Процедура получения гражданства РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура получения гражданства РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится временный порядок приема в гражданство отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства (05.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится временный порядок приема в гражданство отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства (05.11.2025)
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"Глава 3. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"Глава 3. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Идеологические основания миграционной политики как источник правообразующей деятельности государства
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2023, N 4)С учетом изложенного в качестве приоритетов государственной миграционной политики следует выделить: обеспечение стратегических интересов Российской Федерации относительно миграционных процессов с учетом сложной демографической ситуации и сложившихся международных отношений; ориентированность государственной миграционной политики на компенсацию естественной убыли населения России; обеспечение миграционной привлекательности России как для соотечественников, так и для квалифицированных иностранных работников; обеспечение прозрачности и простоты административно-правовых процедур получения российского гражданства иностранцами и лицами без гражданства; направленность на пространственное развитие России и формирование социально-экономического и геополитического лидерства; обеспечение гармонизации миграционных отношений посредством внедрения адаптационных механизмов, направленных на приобщение к духовно-культурным ценностям России; обеспечение уважительного отношения к законодательству Российской Федерации.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2023, N 4)С учетом изложенного в качестве приоритетов государственной миграционной политики следует выделить: обеспечение стратегических интересов Российской Федерации относительно миграционных процессов с учетом сложной демографической ситуации и сложившихся международных отношений; ориентированность государственной миграционной политики на компенсацию естественной убыли населения России; обеспечение миграционной привлекательности России как для соотечественников, так и для квалифицированных иностранных работников; обеспечение прозрачности и простоты административно-правовых процедур получения российского гражданства иностранцами и лицами без гражданства; направленность на пространственное развитие России и формирование социально-экономического и геополитического лидерства; обеспечение гармонизации миграционных отношений посредством внедрения адаптационных механизмов, направленных на приобщение к духовно-культурным ценностям России; обеспечение уважительного отношения к законодательству Российской Федерации.
Статья: Конституционно-правовое регулирование гражданственности и гражданства в Российской Федерации
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<20> Иванов С.Д. Законодательное регулирование процедуры получения гражданства РФ и проблемы его правоприменения // Аллея науки. 2017. Т. 1. N 11. С. 461 - 468.
(Иксанов И.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<20> Иванов С.Д. Законодательное регулирование процедуры получения гражданства РФ и проблемы его правоприменения // Аллея науки. 2017. Т. 1. N 11. С. 461 - 468.
Статья: Некоторые направления противодействия угрозам миграционной безопасности
(Хабибулин А.Г.)
("Миграционное право", 2021, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" <13> граждане иностранных государств либо лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, "вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "в" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица в том числе являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины" <14>.
(Хабибулин А.Г.)
("Миграционное право", 2021, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" <13> граждане иностранных государств либо лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, "вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а" и "в" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица в том числе являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины" <14>.
Статья: О некоторых вопросах получения российского гражданства носителями русского языка
(Куликовская Л.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)В данной статье следует указать еще на один момент, который автор может определить как "неуважительное" отношение к работе Комиссии, к процедуре получения гражданства Российской Федерации. Приходится констатировать факт пренебрежительного отношения части кандидатов к содержательной стороне вопроса, касающегося знаний о Российской Федерации, ее истории и культуре, несмотря на то что сотрудники Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия достаточно полно консультируют иностранных граждан и лиц без гражданства о формате собеседования. На стендах управления размещена подробная информация о процедуре прохождения собеседования и требованиях к кандидатам.
(Куликовская Л.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)В данной статье следует указать еще на один момент, который автор может определить как "неуважительное" отношение к работе Комиссии, к процедуре получения гражданства Российской Федерации. Приходится констатировать факт пренебрежительного отношения части кандидатов к содержательной стороне вопроса, касающегося знаний о Российской Федерации, ее истории и культуре, несмотря на то что сотрудники Управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия достаточно полно консультируют иностранных граждан и лиц без гражданства о формате собеседования. На стендах управления размещена подробная информация о процедуре прохождения собеседования и требованиях к кандидатам.
Статья: Осмысление феномена "граждане России с миграционной историей" через призму нормативно-доктринального анализа понятия "мигрант"
(Каракулько М.И.)
("Миграционное право", 2025, N 4)В российском законодательстве такой или подобный ему термин не закреплен. Тем не менее в работах некоторых правоведов мы встречали понятие "российский гражданин с миграционной историей" применительно к натурализовавшимся иностранцам, а также вернувшимся соотечественникам - гражданам России <15>. "Узкий" подход ориентирует на формальную утрату этими лицами статуса "мигрант" (в момент изменения гражданства или пересечения границы) и отсутствие необходимости за ними государственного контроля: считается, что вопрос адаптации и интеграции стоит только для вновь прибывающего с страну лица, причем с иным гражданством. Законодатель полагает, что прием в гражданство страны проживания - "финальный аккорд" включения в принимающее сообщество. Однако упрощение процедуры приема в гражданство России приводит к тому, что в короткие сроки (иногда менее полугода) иностранцы становятся нашими согражданами и фактически выпадают из поля зрения государственных структур, не успев адаптироваться к новым реалиям.
(Каракулько М.И.)
("Миграционное право", 2025, N 4)В российском законодательстве такой или подобный ему термин не закреплен. Тем не менее в работах некоторых правоведов мы встречали понятие "российский гражданин с миграционной историей" применительно к натурализовавшимся иностранцам, а также вернувшимся соотечественникам - гражданам России <15>. "Узкий" подход ориентирует на формальную утрату этими лицами статуса "мигрант" (в момент изменения гражданства или пересечения границы) и отсутствие необходимости за ними государственного контроля: считается, что вопрос адаптации и интеграции стоит только для вновь прибывающего с страну лица, причем с иным гражданством. Законодатель полагает, что прием в гражданство страны проживания - "финальный аккорд" включения в принимающее сообщество. Однако упрощение процедуры приема в гражданство России приводит к тому, что в короткие сроки (иногда менее полугода) иностранцы становятся нашими согражданами и фактически выпадают из поля зрения государственных структур, не успев адаптироваться к новым реалиям.
Статья: Сравнительный анализ правового регулирования вопросов двойного гражданства в странах межгосударственного объединения БРИКС
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение в апреле 2020 г. из условий приобретения гражданства Российской Федерации отказа от гражданства иностранного государства существенно упростило процедуру приема в российское гражданство <30>. Так, согласно статистическим сведениям по миграционной ситуации в Российской Федерации, представленным МВД РФ, число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации за январь - август 2019 г. (до изменений Закона о гражданстве), составляло 221 158 человек, в 2020 г. уже 392 872 человек <31>, а в 2022 г. - 442 620 человек за аналогичный период <32>. В сентябре 2022 г. была упрощена процедура приобретения гражданства Российской Федерации (исключено условие о необходимом сроке проживания на территории Российской Федерации) для иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях на срок не менее одного года <33>. Вышеуказанные изменения Закона о гражданстве Российской Федерации 2002 г. способствуют приобретению гражданства Российской Федерации лицами, которые имеют иностранное гражданство.
(Пронякина С.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Исключение в апреле 2020 г. из условий приобретения гражданства Российской Федерации отказа от гражданства иностранного государства существенно упростило процедуру приема в российское гражданство <30>. Так, согласно статистическим сведениям по миграционной ситуации в Российской Федерации, представленным МВД РФ, число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации за январь - август 2019 г. (до изменений Закона о гражданстве), составляло 221 158 человек, в 2020 г. уже 392 872 человек <31>, а в 2022 г. - 442 620 человек за аналогичный период <32>. В сентябре 2022 г. была упрощена процедура приобретения гражданства Российской Федерации (исключено условие о необходимом сроке проживания на территории Российской Федерации) для иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях на срок не менее одного года <33>. Вышеуказанные изменения Закона о гражданстве Российской Федерации 2002 г. способствуют приобретению гражданства Российской Федерации лицами, которые имеют иностранное гражданство.
Статья: К вопросу о прекращении гражданства Российской Федерации
(Игнатушко И.В., Дроздова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Законотворчество по вопросам гражданства продолжилось. В июне 2022 г. депутаты Государственной Думы внесли законопроект о внесении изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан <3>.
(Игнатушко И.В., Дроздова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Законотворчество по вопросам гражданства продолжилось. В июне 2022 г. депутаты Государственной Думы внесли законопроект о внесении изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан <3>.