Процессы внутренних бюджетных процедур
Подборка наиболее важных документов по запросу Процессы внутренних бюджетных процедур (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бюджетно-правовые нормы как элементы системы бюджетного права
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Вся бюджетная деятельность в рамках бюджетного процесса, по мнению специалистов, носит процедурно-процессуальный характер, природа которого является предметом активных научных дискуссий. До настоящего времени не сложился единый научный подход по вопросам соотношения, разграничения и содержания процесса и процедуры <19>. В частности, О.В. Болтинова определяет процедуру как "внутреннее содержание бюджетного процесса". Автор полагает, что процедура "предусматривает порядок применения процессуальных норм на каждой из стадий бюджетного процесса" <20>.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Вся бюджетная деятельность в рамках бюджетного процесса, по мнению специалистов, носит процедурно-процессуальный характер, природа которого является предметом активных научных дискуссий. До настоящего времени не сложился единый научный подход по вопросам соотношения, разграничения и содержания процесса и процедуры <19>. В частности, О.В. Болтинова определяет процедуру как "внутреннее содержание бюджетного процесса". Автор полагает, что процедура "предусматривает порядок применения процессуальных норм на каждой из стадий бюджетного процесса" <20>.
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Аналогичная ситуация обстоит и с определением предмета ВФК, к сожалению, не во всех актах он определен. Предметом ВФК являются бюджетные процедуры и составляющие их процессы, операции и действия должностных лиц. Единицы ГАБС детально указывают, какие именно внутренние бюджетные процедуры составляют предмет ВФК. Представляется, что четкое определение предмета ВФК непосредственно связано с качеством и результатов осуществления такого контроля, поскольку в таком случае участники бюджетного процесса целенаправленно выполняют свои должностные обязанности, осознавая, какой результат должен быть получен.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Аналогичная ситуация обстоит и с определением предмета ВФК, к сожалению, не во всех актах он определен. Предметом ВФК являются бюджетные процедуры и составляющие их процессы, операции и действия должностных лиц. Единицы ГАБС детально указывают, какие именно внутренние бюджетные процедуры составляют предмет ВФК. Представляется, что четкое определение предмета ВФК непосредственно связано с качеством и результатов осуществления такого контроля, поскольку в таком случае участники бюджетного процесса целенаправленно выполняют свои должностные обязанности, осознавая, какой результат должен быть получен.
Нормативные акты
Распоряжение РАН от 11.07.2019 N 10115-746
(ред. от 30.11.2023)
"Об организации в РАН работы по осуществлению внутреннего финансового контроля"
(вместе с "Порядком осуществления внутреннего финансового контроля в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российская академия наук")2. В графе 2 Перечня указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры как совокупности взаимосвязанных (последовательных) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры), направленных на достижение результата выполнения внутренней бюджетной процедуры (далее - процесс),
(ред. от 30.11.2023)
"Об организации в РАН работы по осуществлению внутреннего финансового контроля"
(вместе с "Порядком осуществления внутреннего финансового контроля в федеральном государственном бюджетном учреждении "Российская академия наук")2. В графе 2 Перечня указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры как совокупности взаимосвязанных (последовательных) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры), направленных на достижение результата выполнения внутренней бюджетной процедуры (далее - процесс),
Приказ ФАДН России от 23.06.2020 N 79
"Об утверждении документов по осуществлению внутреннего финансового контроля в Федеральном агентстве по делам национальностей"8.2. В графе 2 карты указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры.
"Об утверждении документов по осуществлению внутреннего финансового контроля в Федеральном агентстве по делам национальностей"8.2. В графе 2 карты указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как подчеркивают В.В. Баев и Е.А. Баева, "...развитие системы внутреннего финансового контроля идет по пути ее трансформации в систему управления бюджетными рисками, способную отслеживать и оперативно корректировать внутренние бюджетные процедуры и факторы, влияющие на них, тем самым повышая эффективность всей системы контроля" [18, с. 22].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как подчеркивают В.В. Баев и Е.А. Баева, "...развитие системы внутреннего финансового контроля идет по пути ее трансформации в систему управления бюджетными рисками, способную отслеживать и оперативно корректировать внутренние бюджетные процедуры и факторы, влияющие на них, тем самым повышая эффективность всей системы контроля" [18, с. 22].
Статья: Категория "суверенитет" в практике российского конституционного правосудия
(Тарибо Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Если от проблем государствоведческих обратиться к отраслевым проблемам, то можно отметить, что период становления правовой системы на основе Конституции РФ 1993 г. <7> - это еще и время поиска ответов на вопросы или, лучше сказать, на вызовы, вытекающие из отношений государства и бизнеса, особенно в такой непростой сфере, как налогообложение, где противоречие интересов и устремлений сторон проявилось особенно остро. Многое Конституционный Суд РФ сделал для формирования правовых основ налоговой системы России и, по сути, выступил ее соавтором, формулируя важные позиции для защиты прав налогоплательщиков. Вместе с тем противоречия государства и бизнеса в налоговой сфере в ряде случаев обнажили разное понимание того, что такое вообще налоги: насколько процедура их взимания должна быть жесткой, а ответственность за неуплату - суровой. Разность понимания данных вопросов не сводилась к юридической стороне дела. В действительности возникшие противоречия напрямую касались фискального суверенитета России, которая регулярно испытывала социально-экономический шок от невозможности погашать внешние и внутренние финансовые обязательства по причинам значительного бюджетного дефицита при том, что на этом фоне практиковались схемы налоговой оптимизации, ускорялись процессы вывода капитала за рубеж. Именно в этот период Конституционный Суд РФ уже в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П со ссылкой на фискальный суверенитет государства указал на то, что налог - это необходимое условие существования государства <8>, поэтому обязанность платить налоги является безусловной. Позднее в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу, связанному со сроками привлечения к ответственности за неуплату налогов, Конституционный Суд РФ настаивал на том, что налоговое законодательство должно регулировать суверенное право государства получить с налогоплательщика в полном объеме соответствующие суммы - недоимку, пени и штраф <9>.
(Тарибо Е.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Если от проблем государствоведческих обратиться к отраслевым проблемам, то можно отметить, что период становления правовой системы на основе Конституции РФ 1993 г. <7> - это еще и время поиска ответов на вопросы или, лучше сказать, на вызовы, вытекающие из отношений государства и бизнеса, особенно в такой непростой сфере, как налогообложение, где противоречие интересов и устремлений сторон проявилось особенно остро. Многое Конституционный Суд РФ сделал для формирования правовых основ налоговой системы России и, по сути, выступил ее соавтором, формулируя важные позиции для защиты прав налогоплательщиков. Вместе с тем противоречия государства и бизнеса в налоговой сфере в ряде случаев обнажили разное понимание того, что такое вообще налоги: насколько процедура их взимания должна быть жесткой, а ответственность за неуплату - суровой. Разность понимания данных вопросов не сводилась к юридической стороне дела. В действительности возникшие противоречия напрямую касались фискального суверенитета России, которая регулярно испытывала социально-экономический шок от невозможности погашать внешние и внутренние финансовые обязательства по причинам значительного бюджетного дефицита при том, что на этом фоне практиковались схемы налоговой оптимизации, ускорялись процессы вывода капитала за рубеж. Именно в этот период Конституционный Суд РФ уже в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П со ссылкой на фискальный суверенитет государства указал на то, что налог - это необходимое условие существования государства <8>, поэтому обязанность платить налоги является безусловной. Позднее в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу, связанному со сроками привлечения к ответственности за неуплату налогов, Конституционный Суд РФ настаивал на том, что налоговое законодательство должно регулировать суверенное право государства получить с налогоплательщика в полном объеме соответствующие суммы - недоимку, пени и штраф <9>.
Статья: Недопустимость нецелевого использования бюджетных средств как основополагающий принцип деятельности казенного и бюджетного образовательного учреждения
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Финансовый контроль проводится путем осуществления контрольных действий, направленных на повышение качества исполнения внутренних бюджетных процедур, обеспечивающих достоверность бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности. Осуществление контрольного мероприятия - достаточно сложный процесс и может сопровождаться привлечением экспертов, инициированием встречных и/или внеплановых проверок, возбуждением административного производства и иными событиями.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 1)Финансовый контроль проводится путем осуществления контрольных действий, направленных на повышение качества исполнения внутренних бюджетных процедур, обеспечивающих достоверность бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности. Осуществление контрольного мероприятия - достаточно сложный процесс и может сопровождаться привлечением экспертов, инициированием встречных и/или внеплановых проверок, возбуждением административного производства и иными событиями.
Статья: Совершенствование системы внутреннего контроля расчетов по имущественному страхованию в сельскохозяйственных организациях
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Таким образом, совершенствование системы внутреннего контроля расчетов по имущественному страхованию в сельском хозяйстве должно быть направлено на обеспечение информационной безопасности, последовательное выполнение контрольных процедур в процессе проверки расчетных операций по имущественному страхованию, внедрение типовых форм рабочих документов внутреннего контроля.
(Закирова А.Р., Мавлиева Л.М., Низамутдинов М.М., Клычова А.С., Махмутов М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Таким образом, совершенствование системы внутреннего контроля расчетов по имущественному страхованию в сельском хозяйстве должно быть направлено на обеспечение информационной безопасности, последовательное выполнение контрольных процедур в процессе проверки расчетных операций по имущественному страхованию, внедрение типовых форм рабочих документов внутреннего контроля.
Готовое решение: Какие методы применять при проведении внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов с целью оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков. Метод применяется, если длительность аудиторского мероприятия составляет не менее четырех месяцев или соответствует периоду выполнения бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению в течение текущего финансового года.
(КонсультантПлюс, 2025)мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов с целью оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков. Метод применяется, если длительность аудиторского мероприятия составляет не менее четырех месяцев или соответствует периоду выполнения бюджетных процедур, операций (действий) по их выполнению в течение текущего финансового года.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В Методических рекомендациях N 356 внутренний финансовый контроль определялся как непрерывный процесс, реализуемый руководителем главного администратора бюджетных средств и должностными лицами его структурных подразделений, а также должностными лицами иных подразделений государственного органа, которые организуют и выполняют, а также обеспечивают соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В Методических рекомендациях N 356 внутренний финансовый контроль определялся как непрерывный процесс, реализуемый руководителем главного администратора бюджетных средств и должностными лицами его структурных подразделений, а также должностными лицами иных подразделений государственного органа, которые организуют и выполняют, а также обеспечивают соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
Статья: Система казначейских платежей как новый институт бюджетного права
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<13> См.: Артюхин Р.Е. Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей // Финансовое право. 2022. N 12. С. 2 - 6.
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<13> См.: Артюхин Р.Е. Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей // Финансовое право. 2022. N 12. С. 2 - 6.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление достаточности и актуальности правовых актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения), и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление достаточности и актуальности правовых актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения), и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Принимая во внимание Приказ Минфина России от 13.04.2009 N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета", отдельные исследователи предлагают рассматривать внутренний финансовый контроль в разрезе финансового менеджмента, под которым понимают совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса. Финансовый менеджмент призван обеспечивать повышение эффективности бюджетных расходов в рамках бюджетного процесса <258>.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Принимая во внимание Приказ Минфина России от 13.04.2009 N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета", отдельные исследователи предлагают рассматривать внутренний финансовый контроль в разрезе финансового менеджмента, под которым понимают совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса. Финансовый менеджмент призван обеспечивать повышение эффективности бюджетных расходов в рамках бюджетного процесса <258>.
Статья: Должностные инструкции для сотрудников ВФА
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)- оценки результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)- оценки результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;