Продажа имущества при добровольной ликвидации
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа имущества при добровольной ликвидации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Продажа имущества при ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения торгов по продаже имущества добровольно ликвидированного ООО может быть признан соблюденным несмотря на отсутствие соответствующего извещения на сайте www.torgi.gov.ru, если торги не являлись публичными
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения торгов по продаже имущества добровольно ликвидированного ООО может быть признан соблюденным несмотря на отсутствие соответствующего извещения на сайте www.torgi.gov.ru, если торги не являлись публичными
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 N 08АП-15303/2022 по делу N А70-15104/2019
Требование: Об отмене определения об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.По мнению суда первой инстанции, с которым соглашается апелляционный суд, наличие корпоративного конфликта между членами кооператива не позволило кооперативу завершить добровольную ликвидацию или продолжить его хозяйственную деятельность, что и привело к возникновению задолженности перед кредиторами и, соответственно, возбуждению дела о банкротстве и необходимости продажи имущества СПК "Каскаринский".
Требование: Об отмене определения об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.По мнению суда первой инстанции, с которым соглашается апелляционный суд, наличие корпоративного конфликта между членами кооператива не позволило кооперативу завершить добровольную ликвидацию или продолжить его хозяйственную деятельность, что и привело к возникновению задолженности перед кредиторами и, соответственно, возбуждению дела о банкротстве и необходимости продажи имущества СПК "Каскаринский".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести аукцион по правилам Гражданского кодекса РФ
(КонсультантПлюс, 2025)продается имущество стоимостью больше 100 тыс. руб. при добровольной ликвидации юрлица (кроме учреждения), чтобы погасить долги (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)продается имущество стоимостью больше 100 тыс. руб. при добровольной ликвидации юрлица (кроме учреждения), чтобы погасить долги (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
Статья: Препарирование института субсидиарной ответственности при административной ликвидации должника
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)В гражданском обороте принято, что фактическое прекращение деятельности юридического лица юридически сопровождается процедурой добровольной ликвидации. И здесь уместно отметить, что если бы было принято решение о добровольной ликвидации, то ликвидатору необходимо было бы составлять ликвидационный баланс, производить расчеты с кредиторами, продав имущество должника, а при его недостаточности - обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. Как отмечает Д.И. Мейер, ликвидация предполагает собой совершение ряда действий, включающих уплату долгов <44>.
(Соболев С.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 6)В гражданском обороте принято, что фактическое прекращение деятельности юридического лица юридически сопровождается процедурой добровольной ликвидации. И здесь уместно отметить, что если бы было принято решение о добровольной ликвидации, то ликвидатору необходимо было бы составлять ликвидационный баланс, производить расчеты с кредиторами, продав имущество должника, а при его недостаточности - обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве. Как отмечает Д.И. Мейер, ликвидация предполагает собой совершение ряда действий, включающих уплату долгов <44>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Более того, в рамках настоящего спора участвующие в деле лица не оспаривали то обстоятельство, что должник при реализации имущества предъявил к уплате покупателям соответствующую сумму НДС дополнительно к цене сделки, а покупатели перечислили должнику как цену сделки, так и сумму НДС.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Более того, в рамках настоящего спора участвующие в деле лица не оспаривали то обстоятельство, что должник при реализации имущества предъявил к уплате покупателям соответствующую сумму НДС дополнительно к цене сделки, а покупатели перечислили должнику как цену сделки, так и сумму НДС.
"Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(утв. Минсельхозом России)53. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" при формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях необходимо утвердить порядок проведения инвентаризации ее активов и обязательств, которые согласно пункту 3 статьи 11 нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" должен определяться экономическим субъектом в отношении случаев, сроков и собственно порядка ее проведения (за исключением обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами). Имея в виду, что до утверждения указанных стандартов применяются ранее действовавшие нормативные акты, то при определении порядка проведения инвентаризации в сельскохозяйственных организациях следует руководствоваться, наряду с упомянутым Федеральным законом, ПБУ 1/2008 и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, также соответствующими рекомендациями Минсельхоза России, в том числе ранее упомянутыми Методическими рекомендациями по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях (пункт 2.7). Исходя из содержащихся в этих нормативных актах требований в составе учетной политики сельскохозяйственной организации разрабатывается и утверждается специальное положение об инвентаризации активов и обязательств, в котором предусматриваются случаи обязательного и планового проведения инвентаризации, общие и конкретные правила ее проведения применительно к отдельным видам активов и обязательств (см. приложение 8 к Методическим рекомендациям по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях). Отсюда, в частности, следует, что проведение инвентаризации является обязательным в ранее установленных случаях (при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организаций; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Что касается случаев и сроков добровольного проведения инвентаризации активов и обязательств в сельскохозяйственных организациях, то таковыми являются: смена руководителя коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) ответственности, выбытие из этого коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких его членов; ежемесячная внезапная ревизия кассы; ежемесячная инвентаризация остатков незавершенного производства, сырья и вспомогательных материалов, товаров в розничной торговле и общественном питании на последние числа каждого месяца; ежеквартальная инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами на последнее число последнего месяца каждого квартала (в зависимости от объемов работ, размеров, специализации и других особенностей финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций ими самостоятельно определяются периодичность инвентаризаций в отчетном году и перечень проверяемых активов и обязательств, а также состав инвентаризационных комиссий, порядок проведения и оформления результатов инвентаризации).
(утв. Минсельхозом России)53. В соответствии с пунктом 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" при формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях необходимо утвердить порядок проведения инвентаризации ее активов и обязательств, которые согласно пункту 3 статьи 11 нового Федерального закона "О бухгалтерском учете" должен определяться экономическим субъектом в отношении случаев, сроков и собственно порядка ее проведения (за исключением обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливаются законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами). Имея в виду, что до утверждения указанных стандартов применяются ранее действовавшие нормативные акты, то при определении порядка проведения инвентаризации в сельскохозяйственных организациях следует руководствоваться, наряду с упомянутым Федеральным законом, ПБУ 1/2008 и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, также соответствующими рекомендациями Минсельхоза России, в том числе ранее упомянутыми Методическими рекомендациями по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях (пункт 2.7). Исходя из содержащихся в этих нормативных актах требований в составе учетной политики сельскохозяйственной организации разрабатывается и утверждается специальное положение об инвентаризации активов и обязательств, в котором предусматриваются случаи обязательного и планового проведения инвентаризации, общие и конкретные правила ее проведения применительно к отдельным видам активов и обязательств (см. приложение 8 к Методическим рекомендациям по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях). Отсюда, в частности, следует, что проведение инвентаризации является обязательным в ранее установленных случаях (при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации организаций; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Что касается случаев и сроков добровольного проведения инвентаризации активов и обязательств в сельскохозяйственных организациях, то таковыми являются: смена руководителя коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) ответственности, выбытие из этого коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких его членов; ежемесячная внезапная ревизия кассы; ежемесячная инвентаризация остатков незавершенного производства, сырья и вспомогательных материалов, товаров в розничной торговле и общественном питании на последние числа каждого месяца; ежеквартальная инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами на последнее число последнего месяца каждого квартала (в зависимости от объемов работ, размеров, специализации и других особенностей финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций ими самостоятельно определяются периодичность инвентаризаций в отчетном году и перечень проверяемых активов и обязательств, а также состав инвентаризационных комиссий, порядок проведения и оформления результатов инвентаризации).
Статья: Суд пришел к выводу о доказанности факта использования средств дольщиков не по целевому назначению
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 31)Общество обратилось с заявлением о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, пеням и штрафам, указанной в справке о состоянии расчетов. Суд удовлетворил требование организации, поскольку истек срок ее взыскания как во внесудебном, так и в судебном порядке. Инспекцией не представлено доказательств предъявления ликвидатору требования о включении задолженности в реестр требований кредиторов. Решения налогового органа об обращении взыскания на денежные средства и имущество не реализованы, фактически взыскание по ним не произведено; истекли сроки для обращения в суд (предельные два года с даты истечения срока для добровольного исполнения по требованиям). Процедура добровольной ликвидации заявителя отменена по решению участника 25.05.2021, однако в суд инспекция обратилась только 11.07.2022. Отказывая налоговому органу в ходатайстве о восстановлении срока, суд указал, что ликвидация налогоплательщика не препятствовала инспекции в установленные законом сроки обратиться за взысканием в судебном порядке, чего сделано не было. С момента отмены решения о ликвидации (май 2021 г.) до дня подачи встречного искового заявления прошло более года, и уважительных причин для столь длительного непринятия мер к взысканию задолженности налоговым органом не приведено.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 31)Общество обратилось с заявлением о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, пеням и штрафам, указанной в справке о состоянии расчетов. Суд удовлетворил требование организации, поскольку истек срок ее взыскания как во внесудебном, так и в судебном порядке. Инспекцией не представлено доказательств предъявления ликвидатору требования о включении задолженности в реестр требований кредиторов. Решения налогового органа об обращении взыскания на денежные средства и имущество не реализованы, фактически взыскание по ним не произведено; истекли сроки для обращения в суд (предельные два года с даты истечения срока для добровольного исполнения по требованиям). Процедура добровольной ликвидации заявителя отменена по решению участника 25.05.2021, однако в суд инспекция обратилась только 11.07.2022. Отказывая налоговому органу в ходатайстве о восстановлении срока, суд указал, что ликвидация налогоплательщика не препятствовала инспекции в установленные законом сроки обратиться за взысканием в судебном порядке, чего сделано не было. С момента отмены решения о ликвидации (май 2021 г.) до дня подачи встречного искового заявления прошло более года, и уважительных причин для столь длительного непринятия мер к взысканию задолженности налоговым органом не приведено.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В Законе о банкротстве необходимо специально предусмотреть возможность заключения мирового соглашения в рамках конкурсного производства и в рамках реализации имущества гражданина как альтернативы указанным процедурам, имеющей цель продажи бизнеса и распределения полученных средств между кредиторами на условиях соглашения должника и кредиторов.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В Законе о банкротстве необходимо специально предусмотреть возможность заключения мирового соглашения в рамках конкурсного производства и в рамках реализации имущества гражданина как альтернативы указанным процедурам, имеющей цель продажи бизнеса и распределения полученных средств между кредиторами на условиях соглашения должника и кредиторов.
Вопрос: Какие существуют ограничения в деятельности организации в период между составлением промежуточного и ликвидационного балансов при добровольной ликвидации?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Для реализации процедуры добровольной ликвидации деятельность организации в период между составлением промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не должна привести к недостаточности имущества для погашения обязательств перед кредиторами, к признакам банкротства. В указанный период организация должна совершать действия, направленные на окончание деятельности, осуществление расчетов с кредиторами.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Для реализации процедуры добровольной ликвидации деятельность организации в период между составлением промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не должна привести к недостаточности имущества для погашения обязательств перед кредиторами, к признакам банкротства. В указанный период организация должна совершать действия, направленные на окончание деятельности, осуществление расчетов с кредиторами.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)4. Пункт 4 ст. 57 Закона об ООО предусматривает требование к субъектному составу ликвидационной комиссии на тот случай, если участником ликвидируемого общества (причем размер доли в этом случае не имеет значения) является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В такой ситуации в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)4. Пункт 4 ст. 57 Закона об ООО предусматривает требование к субъектному составу ликвидационной комиссии на тот случай, если участником ликвидируемого общества (причем размер доли в этом случае не имеет значения) является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В такой ситуации в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.