначаются только в случае поступления возражений. Это снизит нагрузку на суды и арбитражных управляющих при рассмотрении обоснованных или незначительных требований.
(Ларина А.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 1)1. Дела о банкротстве состоят из большого количества обособленных споров, самые многочисленные из которых - рассмотрение требований о включении в реестр и продление процедуры конкурсного производства. При этом большая часть требований включается без возражений арбитражного управляющего и кредиторов или заявляются несущественные возражения, "по долгу службы", а не по реальным основаниям. Поправки предусматривают рассмотрение требования судом единолично, судебные заседания назначаются только в случае поступления возражений. Это снизит нагрузку на суды и арбитражных управляющих при рассмотрении обоснованных или незначительных требований.