Прочие полезные ископаемые
Подборка наиболее важных документов по запросу Прочие полезные ископаемые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод, что добытым полезным ископаемым для налогоплательщика является не строительный камень, а щебень, полученный в результате дальнейшей обработки строительного камня. Налогоплательщик возражал, указывая, что строительный камень является конечным продуктом разработки участка недр и первым полезным ископаемым, отвечающим требованиям национального стандарта, поэтому подлежит налогообложению именно он, а не получаемый в результате его дальнейшей обработки щебень. Суд признал правомерным доначисление НДПИ, отметив, что объектом налогообложения НДПИ является не собственно добываемое сырье, а продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту, в отношении которой окончен весь комплекс технологических операций по добыче без учета операций, относящихся к ее дальнейшей переработке. Как установил суд, часть строительного камня подвергалась фракционному измельчению с целью доведения сырья до стандарта качества щебня, что, согласно проектной документации, является операцией по его добыче. Процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены к видам добычных, а не обрабатывающих работ в соответствии с положениями ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности и раздела B "Добыча полезных ископаемых" подраздела 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденных Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Суд указал, что при наличии реализации строительного камня и щебня оценка стоимости полезных ископаемых для исчисления НДПИ производится в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого (камня и щебеня).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод, что добытым полезным ископаемым для налогоплательщика является не строительный камень, а щебень, полученный в результате дальнейшей обработки строительного камня. Налогоплательщик возражал, указывая, что строительный камень является конечным продуктом разработки участка недр и первым полезным ископаемым, отвечающим требованиям национального стандарта, поэтому подлежит налогообложению именно он, а не получаемый в результате его дальнейшей обработки щебень. Суд признал правомерным доначисление НДПИ, отметив, что объектом налогообложения НДПИ является не собственно добываемое сырье, а продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту, в отношении которой окончен весь комплекс технологических операций по добыче без учета операций, относящихся к ее дальнейшей переработке. Как установил суд, часть строительного камня подвергалась фракционному измельчению с целью доведения сырья до стандарта качества щебня, что, согласно проектной документации, является операцией по его добыче. Процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены к видам добычных, а не обрабатывающих работ в соответствии с положениями ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности и раздела B "Добыча полезных ископаемых" подраздела 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденных Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Суд указал, что при наличии реализации строительного камня и щебня оценка стоимости полезных ископаемых для исчисления НДПИ производится в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного ископаемого (камня и щебеня).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ"Таким образом, исходя из представленных доказательств, в момент размещения добытого полезного ископаемого на береговой линии, оно уже по всем показателям отвечает требованиям ГОСТ, то есть является готовой продукцией. Учитывая предусмотренный технологический процесс добычи полезных ископаемых у заявителя, который оканчивается в момент добычи полезного ископаемого, соответственно, затраты общества по погрузке, разгрузке, содержанию береговой площадке, взвешиванию на автомобильных весах, услуги по сортировке, прочие услуги образуют расходы, уменьшающие стоимость добытого полезного ископаемого согласно статье 340 НК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как платят налоги организации до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)182 1 07 01030 01 1000 110 - прочие полезные ископаемые.
(КонсультантПлюс, 2022)182 1 07 01030 01 1000 110 - прочие полезные ископаемые.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
Статья: Развитие законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами недропользования - проблемы теории и практики
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Данные государственной статистической отчетности убедительно подтверждают этот вывод. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, с 2016 по 2022 год количество отходов добычи полезных ископаемых увеличилось почти в два раза (с 4 723 843,8 тысячи тонн в 2016 году до 8 380 098,6 тысячи тонн в 2022 году). При этом из общего объема отходов добычи полезных ископаемых количество образовавшихся отходов при добыче угля возросло более чем в 1,6 раза (с 3 377 939,9 тысячи тонн в 2016 году до 5 681 069,0 тысячи тонн в 2022 году), количество отходов добычи сырой нефти и природного газа увеличилось более чем в 1,1 раза (с 7 750,7 тысячи тонн в 2016 году до 8 255,5 тысячи тонн в 2022 году), количество отходов добычи металлических руд возросло более чем в 2,5 раза (с 957 557,3 тысячи тонн в 2016 году до 2 403 794,8 тысячи тонн в 2022 году). В то же время количество отходов при добыче прочих полезных ископаемых уменьшилось в 1,3 раза (с 376 242,8 тысячи тонн в 2016 году до 281 740,2 тысячи тонн в 2022 году) <5>.
(Агафонов В.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)Данные государственной статистической отчетности убедительно подтверждают этот вывод. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, с 2016 по 2022 год количество отходов добычи полезных ископаемых увеличилось почти в два раза (с 4 723 843,8 тысячи тонн в 2016 году до 8 380 098,6 тысячи тонн в 2022 году). При этом из общего объема отходов добычи полезных ископаемых количество образовавшихся отходов при добыче угля возросло более чем в 1,6 раза (с 3 377 939,9 тысячи тонн в 2016 году до 5 681 069,0 тысячи тонн в 2022 году), количество отходов добычи сырой нефти и природного газа увеличилось более чем в 1,1 раза (с 7 750,7 тысячи тонн в 2016 году до 8 255,5 тысячи тонн в 2022 году), количество отходов добычи металлических руд возросло более чем в 2,5 раза (с 957 557,3 тысячи тонн в 2016 году до 2 403 794,8 тысячи тонн в 2022 году). В то же время количество отходов при добыче прочих полезных ископаемых уменьшилось в 1,3 раза (с 376 242,8 тысячи тонн в 2016 году до 281 740,2 тысячи тонн в 2022 году) <5>.
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Оценка налогового потенциала отдельных регионов дается по единой схеме и включает налоговые потенциалы по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество организаций, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, прочим налогам <22>.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Оценка налогового потенциала отдельных регионов дается по единой схеме и включает налоговые потенциалы по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество организаций, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, прочим налогам <22>.