Проблемы закона 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы закона 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах ответственности за предоставление заказчику недостоверной информации в корпоративных закупках
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9)Возможное решение проблемы в Законе N 44-ФЗ, очевидно, в некоторой степени повлияет и на закупки в рамках Закона N 223-ФЗ, т.к. у большинства корпоративных заказчиков установлено обязательное требование к участникам об отсутствии их в реестрах недобросовестных поставщиков.
Статья: Обзор практики применения изменившихся правил предоставления национального режима при осуществлении закупок за январь - февраль 2025 г.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
(Гурин О., Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 3)Заметим, что одной только ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ проблемы описания объекта закупки при применении "защитных мер" не ограничиваются. В частности, в 2025 г. заказчики продолжают включать в описание объекта закупки дополнительную информацию, не предусмотренную выбранными позициями КТРУ, несмотря на то что при осуществлении закупок отдельных видов товаров, подпадающих под запрет или ограничение, это запрещено <7>.
Нормативные акты
"Концепция развития положений части второй Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре страхования"
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)К проблемам, связанным с осуществлением ОГЛС военнослужащих, можно отнести длительность процедуры выбора страховщика, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, что зачастую не позволяет обеспечивать непрерывность страховой защиты застрахованных из года в год; возможность признания конкурсов (торгов) недействительными; возможность отказа страхователя от договора. Следовательно, гарантии выплат в пользу выгодоприобретателей по договорам страхования являются неполными, а у бюджетной системы возникают риски, связанные с выплатой возмещения и неустойки (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П).
(одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 25.09.2020 N 202/оп-1/2020)К проблемам, связанным с осуществлением ОГЛС военнослужащих, можно отнести длительность процедуры выбора страховщика, предусмотренной Федеральным законом N 44-ФЗ, что зачастую не позволяет обеспечивать непрерывность страховой защиты застрахованных из года в год; возможность признания конкурсов (торгов) недействительными; возможность отказа страхователя от договора. Следовательно, гарантии выплат в пользу выгодоприобретателей по договорам страхования являются неполными, а у бюджетной системы возникают риски, связанные с выплатой возмещения и неустойки (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 г. N 24-П).
Статья: Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Череда новаций и многочисленных изменений в Закон N 44-ФЗ <3> вызывает закономерные вопросы о степени понимания органами законодательной и исполнительной власти проблем правового регулирования публичных закупок <4> в теоретическом и практическом аспектах. Ситуацию усугубляет отсутствие концепции правового регулирования указанной сферы.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Череда новаций и многочисленных изменений в Закон N 44-ФЗ <3> вызывает закономерные вопросы о степени понимания органами законодательной и исполнительной власти проблем правового регулирования публичных закупок <4> в теоретическом и практическом аспектах. Ситуацию усугубляет отсутствие концепции правового регулирования указанной сферы.
Статья: Поэтапное исполнение контрактов в 2022 году: право или обязанность заказчика? Анализ правоприменительной практики
(Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)<2> Дон В.В. "Собачьи бега" в закупках, или О решении "проблемы" этапа(-ов) исполнения контрактов в рамках Закона N 44-ФЗ с 01.01.2022" (электронный ресурс "Информационный портал закупок", URL: http://zakupki-portal.ru/novosti/viktor-don-avtorskie-materialy/sobachi-bega-v-zakupkah-ili-o-reshenii-problemy-ehtapa-ov-ispolneniya-kontraktov-v-ramkah-zakona-44-fz-s-01-01-2022-g/).
(Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)<2> Дон В.В. "Собачьи бега" в закупках, или О решении "проблемы" этапа(-ов) исполнения контрактов в рамках Закона N 44-ФЗ с 01.01.2022" (электронный ресурс "Информационный портал закупок", URL: http://zakupki-portal.ru/novosti/viktor-don-avtorskie-materialy/sobachi-bega-v-zakupkah-ili-o-reshenii-problemy-ehtapa-ov-ispolneniya-kontraktov-v-ramkah-zakona-44-fz-s-01-01-2022-g/).
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Ярко выраженный акцент действующей антикоррупционной политики в части соблюдения всеми субъектами сферы закупок конкурентных процедур с одновременным ужесточением ответственности за их нарушения сформировал основу для отчетности по эффективности и результативности осуществления закупки в рамках Закона N 44-ФЗ и полностью детерминировал эффективность и результативность расхода бюджетных средств. Например, ряд ученых рассматривают проблему существенного снижения цены (демпинг) не как эффективное снижение цены и экономию бюджетных средств, а как некомпетентность заказчика или недобросовестность поставщика, что так или иначе может привести к срывам поставок или рискам использования некачественной продукции [23, с. 26].
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Ярко выраженный акцент действующей антикоррупционной политики в части соблюдения всеми субъектами сферы закупок конкурентных процедур с одновременным ужесточением ответственности за их нарушения сформировал основу для отчетности по эффективности и результативности осуществления закупки в рамках Закона N 44-ФЗ и полностью детерминировал эффективность и результативность расхода бюджетных средств. Например, ряд ученых рассматривают проблему существенного снижения цены (демпинг) не как эффективное снижение цены и экономию бюджетных средств, а как некомпетентность заказчика или недобросовестность поставщика, что так или иначе может привести к срывам поставок или рискам использования некачественной продукции [23, с. 26].
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. При изучении данного вопроса авторами сделан вывод, что действующая нормативная база несовершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивает факт большого количества нововведений в Федеральном законе N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, когда спецсчет не открывается. Описан также механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме строительства в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа. Данный факт наглядно просматривается на фоне стабильного роста числа государственных заказов по данному направлению. Затрагивается тема строительства с использованием бюджетных средств, а также строительства объектов специального назначения. При изучении данного вопроса авторами сделан вывод, что действующая нормативная база несовершенна и не позволяет заниматься контрактной деятельностью с максимально возможной эффективностью. Существующие проблемы подчеркивает факт большого количества нововведений в Федеральном законе N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивших в силу с начала 2021 г. Однако, несмотря на внушительный перечень нововведений, действующее законодательство оставляет ряд вопросов, требующих изучения и поиска способов их решения. Был разобран вопрос о том, кто же может выступать заказчиком по государственному оборонному заказу, а также, с учетом специфики отрасли, были выделены и разобраны особенности, встречающиеся на пути участников строительства в рамках государственного оборонного заказа. Отдельно затронут вопрос необходимости открытия исполнителями по таким контрактам спецсчета, а также указан ряд исключений, когда спецсчет не открывается. Описан также механизм казначейского сопровождения, процесс его работы и перечислены виды контрактов, которые подлежат обязательному сопровождению таким методом. При написании статьи были выявлены проблемы, которые возникают на различных этапах осуществления строительной деятельности, а также предложены наиболее эффективные, по мнению авторов, пути их решения.
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)И тут следует отметить такую проблему, что ни заказчики, ни предприниматели не успевают перестраивать свою хозяйственную деятельность под новые требования Закона N 44-ФЗ. Возникает резонный вопрос: чем чревата такая динамика для предпринимателей? Тем, что либо предприниматель не сможет подать заявку на участие в закупке, либо его заявке не будет присвоен первый номер, т.е. он не будет признан победителем.
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)И тут следует отметить такую проблему, что ни заказчики, ни предприниматели не успевают перестраивать свою хозяйственную деятельность под новые требования Закона N 44-ФЗ. Возникает резонный вопрос: чем чревата такая динамика для предпринимателей? Тем, что либо предприниматель не сможет подать заявку на участие в закупке, либо его заявке не будет присвоен первый номер, т.е. он не будет признан победителем.
Статья: О некоторых вопросах, связанных с начислением неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)На первый взгляд, порядок начисления пеней за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту изложен в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ достаточно подробно, а потому при его реализации у заказчиков не должно возникать никаких проблем. Но на практике между сторонами контрактов нередко возникают споры о размере пеней, которые упираются в вопрос о том, как именно был определен период просрочки.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)На первый взгляд, порядок начисления пеней за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту изложен в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ достаточно подробно, а потому при его реализации у заказчиков не должно возникать никаких проблем. Но на практике между сторонами контрактов нередко возникают споры о размере пеней, которые упираются в вопрос о том, как именно был определен период просрочки.
Статья: К вопросу о реализации принципов контрактной системы: современный взгляд
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)В качестве более жесткой альтернативы можно предложить установление обязательной доли закупок высокотехнологичной и наукоемкой продукции по аналогии с закупками у субъектов малого предпринимательства. Однако при закреплении в Законе N 44-ФЗ такого положения заказчики могут столкнуться с проблемой невозможности его соблюдения по причине недостатка числа поставщиков, способных исполнить обязательства по контракту с учетом требований принципа стимулирования инноваций.
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)В качестве более жесткой альтернативы можно предложить установление обязательной доли закупок высокотехнологичной и наукоемкой продукции по аналогии с закупками у субъектов малого предпринимательства. Однако при закреплении в Законе N 44-ФЗ такого положения заказчики могут столкнуться с проблемой невозможности его соблюдения по причине недостатка числа поставщиков, способных исполнить обязательства по контракту с учетом требований принципа стимулирования инноваций.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Возможно, требование ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ с улучшением технических характеристик при замене проектных материалов или работ является единственным решением проблемы необходимости дальнейшего пересмотра сметной стоимости с повторным прохождением государственной экспертизы, а также в принципе барьером для каких-либо изменений. Улучшаем технические характеристики - значит, предлагаемые к замене материалы точно не будут дешевле, и далее подрядчик не положит образовавшуюся экономию себе в карман. С другой стороны, цена такого решения оказалась слишком высока. Мы получили множество других проблем, связанных с невозможностью функционирования принципов конкуренции и невозможностью обеспечения бесперебойности строительства при согласовании и внесении изменений.
Статья: Экстренные закупки в чрезвычайных обстоятельствах: что нужно знать о п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Этот пример демонстрирует и еще одну проблему, обусловленную реальной неотложностью работ, которые закупаются по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Фактически происходит вот что: заказчик находит подрядчика, который незамедлительно на свой страх и риск выполняет работы под честное слово, что после получения финансирования с ним будет заключен контракт по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Поскольку такие действия осуществляются за рамками правового поля, заказчику ничего не остается, кроме как выбирать между плохим и очень плохим вариантом выхода из ситуации.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 1)Этот пример демонстрирует и еще одну проблему, обусловленную реальной неотложностью работ, которые закупаются по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Фактически происходит вот что: заказчик находит подрядчика, который незамедлительно на свой страх и риск выполняет работы под честное слово, что после получения финансирования с ним будет заключен контракт по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Поскольку такие действия осуществляются за рамками правового поля, заказчику ничего не остается, кроме как выбирать между плохим и очень плохим вариантом выхода из ситуации.
Статья: Исполнение контрактов и договоров: сложности взаимодействия сторон и полезные советы для участников закупок
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)Проблемы взаимодействия сторон и приемки результатов исполненных контрактов и договоров чаще всего освещаются со стороны заказчика. Как правило, это связано с тем, что на законодательном уровне в Законе N 44-ФЗ и Законе N 223-ФЗ есть инструкции различной степени детализации, касающиеся приемки результатов исполненных обязательств. В рамках Закона N 223-ФЗ многие аспекты приемки отражены в локальных актах заказчика, поэтому единого шаблона или универсальных правил не существует. В этой связи поставщики часто не имеют структурированного представления о правилах, возможностях и рисках, связанных с подготовкой отчетных и закрывающих документов.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 2)Проблемы взаимодействия сторон и приемки результатов исполненных контрактов и договоров чаще всего освещаются со стороны заказчика. Как правило, это связано с тем, что на законодательном уровне в Законе N 44-ФЗ и Законе N 223-ФЗ есть инструкции различной степени детализации, касающиеся приемки результатов исполненных обязательств. В рамках Закона N 223-ФЗ многие аспекты приемки отражены в локальных актах заказчика, поэтому единого шаблона или универсальных правил не существует. В этой связи поставщики часто не имеют структурированного представления о правилах, возможностях и рисках, связанных с подготовкой отчетных и закрывающих документов.