Процедура закупки у единственного поставщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура закупки у единственного поставщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Договор передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации признают недействительным, если он заключен субъектом естественных монополий с нарушением конкурентных процедур (путем закупки у единственного поставщика)
(КонсультантПлюс, 2025)Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющей организации признают недействительным, если он заключен субъектом естественных монополий с нарушением конкурентных процедур (путем закупки у единственного поставщика)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для специалиста по закупкам"Единственный поставщик: стартовал эксперимент по ведению каталога товаров для малых госзакупок (03.10.2025)
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. Следует отличать заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурентной процедуры несостоявшейся в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (как результат использования конкурентных процедур) от закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по иным основаниям, предусмотренным ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример аргументации. Следует отличать заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурентной процедуры несостоявшейся в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (как результат использования конкурентных процедур) от закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по иным основаниям, предусмотренным ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Вопрос: О требованиях к заявкам на участие в закупках отдельными видами юрлиц и применении национального режима.
(Письмо Минфина России от 10.12.2024 N 24-07-08/124512)В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
(Письмо Минфина России от 10.12.2024 N 24-07-08/124512)В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Готовое решение: Какой порядок закупки услуг ОСАГО по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Особого порядка для закупки услуг ОСАГО не предусмотрено. Проводите конкурентную процедуру или закупку у единственного поставщика по общим правилам Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Особого порядка для закупки услуг ОСАГО не предусмотрено. Проводите конкурентную процедуру или закупку у единственного поставщика по общим правилам Закона N 44-ФЗ.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Для целей экономической эффективности закупка у единственного поставщика целесообразна в том случае, если закупаемые товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурентных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры".
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Для целей экономической эффективности закупка у единственного поставщика целесообразна в том случае, если закупаемые товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурентных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры".
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ размещать информацию о закупках в Единой информационной системе
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении открытых конкурентных процедур и электронной закупки у единственного поставщика протоколы, составляемые в ходе закупки, размещает в ЕИС оператор электронной площадки. Он должен сделать это не позднее одного часа после получения соответствующего протокола от заказчика. Протокол хода аукциона размещается не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений (ч. 14, 16, п. 4 ч. 19 ст. 48, п. 3 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 49, п. 1 ч. 4 ст. 50, пп. "б" п. 2 ч. 2, пп. "б" п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 52, пп. "в" п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Сроки подготовки заказчиками протоколов и направления их оператору электронной площадки определяются сроками проведения каждого этапа соответствующей процедуры, после которого составляется протокол.
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении открытых конкурентных процедур и электронной закупки у единственного поставщика протоколы, составляемые в ходе закупки, размещает в ЕИС оператор электронной площадки. Он должен сделать это не позднее одного часа после получения соответствующего протокола от заказчика. Протокол хода аукциона размещается не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений (ч. 14, 16, п. 4 ч. 19 ст. 48, п. 3 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 49, п. 1 ч. 4 ст. 50, пп. "б" п. 2 ч. 2, пп. "б" п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 52, пп. "в" п. 6 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Сроки подготовки заказчиками протоколов и направления их оператору электронной площадки определяются сроками проведения каждого этапа соответствующей процедуры, после которого составляется протокол.
Готовое решение: Какие последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта по 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает требований к форме документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, полагаем, что они могут быть составлены как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Такие электронные документы или образы (сканы) бумажных документов целесообразно приложить к претензии, направляемой контрагенту через ЕИС в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Если контракт заключен по результатам закрытых "бумажных" процедур или с единственным поставщиком (за исключением электронных малых закупок по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), также приложите подтверждающие документы к претензии, которую направляете в порядке, установленном контрактом.
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает требований к форме документов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, полагаем, что они могут быть составлены как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Такие электронные документы или образы (сканы) бумажных документов целесообразно приложить к претензии, направляемой контрагенту через ЕИС в порядке, предусмотренном ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Если контракт заключен по результатам закрытых "бумажных" процедур или с единственным поставщиком (за исключением электронных малых закупок по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), также приложите подтверждающие документы к претензии, которую направляете в порядке, установленном контрактом.
Готовое решение: Как провести предварительный квалификационный отбор по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ПКО в неконкурентной закупке можно предусмотреть как самостоятельный способ закупки или как этап неконкурентной процедуры, в том числе закупки у единственного поставщика. Для подобного отбора законом не установлено процедурных ограничений. В положении о закупке можно предусмотреть любой порядок проведения неконкурентной процедуры. Такой отбор целесообразно установить, когда необходимо выбрать квалифицированного единственного поставщика. Важно, чтобы положением был предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда можно проводить неконкурентную закупку (ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)ПКО в неконкурентной закупке можно предусмотреть как самостоятельный способ закупки или как этап неконкурентной процедуры, в том числе закупки у единственного поставщика. Для подобного отбора законом не установлено процедурных ограничений. В положении о закупке можно предусмотреть любой порядок проведения неконкурентной процедуры. Такой отбор целесообразно установить, когда необходимо выбрать квалифицированного единственного поставщика. Важно, чтобы положением был предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда можно проводить неконкурентную закупку (ч. 3.2 ст. 3, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
Статья: Способы и условия заключения государственных контрактов
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Новшеством могут воспользоваться, в частности, заказчики из спецперечня, в том числе их подведомственные госучреждения и ГУП <11>. Данные изменения призваны ускорить и упростить процедуру закупки у единственного поставщика, разрешая заказчикам заключать сделки в устной, простой письменной и нотариальной форме. Данное нововведение относится и к заказчикам из специального перечня, к которому относят: Министерство внутренних дел, МЧС, Службу внешней разведки, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу охраны, Росгвардию, Федеральную службу исполнения наказаний, ГУСП, Федеральную службу судебных приставов и Федеральную службу по техническому и экспортному контролю. Несмотря на то что изменения вступили в силу относительно недавно, можно с уверенностью утверждать, что данные нововведения значительно ускорят и упростят процесс закупки для выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства.
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Новшеством могут воспользоваться, в частности, заказчики из спецперечня, в том числе их подведомственные госучреждения и ГУП <11>. Данные изменения призваны ускорить и упростить процедуру закупки у единственного поставщика, разрешая заказчикам заключать сделки в устной, простой письменной и нотариальной форме. Данное нововведение относится и к заказчикам из специального перечня, к которому относят: Министерство внутренних дел, МЧС, Службу внешней разведки, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу охраны, Росгвардию, Федеральную службу исполнения наказаний, ГУСП, Федеральную службу судебных приставов и Федеральную службу по техническому и экспортному контролю. Несмотря на то что изменения вступили в силу относительно недавно, можно с уверенностью утверждать, что данные нововведения значительно ускорят и упростят процесс закупки для выполнения задач по обеспечению обороны и безопасности государства.
Готовое решение: Каков порядок отмены закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если отменяете закупку у единственного поставщика или иную неконкурентную процедуру, основания, сроки и порядок действий определяйте исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон на этот случай указаний не содержит.
(КонсультантПлюс, 2025)Если отменяете закупку у единственного поставщика или иную неконкурентную процедуру, основания, сроки и порядок действий определяйте исключительно в соответствии с положением о закупке, Закон на этот случай указаний не содержит.