Процедура проведения публичных слушаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура проведения публичных слушаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные слушания по проекту бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)При данных обстоятельствах... суд... пришел к обоснованному выводу о соблюдении при принятии оспариваемого Решения... процедуры проведения публичных слушаний..."
(КонсультантПлюс, 2025)При данных обстоятельствах... суд... пришел к обоснованному выводу о соблюдении при принятии оспариваемого Решения... процедуры проведения публичных слушаний..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общественные обсуждения и публичные слушания как формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи перечислены этапы процедуры проведения публичных слушаний.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В ч. 5 комментируемой статьи перечислены этапы процедуры проведения публичных слушаний.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 47. Публичные слушания, общественные обсуждения
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 47. Публичные слушания, общественные обсуждения
Статья: Общественные обсуждения градостроительных решений в механизме защиты прав собственников недвижимости
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права участия в общественных обсуждениях заинтересованного лица как участника публичных правоотношений обеспечивается административным иском и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом наличие или отсутствие согласия участников общественных обсуждений, публичных слушаний с рассматриваемым проектом является одним из решающих факторов при принятии уполномоченным органом соответствующего решения. В связи с этим возражения участников не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации ими предоставленного законом права на выражение своего мнения. Предметом судебного разбирательства может быть только установленная законом процедура проведения общественных обсуждений, публичных слушаний <26>.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права участия в общественных обсуждениях заинтересованного лица как участника публичных правоотношений обеспечивается административным иском и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом наличие или отсутствие согласия участников общественных обсуждений, публичных слушаний с рассматриваемым проектом является одним из решающих факторов при принятии уполномоченным органом соответствующего решения. В связи с этим возражения участников не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации ими предоставленного законом права на выражение своего мнения. Предметом судебного разбирательства может быть только установленная законом процедура проведения общественных обсуждений, публичных слушаний <26>.
Статья: Роль публичных слушаний в бюджетном процессе
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Таким образом, складывается ситуация, при которой отдельными федеральными законами, определяющими вопросы организации системы публичной власти, установлена обязательная процедура проведения публичных слушаний на стадии рассмотрения проектов региональных и местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а в соответствии с БК РФ проведение публичных слушаний не является составляющей названных стадий бюджетного процесса.
(Шебунова Е.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Таким образом, складывается ситуация, при которой отдельными федеральными законами, определяющими вопросы организации системы публичной власти, установлена обязательная процедура проведения публичных слушаний на стадии рассмотрения проектов региональных и местных бюджетов и отчетов об их исполнении, а в соответствии с БК РФ проведение публичных слушаний не является составляющей названных стадий бюджетного процесса.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)второе: изменение обстоятельств было вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при должной степени заботливости и осмотрительности. Арендатор публичного земельного участка является частным лицом, которое не обладает властными полномочиями, позволяющими ему преодолевать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изменяющие правовой режим земельного участка. Арендатор вправе участвовать в публичных слушаниях, на которых обсуждается проект правил землепользования и застройки, и его мнение учитывается при решении вопроса об утверждении изменений. Однако регламентация процедуры проведения публичных слушаний по вопросам принятия градостроительных документов предполагает, что выраженное заинтересованным лицом мнение носит совещательный, а не обязательный характер. Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что публичные слушания не являются формой осуществления власти народом, а их предназначение заключается прежде всего в получении общественной оценки принимаемого нормативно-правового акта и в обеспечении открытости процесса принятия органами власти решений, непосредственно затрагивающих условия проживания и жизнедеятельности населения <19>. Поэтому само по себе внесение изменений в правила землепользования и застройки, с которыми не согласился арендатор публичного земельного участка, не является основанием для признания таких изменений незаконными. Из этого следует, что арендатор объективно не имеет легальных возможностей для преодоления сложившегося противоречия между договорной целью использования и измененным градостроительным регламентом;
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)второе: изменение обстоятельств было вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при должной степени заботливости и осмотрительности. Арендатор публичного земельного участка является частным лицом, которое не обладает властными полномочиями, позволяющими ему преодолевать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изменяющие правовой режим земельного участка. Арендатор вправе участвовать в публичных слушаниях, на которых обсуждается проект правил землепользования и застройки, и его мнение учитывается при решении вопроса об утверждении изменений. Однако регламентация процедуры проведения публичных слушаний по вопросам принятия градостроительных документов предполагает, что выраженное заинтересованным лицом мнение носит совещательный, а не обязательный характер. Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что публичные слушания не являются формой осуществления власти народом, а их предназначение заключается прежде всего в получении общественной оценки принимаемого нормативно-правового акта и в обеспечении открытости процесса принятия органами власти решений, непосредственно затрагивающих условия проживания и жизнедеятельности населения <19>. Поэтому само по себе внесение изменений в правила землепользования и застройки, с которыми не согласился арендатор публичного земельного участка, не является основанием для признания таких изменений незаконными. Из этого следует, что арендатор объективно не имеет легальных возможностей для преодоления сложившегося противоречия между договорной целью использования и измененным градостроительным регламентом;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров (далее также - Проекты, некоторые из указанных процедур проведения публичных слушаний/общественных обсуждений уже были подробно рассмотрены ранее).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6) проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров (далее также - Проекты, некоторые из указанных процедур проведения публичных слушаний/общественных обсуждений уже были подробно рассмотрены ранее).