Продажа имущества казенного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа имущества казенного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 236 "Отказ от права собственности" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 299 "Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления" ГК РФ"Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 235, статьи 236 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ основанием для прекращения права оперативного управления является как отказ учреждения и казенного предприятия от права оперативного управления, так и отчуждение имущества (продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного) учреждений и казенных предприятий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Начальная (минимальная) цена договора определяется организатором конкурса или аукциона и указывается в извещении о проведении конкурса (аукциона). При необходимости указывается начальная (минимальная) цена за единицу площади имущества (п. 9, пп. 4 п. 34, пп. 4 п. 88 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23). В случае проведения аукциона по продаже имущества федерального казенного предприятия, полагаем, с учетом п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 начальная цена будет определяться на основании отчета об оценке имущества. При этом цену в отчете по общему правилу можно использовать для этих целей в течение шести месяцев с даты его составления в силу ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 12 Закона об оценочной деятельности. С информацией о проведении оценки подробнее можно ознакомиться в разд. 1 настоящего материала.
(КонсультантПлюс, 2025)Начальная (минимальная) цена договора определяется организатором конкурса или аукциона и указывается в извещении о проведении конкурса (аукциона). При необходимости указывается начальная (минимальная) цена за единицу площади имущества (п. 9, пп. 4 п. 34, пп. 4 п. 88 Порядка, утвержденного Приказом ФАС России от 21.03.2023 N 147/23). В случае проведения аукциона по продаже имущества федерального казенного предприятия, полагаем, с учетом п. 2(1) Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 начальная цена будет определяться на основании отчета об оценке имущества. При этом цену в отчете по общему правилу можно использовать для этих целей в течение шести месяцев с даты его составления в силу ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 12 Закона об оценочной деятельности. С информацией о проведении оценки подробнее можно ознакомиться в разд. 1 настоящего материала.
Готовое решение: Как распоряжаться недвижимостью, закрепленной на праве оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество продается, как правило, на торгах. Федеральные казенные предприятия обязательно продают имущество на торгах. Остальным казенным предприятиям и учреждениям, если нет нормативного акта соответствующего уровня, ФАС России рекомендовала поступать так же.
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество продается, как правило, на торгах. Федеральные казенные предприятия обязательно продают имущество на торгах. Остальным казенным предприятиям и учреждениям, если нет нормативного акта соответствующего уровня, ФАС России рекомендовала поступать так же.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 24.04.2025 N 17-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Таким образом, данные правоотношения регламентируются общими нормами, предусматривающими, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника; казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (абзац первый пункта 2 статьи 295 и абзац первый пункта 1 статьи 297 ГК Российской Федерации; пункт 2 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В таком порядке при должных гарантиях права собственности публично-правового образования унитарным предприятием реализуется конституционное право на свободу осуществления предпринимательской деятельности. Унитарное предприятие при этом может выступать инициатором отчуждения имущества исходя из своей стратегии ведения предпринимательской деятельности, чем обеспечивается, в частности, эффективность использования государственного (муниципального) имущества.
"По делу о проверке конституционности подпункта 9 пункта 2 статьи 3, пункта 4 статьи 5, подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с жалобой гражданки В.П. Балябиной"Таким образом, данные правоотношения регламентируются общими нормами, предусматривающими, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника; казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (абзац первый пункта 2 статьи 295 и абзац первый пункта 1 статьи 297 ГК Российской Федерации; пункт 2 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В таком порядке при должных гарантиях права собственности публично-правового образования унитарным предприятием реализуется конституционное право на свободу осуществления предпринимательской деятельности. Унитарное предприятие при этом может выступать инициатором отчуждения имущества исходя из своей стратегии ведения предпринимательской деятельности, чем обеспечивается, в частности, эффективность использования государственного (муниципального) имущества.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от граждан по искам государственных органов и органов местного самоуправления"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)В п. 7 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что, предъявляя иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, собственник имущества обращается не только в защиту права собственности, но и в защиту права хозяйственного ведения или оперативного управления.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015)В п. 7 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 разъяснено, что, предъявляя иск об истребовании из чужого незаконного владения имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием или учреждением, собственник имущества обращается не только в защиту права собственности, но и в защиту права хозяйственного ведения или оперативного управления.
Вопрос: О зачислении и использовании средств от продажи недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)В соответствии с абзацем третьим части первой статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 Бюджетного кодекса, являются неналоговыми доходами федерального бюджета.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 02-07-08/5929)В соответствии с абзацем третьим части первой статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 Бюджетного кодекса, являются неналоговыми доходами федерального бюджета.
Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.
Относятся ли к налоговым доходам суммы, полученные при реализации имущества в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)В Письме отмечается, что средства от реализации имущества унитарного предприятия в ходе исполнительного производства являются доходом казенного предприятия и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Относятся ли к налоговым доходам суммы, полученные при реализации имущества в рамках исполнительного производства
(КонсультантПлюс, 2025)В Письме отмечается, что средства от реализации имущества унитарного предприятия в ходе исполнительного производства являются доходом казенного предприятия и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Готовое решение: Какая сделка унитарного предприятия считается крупной и как получить на нее согласие собственника
(КонсультантПлюс, 2025)Пример определения размера крупной сделки в случае, когда имущество отчуждается для казенного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Пример определения размера крупной сделки в случае, когда имущество отчуждается для казенного предприятия
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Истцом по негаторному иску может быть как собственник, владеющий индивидуально-определенной вещью, так и лицо, владеющее такой вещью по основанию, предусмотренному законом или договором, в том числе государственное или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, а также учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления; давностный владелец (п. 2 ст. 234 ГК РФ); покупатель, получивший владение недвижимостью на основании договора купли-продажи имущества до государственной регистрации права собственности на нее; арендатор <1> и т.д.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Истцом по негаторному иску может быть как собственник, владеющий индивидуально-определенной вещью, так и лицо, владеющее такой вещью по основанию, предусмотренному законом или договором, в том числе государственное или муниципальное унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, а также учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления; давностный владелец (п. 2 ст. 234 ГК РФ); покупатель, получивший владение недвижимостью на основании договора купли-продажи имущества до государственной регистрации права собственности на нее; арендатор <1> и т.д.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства";
Готовое решение: Как прекращается право оперативного управления
(КонсультантПлюс, 2025)Отчуждение имущества - это его продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного (ст. ст. 409, 454, 567, 572 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отчуждение имущества - это его продажа, мена, дарение или передача в качестве отступного (ст. ст. 409, 454, 567, 572 ГК РФ).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Возникает ли обязанность арендатора по внесению платежей по договору аренды новому собственнику с момента госрегистрации перехода права собственности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела, Управление Росимущества (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 24.03.2006 N 04/526 аренды здания продовольственного и промтоварного магазина N 18 (инв. N 40, лит. А) общей площадью 1376,1 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сертолово, микрорайон Черная речка, находящегося на балансе федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа", для использования под торговлю. Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 01.07.2006. В акте отмечено, что техническое состояние здания удовлетворительное.
Возникает ли обязанность арендатора по внесению платежей по договору аренды новому собственнику с момента госрегистрации перехода права собственности
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела, Управление Росимущества (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 24.03.2006 N 04/526 аренды здания продовольственного и промтоварного магазина N 18 (инв. N 40, лит. А) общей площадью 1376,1 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Сертолово, микрорайон Черная речка, находящегося на балансе федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа", для использования под торговлю. Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 01.07.2006. В акте отмечено, что техническое состояние здания удовлетворительное.
Статья: Доходы от объектов недвижимости в системе доходов публично-правовых образований
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
(Батяева А.Р.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)- доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Юридические лица - собственники принадлежащего им имущества могут заключать договоры купли-продажи в качестве как продавца, так и покупателя. Что касается юридических лиц, владеющих своим имуществом на основе других вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления), то их возможности продавать это имущество ограничены. Как следует из п. 2 ст. 295 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. Еще более ограничены права продавца для субъектов права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений. Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Юридические лица - собственники принадлежащего им имущества могут заключать договоры купли-продажи в качестве как продавца, так и покупателя. Что касается юридических лиц, владеющих своим имуществом на основе других вещных прав (хозяйственного ведения, оперативного управления), то их возможности продавать это имущество ограничены. Как следует из п. 2 ст. 295 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. Еще более ограничены права продавца для субъектов права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений. Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
Готовое решение: Что такое оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что доходы от продажи государственного и муниципального имущества, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений и имущества казенных предприятий и других объектов, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что доходы от продажи государственного и муниципального имущества, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений и имущества казенных предприятий и других объектов, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ).