Продажа табака в общепите
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа табака в общепите (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Угрозы национальной безопасности, возникающие в современных миграционных процессах, и механизм административно-правового обеспечения противодействия им
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Субъекты Российской Федерации имеют право не выдавать патенты вообще, либо снизить их объем, либо ограничить их по отдельным видам социально-экономической деятельности. К настоящему моменту около десятка субъектов РФ ввели запреты на труд мигрантов в различных сферах. Как правило, это общественный транспорт, общепит, розничная торговля алкоголем, табаком и продуктами.
(Лебедева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Субъекты Российской Федерации имеют право не выдавать патенты вообще, либо снизить их объем, либо ограничить их по отдельным видам социально-экономической деятельности. К настоящему моменту около десятка субъектов РФ ввели запреты на труд мигрантов в различных сферах. Как правило, это общественный транспорт, общепит, розничная торговля алкоголем, табаком и продуктами.
Вопрос: Какие требования и ограничения установлены для розничной продажи табачных изделий или никотинсодержащей продукции?
(Консультация эксперта, 2025)Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается продавцом самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий. При этом максимальная розничная цена подлежит нанесению на каждую пачку табачных изделий (п. п. 2, 4 ст. 187.1 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается продавцом самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий. При этом максимальная розничная цена подлежит нанесению на каждую пачку табачных изделий (п. п. 2, 4 ст. 187.1 НК РФ).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")IV. Деятельность по производству пищевых продуктов, предоставлению услуг общественного питания и торговле пищевыми продуктами
(ред. от 06.10.2025)
"О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)"
(вместе с "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)")IV. Деятельность по производству пищевых продуктов, предоставлению услуг общественного питания и торговле пищевыми продуктами
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О качестве и безопасности пищевых продуктов"2. Положения статей 2 - 8, статьи 9 (за исключением абзаца второго пункта 2), статьи 12 (за исключением положений, касающихся оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания), статьи 13, статьи 16, пунктов 1, 2, 5 - 8 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18, пунктов 1 - 3 и 5 статьи 19, пунктов 1 и 4 статьи 20, статей 21 - 28 настоящего Федерального закона распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия. Положения статьи 10 настоящего Федерального закона распространяются также на косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта.
(ред. от 07.06.2025)
"О качестве и безопасности пищевых продуктов"2. Положения статей 2 - 8, статьи 9 (за исключением абзаца второго пункта 2), статьи 12 (за исключением положений, касающихся оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания), статьи 13, статьи 16, пунктов 1, 2, 5 - 8 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 18, пунктов 1 - 3 и 5 статьи 19, пунктов 1 и 4 статьи 20, статей 21 - 28 настоящего Федерального закона распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия. Положения статьи 10 настоящего Федерального закона распространяются также на косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта.
Вопрос: О максимальной розничной цене на сигареты и папиросы в целях исчисления акцизов.
(Письмо Минфина России от 22.05.2023 N 03-13-07/46742)В соответствии с пунктом 2 статьи 187.1 Кодекса максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем, импортером) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
(Письмо Минфина России от 22.05.2023 N 03-13-07/46742)В соответствии с пунктом 2 статьи 187.1 Кодекса максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем, импортером) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Вопрос: О розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в сезонном зале (зоне) обслуживания посетителей и требованиях к его размещению и обустройству.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 27-05-09/69167)В связи с указанным обращением о требованиях к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, в которых может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков с учетом позиции Минстроя России сообщает.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 27-05-09/69167)В связи с указанным обращением о требованиях к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, в которых может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков с учетом позиции Минстроя России сообщает.
Вопрос: Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции в отдельных населенных пунктах, а также времени розничной продажи алкогольной продукции.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 27-05-07/98685)В связи с указанным письмом об установлении субъектами Российской Федерации дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции в отдельных городских округах, муниципальных районах Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков в пределах компетенции сообщает.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 27-05-07/98685)В связи с указанным письмом об установлении субъектами Российской Федерации дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции в отдельных городских округах, муниципальных районах Департамент таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков в пределах компетенции сообщает.
Вопрос: О требованиях к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
(Письмо Минфина России от 15.07.2024 N 27-05-09/65744)В связи с обращением от 13.06.2024 о требованиях к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, в которых может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, Департамент таможенной политики и регулировании алкогольного и табачного рынков с учетом позиции Минстроя России сообщает.
(Письмо Минфина России от 15.07.2024 N 27-05-09/65744)В связи с обращением от 13.06.2024 о требованиях к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, в которых может осуществляться розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, Департамент таможенной политики и регулировании алкогольного и табачного рынков с учетом позиции Минстроя России сообщает.
Вопрос: Об освобождении от НДС при реализации дополнительных услуг предприятием общественного питания.
(Письмо Минфина России от 08.04.2025 N 03-07-07/34718)В ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров, реализуемых в ресторане, входит следующий ассортимент: оригинальные, изысканные, заказные и фирменные блюда, десерты и напитки собственного производства, блюда национальных (этнических) кухонь с учетом концепции и специализации предприятия, широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков. Сопутствующие товары: табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция (Межгосударственный стандарт ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", п. 5.15 таблицы 2).
(Письмо Минфина России от 08.04.2025 N 03-07-07/34718)В ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров, реализуемых в ресторане, входит следующий ассортимент: оригинальные, изысканные, заказные и фирменные блюда, десерты и напитки собственного производства, блюда национальных (этнических) кухонь с учетом концепции и специализации предприятия, широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков. Сопутствующие товары: табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция (Межгосударственный стандарт ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", п. 5.15 таблицы 2).
Статья: К вопросу об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Между тем более 70% всех заявлений, поступающих в органы внутренних дел от жителей города Омска, - это жалобы на нарушение покоя именно от поведения несознательных соседей. Поводом для разбирательства чаще всего становятся громкий топот по утрам в вышерасположенных квартирах, хлопанье дверями, затянувшееся до поздней ночи веселье с танцами, громкой музыкой, табачным дымом и т.п. нарушениями покоя и тишины. Беспокоят граждан также работа увеселительных заведений, ночные погрузочно-разгрузочные работы предприятий торговли и общественного питания, слишком ранний вывоз бытовых отходов и другого мусора с площадок, близко расположенных к жилым домам. Отдельные ночные заведения полиция посещает постоянно и, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, вынуждена привлекать "веселых" граждан к административной ответственности, но по иным составам административных правонарушений, например за мелкое хулиганство, если такие граждане сквернословят в общественном месте, распивают спиртные напитки в неположенном месте и т.д. Заключенный договор снимает многие проблемы процессуального свойства и позволяет подвергнуть нарушителей тишины и покоя административному штрафу в размере пять тысяч рублей для физического лица и 50 тысяч рублей для юридического лица. По данным омских властей, с июля 2019 г. было возбуждено 398 дел по ч. 1 ст. 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях <19> за нарушение регионального законодательства о тишине и покое граждан. За этот период времени Административной комиссией вынесено 16 постановлений о применении к виновным лицам административного наказания в виде штрафа. Это, конечно же, скромный результат, но и он позволил несколько оздоровить обстановку в жилых домах.
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Между тем более 70% всех заявлений, поступающих в органы внутренних дел от жителей города Омска, - это жалобы на нарушение покоя именно от поведения несознательных соседей. Поводом для разбирательства чаще всего становятся громкий топот по утрам в вышерасположенных квартирах, хлопанье дверями, затянувшееся до поздней ночи веселье с танцами, громкой музыкой, табачным дымом и т.п. нарушениями покоя и тишины. Беспокоят граждан также работа увеселительных заведений, ночные погрузочно-разгрузочные работы предприятий торговли и общественного питания, слишком ранний вывоз бытовых отходов и другого мусора с площадок, близко расположенных к жилым домам. Отдельные ночные заведения полиция посещает постоянно и, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, вынуждена привлекать "веселых" граждан к административной ответственности, но по иным составам административных правонарушений, например за мелкое хулиганство, если такие граждане сквернословят в общественном месте, распивают спиртные напитки в неположенном месте и т.д. Заключенный договор снимает многие проблемы процессуального свойства и позволяет подвергнуть нарушителей тишины и покоя административному штрафу в размере пять тысяч рублей для физического лица и 50 тысяч рублей для юридического лица. По данным омских властей, с июля 2019 г. было возбуждено 398 дел по ч. 1 ст. 48 Кодекса Омской области об административных правонарушениях <19> за нарушение регионального законодательства о тишине и покое граждан. За этот период времени Административной комиссией вынесено 16 постановлений о применении к виновным лицам административного наказания в виде штрафа. Это, конечно же, скромный результат, но и он позволил несколько оздоровить обстановку в жилых домах.
Статья: Оптовая и розничная торговля
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок определения таких мест предусмотрен Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2220. Перечень ограничений в отношении розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлен в ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок определения таких мест предусмотрен Правилами определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 N 2220. Перечень ограничений в отношении розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлен в ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Вопрос: По договору поставки на условиях полной предоплаты юридическое лицо обязалось поставить ИП партию сигарет. Поставщик нарушил срок поставки. Правомерно ли требование поставщика увеличить цену по договору в связи с тем, что на момент поставки увеличилась максимальная розничная цена сигарет?
(Консультация эксперта, УФНС России по Московской обл., 2025)Обоснование: Пунктом 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ определено, что максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем, импортером) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
(Консультация эксперта, УФНС России по Московской обл., 2025)Обоснование: Пунктом 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ определено, что максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем, импортером) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Вопрос: Об указании в уведомлении максимальных розничных цен на табачные изделия, производимые в РФ, в целях уплаты акцизов.
(Письмо Минфина России от 13.02.2025 N 03-13-12/13259)В соответствии со статьей 187.1 Кодекса МРЦ представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком-производителем самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
(Письмо Минфина России от 13.02.2025 N 03-13-12/13259)В соответствии со статьей 187.1 Кодекса МРЦ представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком-производителем самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Вопрос: О применении комбинированных ставок акцизов на табачную продукцию с учетом максимальных розничных цен.
(Письмо Минфина России от 19.06.2024 N 03-13-11/56876)Пунктом 2 указанной статьи установлено, что максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем, импортером) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
(Письмо Минфина России от 19.06.2024 N 03-13-11/56876)Пунктом 2 указанной статьи установлено, что максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем, импортером) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.