Процедуры в сфере жилищного строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедуры в сфере жилищного строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 49 "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации, в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" Градостроительного кодекса РФСледует отметить, что с учетом различного разрешительного порядка строительства данных объектов процедура перевода объектов индивидуального жилищного строительства в нежилые здания не должна являться способом обхода предусмотренной законом процедуры возведения и введения в гражданский оборот объекта капитального строительства коммерческого назначения в упрощенном порядке под видом жилого дома, построенного изначально в качестве нежилого здания без соблюдения требований, предусмотренных Градостроительным кодексом."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Признание договора аренды недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)"...Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица... Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Антимонопольным органом вынесено решение, которым муниципальное казенное учреждение признано нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельные участки. Нарушение выразилось в предоставлении в аренду земельных участков физическому лицу для жилищного строительства без проведения конкурентных процедур ввиду представления одной заявки от данного лица... Кроме того, антимонопольный орган выдал учреждению предписание о прекращении нарушения путем принятия мер по возврату в муниципальную казну этих земельных участков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Процедура принятия решения о переселении граждан из домов
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)Процедура принятия решения о переселении граждан из домов
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Необходимо иметь в виду, что положениями действующей редакции главы V.1 Земельного кодекса также предусматривается процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, посредством проведения аукциона, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Необходимо иметь в виду, что положениями действующей редакции главы V.1 Земельного кодекса также предусматривается процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, посредством проведения аукциона, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса.
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства";
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства";
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкретная процедура аттестации установлена Административным регламентом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства, их должностными лицами, а также с заявителями и органами государственной власти Российской Федерации. Заявителями на получение государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Заявитель, претендующий на получение права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности, является претендентом. Заявитель, претендующий на продление права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности, является экспертом. Он вправе обратиться за получением государственной услуги через представителя. Полномочия представителя, выступающего от имени заявителя, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Ответственным структурным подразделением за предоставление государственной услуги является структурное подразделение Министерства, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности (далее - ответственное структурное подразделение). Текст соответствующего Административного регламента размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конкретная процедура аттестации установлена Административным регламентом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства, их должностными лицами, а также с заявителями и органами государственной власти Российской Федерации. Заявителями на получение государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Заявитель, претендующий на получение права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности, является претендентом. Заявитель, претендующий на продление права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности, является экспертом. Он вправе обратиться за получением государственной услуги через представителя. Полномочия представителя, выступающего от имени заявителя, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Ответственным структурным подразделением за предоставление государственной услуги является структурное подразделение Министерства, обеспечивающее осуществление функций в сфере оказания государственных услуг и разрешительной деятельности (далее - ответственное структурное подразделение). Текст соответствующего Административного регламента размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403;
Статья: Параметрирование строительства: модернизация регулирования и проблемы устранения избыточных ограничений
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)В литературе подчеркивается, что снижение административных барьеров в градостроительстве остается приоритетной государственной задачей. Так, утверждение Правительством РФ исчерпывающего перечня административных процедур в жилищном строительстве, бесспорно, важный шаг на пути к обеспечению законности в сфере градостроительства <28>. В этом смысле любые (прежде всего избыточные) параметры разрешенного строительства могут рассматриваться как: 1) ограничивающие права собственников и иных владельцев земельных участков; 2) ограничивающие экономическую активность застройщиков; 3) снижающие доступность государственной (муниципальной) услуги по выдаче разрешения на строительство. Такие ограничения должны быть соразмерны конституционно одобряемым ценностям и допускаться в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)В литературе подчеркивается, что снижение административных барьеров в градостроительстве остается приоритетной государственной задачей. Так, утверждение Правительством РФ исчерпывающего перечня административных процедур в жилищном строительстве, бесспорно, важный шаг на пути к обеспечению законности в сфере градостроительства <28>. В этом смысле любые (прежде всего избыточные) параметры разрешенного строительства могут рассматриваться как: 1) ограничивающие права собственников и иных владельцев земельных участков; 2) ограничивающие экономическую активность застройщиков; 3) снижающие доступность государственной (муниципальной) услуги по выдаче разрешения на строительство. Такие ограничения должны быть соразмерны конституционно одобряемым ценностям и допускаться в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В ст. 65 ГК РФ предусмотрено, что банкротами могут быть признаны юридические лица, за исключением казенных предприятий (предприятий, действующих на праве оперативного управления), учреждений, политических партий и религиозных организаций. Особое положение занимают публичные (государственные) корпорации и фонды, которые могут быть признаны банкротами, если это допускается федеральным законом, предусматривающим их создание. Например, ФЗ от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <1> предусмотрено, что к процедуре ликвидации учрежденного названным Законом Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства не применяются правила, предусмотренные законодательством о банкротстве (п. 11 ст. 2).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В ст. 65 ГК РФ предусмотрено, что банкротами могут быть признаны юридические лица, за исключением казенных предприятий (предприятий, действующих на праве оперативного управления), учреждений, политических партий и религиозных организаций. Особое положение занимают публичные (государственные) корпорации и фонды, которые могут быть признаны банкротами, если это допускается федеральным законом, предусматривающим их создание. Например, ФЗ от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" <1> предусмотрено, что к процедуре ликвидации учрежденного названным Законом Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства не применяются правила, предусмотренные законодательством о банкротстве (п. 11 ст. 2).