Проценты за пользование бюджетными средствами
Подборка наиболее важных документов по запросу Проценты за пользование бюджетными средствами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 395 ГК РФ "Ответственность за неисполнение денежного обязательства"1.3.1. Неприменение процентов за пользование чужими денежными средствами в неденежных и бюджетных обязательствах
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении периода начисления процентов за пользование бюджетными средствами при превышении суммы НДС, заявленной к возмещению и подлежащей возврату.
(Письмо Минфина России от 18.06.2024 N 03-02-06/56147)Вопрос: Об определении периода начисления процентов за пользование бюджетными средствами при превышении суммы НДС, заявленной к возмещению и подлежащей возврату.
(Письмо Минфина России от 18.06.2024 N 03-02-06/56147)Вопрос: Об определении периода начисления процентов за пользование бюджетными средствами при превышении суммы НДС, заявленной к возмещению и подлежащей возврату.
Готовое решение: Штраф за неуплату и несвоевременное перечисление НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Если сумма НДС была необоснованно возмещена в заявительном порядке, то наравне со штрафом за неуплату налога и пенями начислят проценты за пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ, п. 12 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за II квартал 2017 г., направленного Письмом ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если сумма НДС была необоснованно возмещена в заявительном порядке, то наравне со штрафом за неуплату налога и пенями начислят проценты за пользование бюджетными средствами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ, п. 12 Обзора правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за II квартал 2017 г., направленного Письмом ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд округа сослался на положения п. 24 ст. 176.1 НК РФ и исходил из следующего: поскольку налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по НДС после принятия инспекцией решения о возмещении НДС в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, следовательно, суммы, полученные в заявительном порядке, и проценты за пользование бюджетными средствами подлежат взысканию в бюджет независимо от того, какая сумма налога к возмещению отражена в уточненной декларации (большая или меньшая по сравнению с суммой налога, указанной в ранее поданной декларации). Учитывая, что применение названного порядка является правом, а не обязанностью налогоплательщика, то, получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется не только возвратить в бюджет излишне полученный налог, но и уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Отменяя принятые по делу судебные акты и отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд округа сослался на положения п. 24 ст. 176.1 НК РФ и исходил из следующего: поскольку налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию по НДС после принятия инспекцией решения о возмещении НДС в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, следовательно, суммы, полученные в заявительном порядке, и проценты за пользование бюджетными средствами подлежат взысканию в бюджет независимо от того, какая сумма налога к возмещению отражена в уточненной декларации (большая или меньшая по сравнению с суммой налога, указанной в ранее поданной декларации). Учитывая, что применение названного порядка является правом, а не обязанностью налогоплательщика, то, получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется не только возвратить в бюджет излишне полученный налог, но и уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств.
<Письмо> ФНС России от 27.08.2024 N ЕА-4-15/9785@
"По вопросу начисления процентов за пользование бюджетными средствами"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"По вопросу начисления процентов за пользование бюджетными средствами"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Спасаем бизнес: как получить налоговую рассрочку? Ключевые моменты
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Единовременная уплата налога грозит банкротством или срывом контрактов? Для налогоплательщиков, испытывающих временные финансовые трудности, Налоговый кодекс РФ позволяет изменить срок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. В статье представлен актуальный алгоритм получения отсрочки (единовременная уплата позже) или рассрочки (поэтапная уплата), включая перечень оснований, необходимый пакет документов, правила расчета процентов за пользование бюджетными средствами и виды принимаемого ФНС обеспечения.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 30)Единовременная уплата налога грозит банкротством или срывом контрактов? Для налогоплательщиков, испытывающих временные финансовые трудности, Налоговый кодекс РФ позволяет изменить срок исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов. В статье представлен актуальный алгоритм получения отсрочки (единовременная уплата позже) или рассрочки (поэтапная уплата), включая перечень оснований, необходимый пакет документов, правила расчета процентов за пользование бюджетными средствами и виды принимаемого ФНС обеспечения.
Статья: Надзор за соблюдением прав граждан в сферах оплаты труда и занятости населения
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Вследствие этого только пятая часть (450 из 2 050 чел.) из числа прошедших обучение безработных трудоустроилась, затраченные на переобучение остальных граждан (почти 80%) бюджетные средства (25 млн руб.) израсходованы неэффективно.
(Демешин Д.В., Карасев А.Е.)
("Законность", 2021, N 12)Вследствие этого только пятая часть (450 из 2 050 чел.) из числа прошедших обучение безработных трудоустроилась, затраченные на переобучение остальных граждан (почти 80%) бюджетные средства (25 млн руб.) израсходованы неэффективно.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В этом случае вам придется не только вернуть излишне возмещенную сумму НДС, но и заплатить проценты за весь период пользования бюджетными средствами из расчета двукратной ключевой ставки ЦБ. Проценты начисляются начиная с третьего дня после принятия решения о возмещении НДС в заявительном порядке до дня принятия решения об отмене (полностью или частично) указанного решения.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В этом случае вам придется не только вернуть излишне возмещенную сумму НДС, но и заплатить проценты за весь период пользования бюджетными средствами из расчета двукратной ключевой ставки ЦБ. Проценты начисляются начиная с третьего дня после принятия решения о возмещении НДС в заявительном порядке до дня принятия решения об отмене (полностью или частично) указанного решения.
Статья: Перспективы формирования института мастер-планирования федеральных круглогодичных курортов
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Вторая главная составляющая - это финансово-экономическая модель. Реализация многих масштабных проектов предполагает государственную поддержку или государственно-частное партнерство, субсидирование инфраструктуры, налоговые льготы и т.п. При этом важно иметь независимый контроль органов, ответственных за бюджетные расходы. Согласно п. 5.27 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703, данный финансовый орган уполномочен на осуществление контроля и анализа финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50%, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации. Иначе говоря, Федеральное казначейство наделено полномочием финансово-экономического анализа не только расходов распорядителей средств бюджета, но и самостоятельных хозяйствующих субъектов в случае, если в их капитале присутствует участие Российской Федерации более чем на 50%. Федеральное казначейство осуществляет предварительный контроль расходования бюджетных средств, но в случае принятия закона следовало бы предусмотреть прямой механизм вовлечения этого органа (или иных финансовых институтов) в оценку финансово-экономических моделей планируемых проектов.
(Майборода Э.Т.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Вторая главная составляющая - это финансово-экономическая модель. Реализация многих масштабных проектов предполагает государственную поддержку или государственно-частное партнерство, субсидирование инфраструктуры, налоговые льготы и т.п. При этом важно иметь независимый контроль органов, ответственных за бюджетные расходы. Согласно п. 5.27 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703, данный финансовый орган уполномочен на осуществление контроля и анализа финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50%, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации. Иначе говоря, Федеральное казначейство наделено полномочием финансово-экономического анализа не только расходов распорядителей средств бюджета, но и самостоятельных хозяйствующих субъектов в случае, если в их капитале присутствует участие Российской Федерации более чем на 50%. Федеральное казначейство осуществляет предварительный контроль расходования бюджетных средств, но в случае принятия закона следовало бы предусмотреть прямой механизм вовлечения этого органа (или иных финансовых институтов) в оценку финансово-экономических моделей планируемых проектов.
Типовая ситуация: Субсидии: порядок получения, налоги, проводки
(Издательство "Главная книга", 2025)для малых и микропредприятий - от 2,5% до 12,5% бюджетных средств, использованных не по назначению, но не менее 20 000 руб.
(Издательство "Главная книга", 2025)для малых и микропредприятий - от 2,5% до 12,5% бюджетных средств, использованных не по назначению, но не менее 20 000 руб.
Статья: Влияние принципа правового государства на исполнение арбитражных решений против бюджета
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)<17> Савенков А.В. Проценты за пользование чужими денежными средствами в условиях иммунитета бюджетов // Аграрное и земельное право. 2021. N 5. С. 39 - 44.
(Савенков А.В.)
("Третейский суд", 2021, N 3/4)<17> Савенков А.В. Проценты за пользование чужими денежными средствами в условиях иммунитета бюджетов // Аграрное и земельное право. 2021. N 5. С. 39 - 44.