Процессуальная реформа кас
Подборка наиболее важных документов по запросу Процессуальная реформа кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Последние изменения: Апелляционное обжалование решения суда по административному делу
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 года
(КонсультантПлюс, 2025)См. также: Процессуальная реформа: как судиться по КАС с 1 октября 2019 года
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Соотношение консерватизма и либерализма в реализации административно-правовой политики вырабатывалось и в соперничестве (порой известном противостоянии) ученых-юристов и законодателя, принимавшего к рассмотрению новые законы или вносившего в них изменения в соответствии с новой административно-правовой реальностью. Как известно, весь постсоветский период ученые "бежали" за реформаторами и законодателем; иногда отставали в выработке научных представлений о существе законотворческой деятельности, иногда бездействовали, а после принятия и вступления закона в силу одни начинали критиковать его нормы, другие - хвалить, третьи - никаким образом не реагировали на нововведения, полагая, что законодатель всегда прав. И впрямь (и это тоже нужно признать), некоторые институты и даже отрасли законодательства появлялись в юридическом пространстве при непосредственном влиянии исследователей на российского законодателя. В сущности, административная реформа (2003 - 2005 гг.), административно-процессуальная реформа (создание КАС РФ в 2015 г.), реформа государственного контроля и надзора (2020 г.) и некоторые другие стали следствием первоначального научного осмысления и формирования соответствующих предложений по изменению российского административного законодательства.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)Соотношение консерватизма и либерализма в реализации административно-правовой политики вырабатывалось и в соперничестве (порой известном противостоянии) ученых-юристов и законодателя, принимавшего к рассмотрению новые законы или вносившего в них изменения в соответствии с новой административно-правовой реальностью. Как известно, весь постсоветский период ученые "бежали" за реформаторами и законодателем; иногда отставали в выработке научных представлений о существе законотворческой деятельности, иногда бездействовали, а после принятия и вступления закона в силу одни начинали критиковать его нормы, другие - хвалить, третьи - никаким образом не реагировали на нововведения, полагая, что законодатель всегда прав. И впрямь (и это тоже нужно признать), некоторые институты и даже отрасли законодательства появлялись в юридическом пространстве при непосредственном влиянии исследователей на российского законодателя. В сущности, административная реформа (2003 - 2005 гг.), административно-процессуальная реформа (создание КАС РФ в 2015 г.), реформа государственного контроля и надзора (2020 г.) и некоторые другие стали следствием первоначального научного осмысления и формирования соответствующих предложений по изменению российского административного законодательства.
Статья: К рассуждению о создании судов административной юстиции
(Романов А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Вопрос о необходимости создания в России судов административной юстиции - административных судов - не перестает быть актуальным на протяжении последних десятилетий. За прошедшие годы указанной теме посвящено множество различных публикаций и выступлений, был принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации <1> (далее - КАС РФ), проведена процессуальная реформа, приведшая к созданию окружных кассационных и номерных апелляционных судов общей юрисдикции, при этом окончательного устоявшегося мнения по данной проблеме не состоялось. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в ч. 2 ст. 118 устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства <2>, тем самым оставляя открытыми возможности для продолжения полемики по названной тематике.
(Романов А.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 5)Вопрос о необходимости создания в России судов административной юстиции - административных судов - не перестает быть актуальным на протяжении последних десятилетий. За прошедшие годы указанной теме посвящено множество различных публикаций и выступлений, был принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации <1> (далее - КАС РФ), проведена процессуальная реформа, приведшая к созданию окружных кассационных и номерных апелляционных судов общей юрисдикции, при этом окончательного устоявшегося мнения по данной проблеме не состоялось. Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в ч. 2 ст. 118 устанавливает, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства <2>, тем самым оставляя открытыми возможности для продолжения полемики по названной тематике.
Статья: Проблемы совершенствования института подсудности гражданских дел
(Самсонова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)4. Процессуальная реформа 2018 г. <23> внесла существенные изменения в содержание правил подсудности гражданских дел:
(Самсонова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)4. Процессуальная реформа 2018 г. <23> внесла существенные изменения в содержание правил подсудности гражданских дел:
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Данные мнения ученых усиливают роль и значение современной научной полемики в указанном контексте, так как игнорирование принципов права приводит к тому, что возникают негативные тенденции, влияющие на эффективность судопроизводства, и число их увеличивается. Поэтому существует необходимость не только дальнейших доктринальных исследований, но и реализации повсеместной реформы процессуального законодательства с точки зрения реализации принципов гражданского процессуального права, устранения дифференцированных норм в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, унификации процессуального права, что должно способствовать единообразному применению правовых норм <1>.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Данные мнения ученых усиливают роль и значение современной научной полемики в указанном контексте, так как игнорирование принципов права приводит к тому, что возникают негативные тенденции, влияющие на эффективность судопроизводства, и число их увеличивается. Поэтому существует необходимость не только дальнейших доктринальных исследований, но и реализации повсеместной реформы процессуального законодательства с точки зрения реализации принципов гражданского процессуального права, устранения дифференцированных норм в ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, унификации процессуального права, что должно способствовать единообразному применению правовых норм <1>.
Статья: О необходимости унификации норм института лиц, участвующих в деле, в процессуальных отраслях российского права
(Артебякина Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 1)Однако неслучайно в научной литературе неоднократно указывалось на поспешность принятия КАС РФ, на имеющиеся в нем сущностные и технико-юридические ошибки <5>. Напомним, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваемые ранее по ГПК РФ, относились к числу неисковых видов производств. Участники в рамках рассмотрения таких дел именовались "заявителями и другими заинтересованными лицами". В соответствии с ч. 1 ст. 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. Как известно, истец и ответчик - процессуальные фигуры, которые характерны именно для искового производства. Как отмечала М.А. Викут, "сторонами гражданского процесса являются лица, чей спор о праве гражданском подлежит рассмотрению и разрешению (но не лица, по заявлению которых суд возбуждает гражданское дело)" <6>.
(Артебякина Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 1)Однако неслучайно в научной литературе неоднократно указывалось на поспешность принятия КАС РФ, на имеющиеся в нем сущностные и технико-юридические ошибки <5>. Напомним, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваемые ранее по ГПК РФ, относились к числу неисковых видов производств. Участники в рамках рассмотрения таких дел именовались "заявителями и другими заинтересованными лицами". В соответствии с ч. 1 ст. 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик. Как известно, истец и ответчик - процессуальные фигуры, которые характерны именно для искового производства. Как отмечала М.А. Викут, "сторонами гражданского процесса являются лица, чей спор о праве гражданском подлежит рассмотрению и разрешению (но не лица, по заявлению которых суд возбуждает гражданское дело)" <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, нарушение правил аудиопротоколирования, выступающего основным объективным средством фиксирования сведений о ходе судебного заседания, не должно влечь менее строгие правовые последствия, нежели нарушение правил ведения протокола в письменной форме. Нарушение правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение (п. 3 ст. 309, п. 6 ч. 1 ст. 310 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Как отмечалось в Пояснительной записке к проекту Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, нарушение правил аудиопротоколирования, выступающего основным объективным средством фиксирования сведений о ходе судебного заседания, не должно влечь менее строгие правовые последствия, нежели нарушение правил ведения протокола в письменной форме. Нарушение правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания является основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение (п. 3 ст. 309, п. 6 ч. 1 ст. 310 КАС РФ).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Начиная с 2010 г. правила участия в судебных заседаниях путем использования систем видео-конференц-связи стали постепенно вводиться в процессуальные кодексы: в ГПК РФ соответствующие изменения были внесены в 2013 г., <2> а в КАС РФ эти нормы были предусмотрены в его первой редакции от 8 марта 2015 г.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Начиная с 2010 г. правила участия в судебных заседаниях путем использования систем видео-конференц-связи стали постепенно вводиться в процессуальные кодексы: в ГПК РФ соответствующие изменения были внесены в 2013 г., <2> а в КАС РФ эти нормы были предусмотрены в его первой редакции от 8 марта 2015 г.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)<1> См.: Хаманева Н.Ю. Реформа судебной власти: нужны ли административные суды в России // Гражданин и право. 2001. N 5. С. 28.
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)<1> См.: Хаманева Н.Ю. Реформа судебной власти: нужны ли административные суды в России // Гражданин и право. 2001. N 5. С. 28.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> См.: Шергин А.П. О понимании административного судопроизводства // Административное судопроизводство в Российской Федерации и формирование административно-процессуального законодательства. Сер. "Юбилеи, конференции, форумы". Воронеж, 2013. Вып. 7. С. 752 - 761; Административная ответственность (часть Общая): учеб. пособие / под ред. Д.Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004. С. 70; Студеникина М.С. Процессуальные формы осуществления правосудия по административным делам // Судебная реформа в России. М., 2001. С. 177; Зеленцов А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. М., 2001. С. 489 - 490; Он же. Административное правосудие: проблема теоретического определения понятия // Вестник РУДН. Сер. "Юридические науки". 2000. N 2. С. 40; Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: учебник. М., 2017. С. 259; Хазанов С.Д. Кодекс административного судопроизводства: концепция и юридический инструментарий // Теория и практика административного права и процесса: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2006. С. 276; Кононов П.И. Проблемы понимания и нормативной регламентации административного судопроизводства в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного судопроизводства: мат. Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 28 ноября, 2014 г.) / отв. ред. Ю.П. Соловей. Омск, 2015. С. 117 - 124.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)<1> См.: Шергин А.П. О понимании административного судопроизводства // Административное судопроизводство в Российской Федерации и формирование административно-процессуального законодательства. Сер. "Юбилеи, конференции, форумы". Воронеж, 2013. Вып. 7. С. 752 - 761; Административная ответственность (часть Общая): учеб. пособие / под ред. Д.Н. Бахраха. Екатеринбург, 2004. С. 70; Студеникина М.С. Процессуальные формы осуществления правосудия по административным делам // Судебная реформа в России. М., 2001. С. 177; Зеленцов А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. М., 2001. С. 489 - 490; Он же. Административное правосудие: проблема теоретического определения понятия // Вестник РУДН. Сер. "Юридические науки". 2000. N 2. С. 40; Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: учебник. М., 2017. С. 259; Хазанов С.Д. Кодекс административного судопроизводства: концепция и юридический инструментарий // Теория и практика административного права и процесса: мат. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2006. С. 276; Кононов П.И. Проблемы понимания и нормативной регламентации административного судопроизводства в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного судопроизводства: мат. Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 28 ноября, 2014 г.) / отв. ред. Ю.П. Соловей. Омск, 2015. С. 117 - 124.
Статья: Институт представительства в современном цивилистическом процессе
(Мещерякова А.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)В настоящее время процессуальное право Российской Федерации претерпевает последовательные изменения, в частности, происходит постепенное реформирование различных правовых институтов. Как известно, в 2018 г. в целях модернизации и оптимизации судопроизводства были внесены изменения в три главных процессуальных кодекса: АПК РФ <1>, ГПК РФ <2> и КАС РФ <3>, а также в ряд иных федеральных законов <4>. В литературе принятие данного Закона и проведение реформы получило название "процессуальная революция" <5>. Еще на стадии разработки проект закона вызвал активное обсуждение в обществе и сформировал вокруг себя диаметрально противоположные мнения. Принципиальные изменения коснулись института представительства, устанавливающего образовательный ценз в отношении судебных представителей.
(Мещерякова А.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)В настоящее время процессуальное право Российской Федерации претерпевает последовательные изменения, в частности, происходит постепенное реформирование различных правовых институтов. Как известно, в 2018 г. в целях модернизации и оптимизации судопроизводства были внесены изменения в три главных процессуальных кодекса: АПК РФ <1>, ГПК РФ <2> и КАС РФ <3>, а также в ряд иных федеральных законов <4>. В литературе принятие данного Закона и проведение реформы получило название "процессуальная революция" <5>. Еще на стадии разработки проект закона вызвал активное обсуждение в обществе и сформировал вокруг себя диаметрально противоположные мнения. Принципиальные изменения коснулись института представительства, устанавливающего образовательный ценз в отношении судебных представителей.
"Упрощенное производство в гражданском и арбитражном процессе: Монография"
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)<1> Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству от 9 апреля 2018 г. на проект федерального закона N 383208-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о реформе процессуального законодательства). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/383208-7 (дата обращения: 02.03.2020).
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)<1> Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству от 9 апреля 2018 г. на проект федерального закона N 383208-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о реформе процессуального законодательства). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/383208-7 (дата обращения: 02.03.2020).